Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность метода права социального обеспечения.
Задачи:
1.Рассказать в чем выражается экономическая функция
2.Рассказать в чем выражается политическая функция
3.Рассказать в чем выражается демографическая функция
Введение………………………………………………………..
Глава 1. Функции социального обеспечения
1.1 Классификация функций – экономическая, политическая, демографическая……………………………………………………………………….
Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения……………..
2.1 Предмет права социального обеспечения…………………………….4
2.2 Метод права социального обеспечения……………………………….11
Заключение………………………………………………………………….23
Приложение…………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………25
Министерство образования РК
ГОУ СПО «Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
ПЦК общественных гуманитарных
и социально-экономических
Курсовая работа
«Предмет и метод права социального обеспечения»
Дисциплина: Право социального обеспечения
Выполнила студентка гр. ЮК-21
Игушева Е.Г
Проверил преподователь:
Мажукина Л.К
Сыктывкар 2013
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Функции социального обеспечения
1.1 Классификация функций – экономическая,
политическая, демографическая………………………………………
Глава 2. Предмет и метод права социального
обеспечения……………..
2.1 Предмет права социального обеспечения…………………………….4
2.2 Метод права социального обеспечения……………………………….11
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Предметом права социального обеспечения
являются следующие виды общественных
отношений.
1-я группа - отношения по поводу денежных
выплат, в том числе: пенсий, пособий и
компенсаций.
2-я группа - отношения по поводу так называемых
«натуральных» видов социального обеспечения
(медицинская помощь и лечение, бесплатная
или со скидкой лекарственная помощь,
санаторно-курортное лечение за счет государственных
средств, обслуживание инвалидов и лиц
преклонного возраста, профобуче-ние и
трудоустройство инвалидов, ортопедическая
помощь и т.п.).
3-я группа - процедурные и процессуальные
отношения (в связи с установлением юридических
фактов, являющихся основанием для возникновения,
изменения и прекращения отношений по
социальному обеспечению, в связи с реализацией
права на социальное обеспечение, в связи
с защитой нарушенного права на социальное
обеспечение).
Метод права социального обеспечения
отражает специфику правового регулирования
отношений в области социального обеспечения
и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется
государством в лице уполномоченных им
органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение
осуществляется за счет негосударственных
фондов, в том числе фондов добровольного
социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального
обеспечения выступает гражданин (или
семья), а другим – органы, осуществляющие
социальное обеспечение.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность
метода права социального обеспечения.
Задачи:
1.Рассказать в чем выражается экономическая
функция
2.Рассказать в чем выражается политическая
функция
3.Рассказать в чем выражается демографическая
функция
4.рассмотреть предмет и метод право социального
обеспечения, указать их особенности
Актуальность темы – Деятельность социального
обеспечения направлена на удовлетворение
потребностей людей в определенных социально-экономических
благах и услугах. В свою очередь эти блага
производятся при использовании всех
видов ресурсов, имеющихся в распоряжении
общества, его субъектов и институтов.
1.1 Классификация функций
– экономическая, политическая,
демографическая.
1.Экономическая функция выражается в
оказании материальной поддержки гражданам
в трудной жизненной ситуации, в содействии
по развитию общественного производства
в целом и отдельных отраслей народного
хозяйства, экономическому подъему зон
приоритетного развития и т.д.
Экономическая функция социального обеспечения,
сущность которой заключается в том, что
государство использует социальное обеспечение
в качестве одного из способов распределения
части валового внутреннего продукта,
тем самым оказывая определенное воздействие
на выравнивание личных доходов граждан
путем предоставления материальных благ
вместо утраченного заработка либо наряду
с ним при наступлении указанных в законах
социальных рисков;
Социальное обеспечение связано с общественным
производством , влияет на него. Это влияние
составляет его производственную функцию.
Выражается оно в том, что право на многие
виды социального обеспечения обусловлено
трудовой деятельностью, а уровень обеспечения
зачастую зависит от ее характера и размера
вознаграждения за труд.
2. Политическая функция позволяет государству
специфическими для социального обеспечения
средствами реализовывать основные направления
социальной политики. Конституция РФ (ст.
7) закрепляет положение о том, что Россия
– социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека Социальная политика как целенаправленное
воздействие государства на условия жизни
людей с целью реализации конституционных
положений осуществляется главным образом
через систему социального обеспечения.
От того, насколько эффективно социальное
обеспечение выполняет свою политическую
функцию, зависит состояние социального
покоя в обществе.
Политическая функция направлена сближение
социального уровня различных слоев населения,
создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь каждому человеку. Она призвана
стабилизировать общественные отношения
в сфере социальной защиты населения.
