Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
1. Предмет и метод социологии образования……………………………..4
2. Взаимосвязь образования и общества………………….……………….8
3. Функции образования……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………15
Социология образования - раздел социологической
науки, который изучает закономерности
функционирования образования как социального
института (функции в обществе, взаимосвязь
с другими институтами, социальная политика
в области образования, ценностные ориентации
специалистов, образовательные системы
и структуры, отношение к образованию
различных социально-демографических
групп, вопросы управления и кадрового
обеспечения образовательных учреждений
и т. п.).
Основы социологии образования были заложены
Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими
социальные функции образования, его связь
с экономическими, политическими процессами.
Позднее Т. Парсонс предложил изучение
образования как института социализации,
а учебных заведений - как социальных систем.
Нормальное функционирование любого современного
общества невозможно без полноценной
системы образования. Образование давно
уже стало одним из первостепенных факторов
экономического развития, важным инструментом
политики любого государства.
Институт образования относительно самостоятелен
и вместе с тем оказывает сильное, если
не решающее воздействие на развитие общества.
Образование выходит на первое место по
числу занятых преподавателей и учащихся,
студентов в сравнении с народным хозяйством.
ХХ век в первую очередь называют веком
образования. Оно интегрирует вокруг себя
другие общественные системы (экономику,
науку, культуру, экологию), предопределяя
не только перспективы развития общества,
но и деятельность каждого отдельного
человека. По большом счету, в цивилизованном
обществе, если исключить крайности протекционизма,
судьба человека, его биография и карьера
зависят от двух основных факторов - здоровья
и качества полученного образования.
Четко просматривается одна интереснейшая
закономерность: чем более развита страна,
тем больше критики в адрес ее системы
образования. В настоящее время о необходимости
реформирования образования идет речь
во всех продвинутых странах. Проблемы
национального образования становятся
приоритетными в программах многих политических
лидеров. К примеру, Дж. Кеннеди, Д. Буш
вошли в американскую историю как президенты,
много сделавшие для национальной системы
образования. Можно напомнить и о том,
что самый первый Указ, подписанный, Б.Н.
Ельциным, назывался "Об образовании".
Образование как система - это уникальный
социальный институт, призванный развивать
и преумножать человеческий капитал, формируя
идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие
позиции, надежды, конструирующие как
будущее общество в целом, так и судьбу
отдельных людей. Образование - это система
проектирования будущего. В этой связи
встает вопрос: какого будущего? Ответ
может иметь два крайних варианта.
1-й вариант - образ будущего общества жестко
оценивается и задается его сегодняшними
идеологами. Система образования в данном
случае является институтом по формированию
членов этого будущего общества.
2-й вариант - будущее общество конструируется
социальной практикой самодеятельного
и свободного народа. Система образования
здесь имеет вариативный характер, предстает
как система вариативного обучения, развивающего
образования для жизни в неопределенном
обществе, в котором надо отвечать и за
себя, и за страну. Задача общества сводится
к тому, чтобы последующие поколения были
более образованными, чем предыдущие.
Установка на приоритет развивающей и
вариативной школы естественна для открытого
общества, для общества, находящегося
в условиях трансформации и стремящегося
к открытости. Это требует политической
воли и жесткой программы действий. Системообразующей
основой таких действий является модернизация
образования с учетом стратегии реформ.
1. Образование как социокультурный
феномен.
Образование - это процесс и результат
усвоения систематизированных знаний,
умений и навыков, необходимое условие
подготовки человека к жизни и труду. Разные
науки изучают образование под своим углом
зрения. В философии понятие "образование"
употребляется в значении общего духовного
процесса формирования человека и результата
этого процесса - духовного облика человека.
Образование исследуется как культурно-историческое
явление, средство сохранения, передачи
и умножения накоплений духовной культуры
человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния
образования на формирование личности,
ее психики. Социальная психология рассматривает
человека в качестве субъекта учебной
деятельности в рамках образования
как социальной организации. Ее интересует,
как добиться того, чтобы организация
образования не была чужда человеческой
природе, какие законы и социальные
технологии должны лежать в основе
организации учебной деятельности,
как система образования должна
способствовать самоактуализации и
саморазвитию человека, его нормальному
социальному функционированию. Социологию
интересует социальная сторона образования:
как благодаря образованию человек
включается в те или иные социальные
группы, занимает определенные позиции
в социальной структуре общества,
осваивает и выполняет разнообразные
роли в обществе.
Образование выступает историко-культурным
феноменом менталитета общества,
его сознания. В образовании создаются
предпосылки для выявления и
развития творческих способностей общества,
для последовательной передачи накопленных
обществом знаний, умений, культурного
наследия всех поколений.
2. Предмет и объект социологии
образования.
