Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:20, курсовая работа
Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА
1.1 Вопросы проблематики местного самоуправления
1.2 Признаки местного самоуправления
1.3 Система органов местного самоуправления
1.4 Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления
Глава 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Концептуальные основы местного самоуправления
2.2 Зарубежный, опыт местного самоуправления
2.3 Самоуправление в дореволюционной России
2.4 Советский этап развития местного управления и самоуправления
2.5 Современное состояние местное самоуправление в РФ
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕНОЙ РОССИИ
3.1 Взаимодействие муниципального управления с государственной властью субъектов РФ.
3.2 Проблемы местного самоуправления в современной России
3.3 Предложения по совершенствованию местного самоуправления в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.2 Признаки местного самоуправления
Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить основные параметры, в которых оно проявляется.
Во-первых местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя.
Речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве: признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации; самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;
организационная обособленность, отделенность местного самоуправления от государственной власти; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; местное самоуправление — одна из форм осуществления народовластия; признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов; обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.
Во-вторых право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление. Поэтому Закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления — городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права — прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.
К формам прямого волеизъявления относятся: участие в муниципальных выборах; участие в местном референдуме; участие в собраниях (сходах) граждан; реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения; реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления; участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.
Под органами местного самоуправления понимаются: выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления;
иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Это право включает в себя также: право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления; равный доступ к муниципальной службе; право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления; право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения; право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; право отзывать избранных представителей; право состоять на муниципальной службе; право получения информации о деятельности органов местного самоуправления; судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
В-третьих, под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения относятся (назовем основные):
1) принятие
и изменение уставов
2) владение,
пользование и распоряжение
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное
социально-экономическое
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация,
содержание и развитие
7) организация,
содержание и развитие
8) охрана
общественного порядка, организация
и содержание муниципальных
9) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
10) регулирование
использования водных объектов
местного значения, месторождений
общераспространенных полезных
ископаемых, а также недр для
строительства подземных
11) организация
снабжения населения и
12) муниципальное
дорожное строительство и
13) организация
транспортного обслуживания
14) создание
условий для обеспечения
15) создание
условий для деятельности
В-четвертых, местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.
Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.
Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.
Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе: право на судебную защиту; право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.
Исходя из комплексной системной оценки изложенной позиции, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление, будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строительства и осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.
1.3 Система органов местного самоуправления
К органам местного самоуправления относятся: а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы); б) представительные — те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.; в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д. [14, с.36].
Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления.
Муниципальные органы - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий [14, с.36]. По российскому законодательству муниципальные органы (от лат. municipium, где munis- тяжесть, бремя, тягота и capio, recipio- беру, принимаю) - это избираемое самоуправление, организуемое как в городах, так и в сельской местности. Хотя в некоторых странах (например, в США) муниципальными именуются только органы городского самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.
В основу местного самоуправления Российской Федерации положены следующие принципы: самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; организационное обособление в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм (так, избираемые населением самостоятельно на основе общефедеральных принципов с учетом местных условий органы различаются по структуре и формам осуществления местного самоуправления в малых городах и селах, на территории района крупного мегаполиса и т.д.); соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам, что предполагает наличие достаточной экономической базы; ответственность органов и должностных лиц перед избравшим их населением.
Среди наиболее общих функций местного самоуправления выделим следующие: а) обеспечение участия населения в решении местных дел; б) управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; в) обеспечение развития территории, ее экономической инфраструктуры; г) предоставление населению социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг; д) охрану общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории (эти задачи выполняют органы местной милиции, общественной безопасности во взаимодействии с государственными правоохранительными органами); е) защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством (органам государственной власти запрещено ограничивать права местного самоуправления, вторгаясь в его компетенцию).
Итак, право на местное самоуправление - это естественное право, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой, в том числе и осуществлением власти через систему государственных и муниципальных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и муниципального управления.
Как уже отмечалось, согласно Конституции Российской Федерации в государстве признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) определяет вопросы местного значения по основным сферам деятельности.
В экономической - комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; местные финансы; муниципальная собственность; земля, месторождения, недра.
В социальной - общественное призрение; социальная помощь; общее и профессиональное образование; социально-культурные мероприятия; общественный отдых; муниципальное здравоохранение; санитарный надзор; охрана памятников и местных достопримечательностей.
Информация о работе Предложения по совершенствованию местного самоуправления в РФ