3. Демографическая функция реализуется
посредством воздействия системы социального
обеспения на многие демографические
процессы – на продолжительность жизни
населения, воспроизводство населения,
стимулирование рождаемости и др. Так,
крайне низкий уровень пенсионного обеспечения,
приведший к резкому сокращению потребителя
пенсионеров, стал причиной высокой смертности
лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной
системы социальной помощи семье с детьми
безусловно повлечет существенное снижение
рождаемости в стране и т.д.
Демографическая функция способствует
стимулированию роста народонаселения
страны, воспроизводству здорового поколения,
росту продолжительности граждан и т.д.
Предмет права социального
обеспечения
Предмет права социального
обеспечения - это совокупность общественных
отношений, регулируемых нормами данной
отрасли права.
По своей экономической сущности отношения
в сфере социального обеспечения являются
отношениями распределительными. В экономической
науке выделяют обычно пять способов распределения:
1)бесплатно, на началах равного доступа
каждого гражданина к распределяемым
благам, но пропорционально разумным (рациональным)
потребностям и экономическим возможностям
общества; 2)безэквивалентно, но нормированного
с учетом затрат прошлого или текущего
труда, потребностей производства, материальной
обеспеченности; 3) на льготных условиях
с частичной оплатой стоимости, т.е возмездно-неэквивалентно;
4)за плату; 5)по труду в соответствии с
его количеством и качеством.
Исходя их этих способов распределения
жизненных благ, понимаемых в экономическом
смысле, можно различать три типа распределительных
отношений, которые качественно разнородны
и требуют различных методов правового
регулирования гражданского права.
Что касается правовой природы
правоотношений в сфере социального
обеспечения, то традиционно их классификация
приводится по таким основаниям, как виды
социального обеспечения, сроки существования
во времени; на материальные, процедурные,
процессуальные. Возможна также классификация
по видам и формам социального обеспечения.
По видам социального
обеспечения выделяют правоотношения
в связи с предоставлением:
денежных выплат (пенсии,
пособия, компенсации и т.д.);
натуральных видов помощи (продукты,
вещи, лекарства, транспорт и техниче
ские средства для инвалидов и т.д)
социальных услуг и льгот (социальное
обслуживание пожилых, инвалидов, детей,
медицинская помощь, санаторно-курортное
лечение и т.д)
По срокам существования
во времени правоотношения в сфере социального
обеспечения делятся на три группы:
1)правоотношения, прекращающиеся
однократным исполнением обязанностей
(например, правоотношения по поводу единовременных
пособий - по случаю рождения ребенка;
на погребение и др.);
2)правоотношения с абсолютно установленным
сроком существования во времени. Особенностью
данного вида правоотношений является
то, что с момента их возникновения заранее
известно, когда они будут прекращены.
К этой группе правоотношений можно отнести,
например, правоотношение по выплате
пособие за время отпуска по уходу за ребенком
достижения им возраста полутора лет;
правоотношение по выплате пенсии по инвалидности,
установленный на определенный срок, и
т.д.;
3)правоотношение с относительно
неопределенным сроком существования
во времени (например, правоотношение
по поводу выплаты пенсии по старости;
правоотношение по социальному обслуживанию
пожилых граждан, проживающих в стационарном
учреждении социального обслуживания,
и т.д.),
В зависимости от
источника денежных средств можно выделить
следующие виды правоотношений:
правоотношения по обеспечению
за счет средств бюджетов всех уровней,
а также внебюджетных государственных
социальных фондов;
правоотношения по обеспечению
их негосударственных средств (негосударственные
пенсионные фонды, благотворительные
фонды, средства отдельных юридических
или физических лиц и др.).
По формам государственного социального
обеспечения можно провести следующую
классификацию:
правоотношения по государственному
социальному обеспечению, в том числе
правоотношения по предоставлению государственной
социальной помощи;
правоотношения по государственному
социальному страхованию.
Производными от перечисленных видов
общественных отношений и входящими в
предмет права социального обеспечения
являются процедурные и процессуальные
отношения.
Процедурные правоотношения
возникают по поводу:
назначения всех видов социального
обеспечения;
установления юридических фактов,
имеющих значения для предоставления
тех или иных видов социального обеспечения.
Например, для назначения пенсии по инвалидности
необходимо установить факт инвалидности,
а для назначения пособия по временной
нетрудоспособности факт нетрудоспособности
и т.д.
