Предмет и объект социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Объекты социологии,уровни.Общесоциологические теории.Социологические требования.

Содержание работы

1. Объекты социологии и элементы социологического знания……………3
2. Уровни социологического знания………………………………………..7
2.1 Общесоциологические теории……………………………………….….7
2.2Специальные, или частные социологические теории……………….…9
2.3 Конкретные социологические требования…………………………...…12
Список используемой литературы……………………………………..…...14

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Объекты социологии и элементы социологического знания……………3
  2. Уровни социологического знания………………………………………..7

     2.1 Общесоциологические теории……………………………………….….7

     2.2Специальные, или частные социологические теории……………….…9

     2.3 Конкретные социологические требования…………………………...…12

    Список используемой литературы……………………………………..…...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Объекты социологии  и элементы социологического  знания

 

Внимание социолога может  быть направлено на любое явление  общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).

Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.

Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система  взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах  разных уровней, будь то жизнедеятельность  отдельных людей, социальных групп  или общества в целом.

Социологические представления  и научные знания, равно как  и их структура, формируются в  зависимости от ряда факторов, в  том числе:

  • круга объектов, изучаемых социологией;
  • глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура — словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных — экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному  явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент  структуры социологического знания — знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры  социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

Важным элементом структуры  социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще один элемент структуры  социологического знания — научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

Важным элементом структуры  социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы1. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

Существуют и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами  изучения социологии, например, научные  представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также  малых групп межличностного общения  и отдельных личностей.

Все перечисленные научные  представления, понятия, взгляды и  теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между  собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая более или менее  адекватно отражает все стороны  общественной жизни в их связи  и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит общество как целостную социальную систему.

 

 

 

 

 

 

2.Уровни социологического  знания

 

Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и  теориях общественных явлений, в  структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:

    • общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
    • специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
    • конкретные социологические исследования.

Эти три уровня социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и  широтой делаемых при этом обобщений  и выводов.

 

    1. Общесоциологические теории

 

Эти теории касаются, как  правило, глубинных или, как говорят  в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и  выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества (что было показано Г. Гегелем, К. Сен-Симоном, К. Марксом и другими мыслителями).

Важным разделом общетеоретической  социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и  содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений  между социальными субъектами.

На общетеоретическом  уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая, роль и механизм взаимодействия, а  также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые и  национальные отношения, отношения  между обществом и личностью  и т.д.). Совокупность всех указанных  выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии.

На этом же уровне исследуется  взаимодействие экономической, социальной, политической, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи  и взаимозависимости (например, воздействие  современной научно-технической  революции на социальную структуру  общества, сферу науки и культуры). Анализируются взаимодействия экономики  и политики, политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества, промышленного и сельскохозяйственного  производства и т.д.

На уровне общесоциологических  теорий каждое социальное явление рассматривается  с точки зрения его места и  роли в обществе, его многообразных  связей с другими явлениями. Оно  рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие  сферы общественной жизни, а также  объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность  исследования общественных явлений  и процессов на уровне общетеоретической  социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы общесоциологических  теорий.

 

2.2 Специальные, или частные социологические теории

 

Данные теории касаются отдельных  сфер или частные общественной жизни, социальных групп и социологические  институтов. Их познавательный ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или  иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы  жизни общества. В этом случае исследуются  проблемы социально-экономических  отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда  и социальной защиты различных категорий  населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.

Цели исследования заключаются  в том, чтобы на основе использования  статистических материалов, данных социологических  исследований и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни  или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами. Аналогичные цели ставятся и тогда, когда объекты социологического изучения — политическая и духовная сферы жизни общества. Разумеется, в каждом таком случае преследуются и специфические цели, обусловленные особенностями процессов, происходящих той или иной сфере общественной жизни.

В процессе применения специальных  социологических теорий возможно (а  нередко и необходимо) обращение  к общесоциологическим теориям, чтобы какие-то социальные явления  или события осмыслить с более  широких позиций, в рамках целого, каковым выступает общество. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего, анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а также решению возникающих здесь специфических социальных проблем.

Информация о работе Предмет и объект социологического знания