Социологию образования интересуют
социальные характеристики образования,
влияние на него социальных институтов,
социальной макро- и микросреды. Социология
представляет собой целостную систему
социологических знаний, состоящую
из 3 уровней:
- общесоциологический (общетеоретический) уровень;
- специальные (частные) социологические теории;
- эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого
уровня основываются специальные (частные)
социологические теории среднего уровня.
Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяет
предмет социологии образования, как
социальной природы: "Социология образования
- отрасль социологии, изучающая
образование как социальный институт,
как форму и средство общественной
жизни". А.Майер пишет, что социология
образования "...имеет своим предметом
социологическое исследование общих
социальных закономерностей образования
и воспитания как социального
процесса и их функций на всех уровнях
взаимодействия общественных сил".
В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет
системной организации образования:
"...социология образования имеет
предметом своего рассмотрения системы
и подсистемы (элементы) образования
в их целостности и совокупности
(общественных) отношений". Обобщением
изложенных позиций является определение
Ф.Р.Филиппова: "Социология образования
есть специальная социологическая наука,
предметом которой является система образования
как социальный институт, взаимодействие
ее подсистем, а также взаимодействие
системы образования и ее подсистем с
обществом, прежде всего с его социальной
структурой".
Объектом социологии образования
является сфера образования как
социальное явление; люди, их объединения
и организации в системе образования,
где происходит функционирование процессов
образования, действуют определенные
субъекты в форме разнообразных
учебных занятий, где в ходе таких
занятий складываются определенные
системы взаимоотношения людей.
Таким образом, объектом изучения является
образование с позиций его
социальной природы.
3. Важнейшие концепции социологии
образования.
Социология образования рассматривает
влияние образования на все стороны
жизни общества - экономическую, социальную,
политическую, духовную. В то же время
она рассматривает и собственно
"образовательные" проблемы: как
функционирует и развивается
система образования, насколько
она соответствует требованиям
общества, насколько эффективно ее
организационное строение.
Исследования затрагивают такие
вопросы, как:
- соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
- пропорциональность морфологического строения структуры образования;
- влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.
Исследование проблем структуры
образования связано с изучением
его социальных функций: передача накопленных
знаний, преемственность социального
опыта и духовная преемственность
поколений, социализация личности, ее
саморазвитие и самореализация, накопление
ею духовного, интеллектуального, социального
потенциала.
Все исследования в социологии образования
объединены по двум направлениям:
- внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
- внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур
1) теоретико-концептуальное содержание:
- основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
- социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;
2) технологическая последовательность
познавательной деятельности:
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
4. Социологические методы изучения
сферы образования.
Всякое социологическое исследование
начинается с анализа документов:
- официальных: указы и постановления правительства, планы работы, материалы печати, личностные документы;
- неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
- специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов
выделяется два основных вида:
- традиционный
- качественно-количественный (контент-анализ).
Традиционный основывается на анализе
материала, логике текста, обоснованности
и достоверности приводимых сведений.
Количественно-качественный анализ основывается
на переводе текстовой информации в
количественные показатели с последующей
ее обработкой.
Часто применяется метод наблюдения,
т.е. сбор информации об объекте путем
непосредственного восприятия и
прямой регистрации событий. Наблюдения
бывают:
- систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
- простое, носящее эпизодический, случайный характер;
- включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
- не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми;
- кратковременное, в течение 1-2 часов;
- длительное, в течение ряда лет.
Метод наблюдения дает хороший результат
в сочетании его с методом
опроса.
Опрос - это метод сбора социальной
информации об изучаемом объекте
в ходе непосредственного (интервью)
или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения
социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы,
вытекающие из целей и задач исследования.
Анкетирование в исследованиях
процесса образования применяется
для сбора информации о массовых
социальных явлениях и позволяет
получить значительный объем эмпирической
информации в короткий срок и анонимно.
К недостаткам этого метода относится
невозможность проконтролировать
ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность
и полноту. Преодолеть эти недостатки
помогает метод интервью, когда информация
об исследуемом объекте получается
в процессе личного общения с
респондентом по специально составленному
вопроснику.
Одним из современных видов метода
интервью являются фокусированные интервью,
носящие дискуссионный характер,
что стимулирует расширение взгляда
на предмет исследования.
Эффективность методов социологического
исследования в значительной степени
определяется уровнем профессионализма
исследователей, а также комбинированным
применением набора методов, наиболее
соответствующих его целям и
условиям проведения.
Образование является открытой социальной
системой, оно связано с другими
социальными системами. Процесс
образования взаимодействует с
другими социальными процессами
и является одним из важнейших
механизмов социализации человеки, продолжающимся
всю его жизнь.