Процессуальные
правоотношения, входящие в предмет
права социального обеспечения, связаны
с рассмотрением споров, возникающих в
этой области. Эти споры могут возникать
по различным вопросам: отказ в назначении
того или иного вида социального обеспечения
или определение его размера в денежной
форме; установление причины инвалидности;
определение права на льготы т т.д. В зависимости
от характера спора, он может быть разрешен
вышестоящим в порядке подчиненности
органом либо в суде.
Как и все правоотношения, правоотношения
в сфере действия права социального обеспечения
состоят из таких элементов, как субъект,
объект, содержание, основания возникновения,
изменения и прекращения.
Субъекты права социального
обеспечения - это участники правоотношений
по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную
правосубъектность на данный вид обеспечения.
Правоотношения в сфере социального
обеспечения являются двусторонними.
Одним из субъектов таких правоотношений
всегда выступает отдельный гражданин,
а в некоторых случаях - семья. Так,
в правоотношении по поводу пенсии по
случаю потери кормильца субъектом выступает
семья. В зависимости от вида социального
обеспечения субъектом рассматриваемых
правоотношений может быть несовершеннолетний
подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный,
нетрудоспособный, беженец, вынужденный
переселенец, человек преклонного возраста,
а также лица, пострадавшие от радиационных
аварий или природных бедствий (землетрясение,
наводнение), и т.д.
Иностранные граждане и лица без
гражданства, находящиеся на территории
России, по общему правилу, в сфере социального
обеспечения имеют те же права, что и граждане
РФ.
Вторым субъектом социально-обеспечительного
правоотношения является орган, обязанный
назначить и представить тот или иной
вид социального обеспечения. Правосубъектность
этого органа определяется и ограничивается
теми целями и задачами в социальном обеспечении,
ради которых он создан.
Для различных видов социального
обеспечения органами, их представляющими,
могут быть: государственные, муниципальные
(или иные) органы социальной защиты населения:
органы службы занятости (по пособиям
по безработице); Пенсионный фонд РФ; Фонд
социального страхования; органы образования,
в ведении которых находятся детские учреждения;
пенсионные органы министерств и ведомств
(обороны, внутренних дел и др.); работодатели
и т.д.
В процедурных правоотношениях
по установлению определенных юридических
фактов вторым субъектом являются: бюро
медико-социальной экспертизы, устанавливающее
факт инвалидности, ее причины и время
наступления; суд, устанавливающий факты
безвестного отсутствия или смерти безвестно
отсутствующего; медицинские учреждения,
устанавливающие факт временной нетрудоспособности,
и т.д.
В процессуальных правоотношениях
по рассмотрению споров по поводу того
или иного вида социального обеспечения
субъектом правоотношения является вышестоящий
орган или суд.
Объект правоотношения
– это то, по поводу чего возникает тот
или иной вид правоотношений. Объектами
правоотношений в сфере права социального
обеспечения выступают конкретные виды
социального обеспечения: денежные выплаты
(пособия, пенсии, компенсации); социальные
услуги и льготы (социальное обслуживание
на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
санаторно-курортное лечение; протезирование
и т.д.); натуральная помощь (вещи, продукты,
медикаменты, транспортные средства для
инвалидов и т.д).
В процедурных правоотношениях
по назначению отдельных видов социального
обеспечения (пенсий, пособий, услуг и
т.д.) объектом является установление права
на данный вид социального обеспечения
и назначение его либо установление определенного
юридического факта (инвалидность, малообеспеченность,
сиротство, нетрудоспособность и т.д.).
В процессуальных правоотношениях
объектом является оспариваемое гражданином
его конкретное право на определенный
вид социального обеспечения.
Содержанием правоотношений
являются взаимные права и обязанности
сторон. Особенностью содержания правоотношений
по социальному обеспечению является
то, что одна сторона – физическое лицо
– имеет право требовать предоставить
тот или иной вид обеспечения, а вторая
сторона, к которой обращено это требование,
при наличии всех предусмотренных законодательством
условий обязаны выполнить это требование.
Основанием для возникновения,
изменения или прекращения правоотношения
в сфере социального обеспечения являются
различные юридические факты, как события
(инвалидность, временная нетрудоспособность,
смерть), так и действия. Особенностью
правоотношений по социальному обеспечению
является обязательный заявительный
порядок в реализации права на тот или
иной вид социального обеспечения.
До тех пор, пока сам человек (или его законный
представитель) не напишет заявление с
просьбой назначить ему пенсию, пособие
или иной вид социального обеспечения,
никакие выплаты, услуги и т.д. ему не будут
предоставлены, а значит, и не возникнет
соответствующее правоотношение по социальному
обеспечению. Поэтому часто правоотношение
по социальному обеспечению возникает
(изменяется, прекращается) на основании
не одного юридического факта, а целой
группы фактов, которую принято называть
сложным юридическим фактическим составом.
Для возникновения (изменения,
прекращения) правоотношение по социальному
обеспечению необходим сложный юридический
фактический состав, который включает
в себя:
объективное основание для
обеспечения (рождение ребенка, инвалидность,
достижение определенного возраста, малообеспеченность,
сиротство и т.д.);
волеизъявление гражданина
на получение того или иного вида социального
обеспечения (личное заявление или заявление
законных представителей - опекунов, попечителей);
акт соответствующего
органа о предоставлении (отказе в предоставлении)
конкретного вида социального обеспечения.
Отсутствие хотя бы одного из названных
элементов сложного юридического фактического
состава ведет к невозможности возникновения
(изменения, прекращения) правоотношения
в сфере социального обеспечения.
«Ядро» предмета
права социального обеспечения составляют
отношения по социальному обеспечению
граждан в денежной форме и по предоставлению
различных социальных услуг. Процедурные
и процессуальные отношения являются
производными от них и самостоятельно
существовать не могут. Основным видом
общественных отношений, составляющих
предмет права социального обеспечения,
являются пенсионные. К пенсионным отношениям
примыкают и тесно связанные с ними отношения,
возникающие в связи с выплатами различных
пособий из внебюджетных фондов или государственного
бюджета по социальному обслуживанию
престарелых и нетрудоспособных. Пенсионные
отношения подразделяются на следующие
виды пенсий: по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца, за выслугу
лет, социальные пенсии. Отношения по обеспечению
пособиями подразделяются на следующие
виды пособий: по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам; женщинам, вставшим
на учет в ранние сроки беременности, по
случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком
до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице;
на погребение; женам военнослужащих и
др. Отношения по обеспечению компенсационными
выплатами включают компенсации лицам,
осуществляющим уход за малолетним ребенком
до достижения им возраста трех лет; компенсационные
выплаты лицам, осуществляющим уход за
лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом
I группы, престарелым, нуждающимся по
заключению врача в постоянном постороннем
уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих,
проживающих вместе с супругом (супругой)
в местностях, где они не могут трудиться
в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
беженцам и вынужденным переселенцам;
лицам, находящимся в вынужденных отпусках
без сохранения заработной платы; на детей,
находящихся под опекой и попечительством
в приемной семье, и др. Отношения, связанные
с предоставлением гражданам различных
социальных услуг, включают отношения
по социальному обслуживанию престарелых
и инвалидов в стационарных и полустационарных
учреждениях; срочное социальное обслуживание,
обслуживание на дому; социально-консультативную
помощь; реабилитационные услуги для инвалидов;
отношения по социальному обслуживанию
семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
в специальных детских учреждениях; обслуживанию
детей-инвалидов в домах-интернатах для
детей-инвалидов; содержанию детей в детских
дошкольных учреждениях.
Метод права социального обеспечения
Метод правового регулирования
общественных отношений является важнейшим
дифференцирующим критерием разграничения
отраслей права. Право социального обеспечения
как самостоятельная отрасль в общей системе
права сформировалось недавно. Вопрос
о сущности и содержании ее метода является
одним из сложных в силу неоднозначности
взглядов ученых на эту проблему и находится
на стадии научных дискуссий. В соответствии
с положениями общей теории права под
методом правового регулирования понимается
совокупность приемов и способов, используемых
законодателем для наиболее эффективного
регулирования определенного комплекса
общественных отношений. Всякий отраслевой
метод правового регулирования общественных
отношений характеризуется не одним каким-либо
признаком, а представляет собой целый
комплекс средств и способов воздействия
на общественные отношения, регулируемые
нормами данной отрасли права. Метод не
является застывшей правовой категорией,
с изменением общественных отношений
меняется и содержание метода.
Рассмотрим особенности метода права
социального обеспечения:
1. Сочетание централизованного и локального
способов установления прав и обязанностей
субъектов. Статья 72 Конституции Российской
Федерации закрепляет, что вопросы социального
обеспечения находятся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с этим регулирование отношений
в сфере социального обеспечения осуществляется
как в централизованном порядке посредством
принятия федеральных законов, а также
направленных на их реализацию иных правовых
актов центральных органов государственной
власти, так и на региональном ( локальном)
уровне путем издания соответствующих
нормативных актов субъектов Федерации.
При этом на федеральном уровне в настоящее
время закрепляется определенный минимальный
социальный стандарт по социальному обеспечению,
который не может быть понижен ни при каких
условиях субъектами Федерации, ибо предоставление
такого стандарта гарантируется средствами
федеральных финансовых источников. Регулирование
пенсионного обеспечения в централизованном
порядке осуществляется Законом РФ «О
государственных пенсиях в Российской
Федерации» от 20 ноября 1990 г., Законом РФ
« О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.
и другими актами, связанными с предоставлением
пособий, компенсационных выплат и других
видов социальных услуг). Субъекты Федерации
за счет собственных источников и при
наличии возможностей вправе устанавливать
дополнительные меры социальной защиты:
надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование
в области социального обеспечения возможно
на муниципальном уровне, а также в рамках
конкретного предприятия. Оно выражается
в том, что на основе нормативных актов,
принимаемых собственником соответствующих
финансовых источников, в нецентрализованном
порядке предусматриваются дополнительные
виды социального обеспечения с целью
повышения степени социальной защищенности
человека.
2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы
определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре ( контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.)- Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.
3. В праве социального обеспечения
отражена специфика юридических фактов,
с которыми связано возникновение, изменение,
прекращение правоотношений. В данной
отрасли почти все юридические факты —
это не действия, а события, возникающие,
как правило, объективно и не зависящие
от воли людей, в результате которых утрачивается
возможность самостоятельного обеспечения
необходимыми жизненными средствами либо
этих средств становится недостаточно
( старость, инвалидность, безработица,
потеря кормильца, бедность, рождение
ребенка, смерть и т.д.). Правовые отношения
по социальному обеспечению в основном
возникают при наличии совокупности юридических
фактов из сложных фактических составов,
которые имеют: правовые основания обеспечения;
волеизъявление лица, ими обладающего;
решение компетентного органа о назначении
вида обеспечения, на который претендуетгражданин.
4. В праве социального обеспечения установлен
абсолютный характер прав граждан как
субъектов социального обеспечения. Общее
юридическое положение субъектов социально-обеспечительных
правоотношений характеризуется прежде
всего тем, что между ними нет ни отношений
власти и подчинения, ни отношений равенства.
Государство в лице его органов выступает
обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а
соответствующие обязанности
возлагаются на компетентные государственные
и иные органы. Кроме того, законодатель
исключает усмотренческий подход обязанной
стороны в реализации прав граждан на
тот или иной вид социального обеспечения,
деятельность органов социального обеспечения
урегулирована посредством категорических
предписаний. Так, например, орган социальной
защиты населения не может отказать в
назначении гражданину пенсии в связи
с отсутствием денег в Пенсионном фонде.
Обязанная сторона должна совершить гарантированные
действия для реализации права граждан
на пенсионное обеспечение. Второй же
стороне правоотношения — гражданину
предоставлена свобода распоряжения правами.
5. Для метода права социального обеспечения
характерна специфика санкций, обеспечивающих
исполнение обязанностей субъектов, и
способа защиты нарушенного права. Специфика
санкций в сфере социального обеспечения
заключается, во-первых, в том, что имущественное
взыскание может быть обращено только
на граждан, которые виновно перепоручили
суммы полагающихся выплат. К другому
субъекту правоотношения ( государственному
или иному органу) имущественные санкции
не применяются. В случае неполучения
гражданами денежных сумм восстановление
прав последних производится путем выплаты
причитающихся им средств. Такую принудительную
выплату нельзя считать санкцией, потому
что орган социальной защиты населения
не несет материального ущерба, а лишь
выполняет свои обязанности. Вторая отличительная
черта санкций состоит в том, что они носят
право восстановительный, а не штрафной
характер: граждане возвращают переполученную
сумму в полном объеме и дополнительных
лишений при этом не испытывают. Кроме
того, при предоставлении отдельных видов
обеспечения применяются и специфические
санкции. Так, например, к лицам, систематически
нарушающим правила внутреннего распорядка
в доме-интернате, может быть применена
такая мера, как выписка из этого учреждения.
Одним из элементов отраслевого метода
правового регулирования является порядок
разрешения споров. Что касается способов
защиты субъективных прав в социальном
обеспечении, то законодательством предусматривается
как административный, так и судебный
порядок разрешения споров. Какая-либо
особая процедура отсутствует. Так, например,
в соответствии со ст. 129 Закона РФ «О государственных
пенсиях в Российской Федерации» от 20
ноября 1990 г. споры по вопросам назначения
и выплаты пенсий, удержаний из пенсии,
взыскания излишне выплаченных сумм пенсии
разрешаются вышестоящим органом социального
обеспечения. Если гражданин ( предприятие,
организация) не согласен с принятым этим
органом решением, спор разрешается в
порядке, установленном законодательством
о гражданском судопроизводстве.
Информация о работе Предмет и метод права социального обеспечения