Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:35, контрольная работа
Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других обще¬ственных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обще¬стве как целостном организме; о социальной системе.
2. Предмет и объект
социологии. Функции социологии
Что же представляет объект и предмет
научного познания социологии? Совпадают
ли объект и предмет социологии? Нет, не
совпадают. Объект любой науки есть то,
на что направлен процесс исследования,
а сфера предмета — те стороны, связи и
отношения, составляющие объект изучения.
Объект социологии, как и других общественных
наук — социальная реальность, а поэтому
социология — наука об обществе. Но еще
недостаточно для определения предмета
социологии. Это лишь определение объекта
исследования, который часто совпадает
с объектом других обще¬ственных наук
(история, этнография, право, философия
и др.). Социология наука о целостности
общественных отношений, обще¬стве как
целостном организме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть
определенная сфера действительности,
обладающая относительной завершенностью
и целостностью. Ведь, известно, различными
объектами наук высту¬пают природа и общества,
которые соответственно и изучаются естественными
и социально-гуманитарными отраслями
знаний. Каж¬дый из объектов тоже «расчленяется»
науками на отдельные части, фрагменты,
которые становятся их предметами. Вопрос
о соотношении объекта и предмета социологии
как науки состоит в том, как понимать
общество, процесс его функциониро¬вания
и развития в качестве объекта гуманитарного
знания. Ведь широко распространен взгляд
на общество как на опреде¬ленную общественно-экономическую
систему, определенную ступень развития
человеческой цивилизации. Дело в том,
что основной порок в понимании общества
состоит в том, что общество представляется
в виде базиса и надстройки, совокупность
экономической, социальной, политической
и духовной сфер. Но здесь-то выпадают
из поля зрения теории об обществе и, прежде
всего, самый важный, главный объект —
человек, его потребности, интересы, ценностные
ориентации. Между тем, история есть не
что иное как деятельность человека осуществляющего
свои цели. Сведение ее к взаимодействию
базиса и надстройки, состязание различных
социально-экономических систем, ступеней
развития цивилизации обрекает на абстрактное,
одномерное видение общества, на безальтернативный
взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся
истоки экономического признания игнорирования
личности и общечеловеческих ценностей,
отрицания мира культуры. Здесь-то и важно
опре¬делять общество как совокупность
социальных общностей, слоев, групп, индивидов,
а саму историю как деятельность людей,
пре¬следующих определенные цели. Люди
ставят самые разные цели и руководствуются
ими в своей жизни. Именно цели есть специ¬фическая
черта деятельности человека. Целеобразная
деятельность включает множество различных,
органично связанных между собой элементов.
Сознательная деятельность в силу внутреннего
содержания имеет и противоречивый и динамичный
характер. Это проявляется, прежде всего
в том, что люди, получив определенный
результат корректируют на его основе
свою последующую дея¬тельность с тем,
чтобы достигнутое максимально совпало
с желанием. Происходит, хотя и крайне
противоречиво, исторический процесс
рационализации деятельности людей. Идея
рациональности нашла обоснование и развитие
в трудах многих мысли¬телей, которые
связывали переход к высокой ступени развития
общества с разрешением противоречия
между стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного
развития полученный результат отличается
от исходных предпосылок, превращается
в новые условия, средства, которые позволяют
ставить иные, более высокие цели. Реализация
высоких целей направлена на удовлетворение
возрастающих потребностей человека.
Свершается постепенный исторический
процесс. Если же история есть деятельность,
преследующих свои цели людей, а общество
состоит из различных социальных общностей
людей, слоев и групп, индивидов, то крайне
важным становится анализ отношений между
ними и внутри их. Особую актуальность
приобретает раскрытие жизнедеятельности
личности, социальных общностей, групп,
слоев и индивидов в общественной жизни
в их целостности. Деятельность личности,
социальных общностей, групп в общественной
жизни и есть. Предметом исследования
социологии. И в современных условиях,
когда усиливаются процессы социаль¬ной,
политической и хозяйственной деятельности
и концентрации, возрастает многовариантность
развития личности и социальных систем,
проблема рациональной деятельности становится
актуальной.
2.5. Функции социологии
Социология как самостоятельная
отрасль знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную,
критическую, описательную, прогностическую,
преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных
наук принято делить на две группы: гносеологические,
то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии
проявляются в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон социальной
жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их опти¬мизации. Существуют
и действуют функции только во взаимосвя¬зи
и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций
социологии — теоретико-познавательная,
критическая. Речь идет об оценке познаваемого
мира с позиций интересов личности. Реализуя
критическую функ¬цию, социология дифференцирование
подходит к действительности. С одной
стороны показывает, что можно и нужно
сохранить, упро¬чить, развить — ведь
не все надо менять перестраивать и т.
п. С другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований.
Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что
социология накапливает знания, систематизирует
их, стремится составить наиболее полную
картину социальных отношений и процессов
в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные
знания об основных социальных проблемах
развития современного общества. Что же
касается прикладной социологии, то она
призвана обеспечить надежную информацию
о различных процессах, происходящих в
разных социальных сферах общества, а
именно, о изменении социальной структуры,
семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно,
что без конкретных знаний о процессах,
происходящих внутри отдельных социальных
общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно.
Степень системности и конкретности знаний
социологии определяет эффективность
реализации ее социальной функции.
Описательная функция социологии — это
систематизация, описание исследований
в виде аналитических записок, различного
рода научных отчетов, статей, книг и т.
п. В них имеются попытки воссоздать идеальную
картину социального объекта, его действие,
взаимосвязи т. п. При исследовании социального
объекта требуется высокая нравственная
чистота и порядочность ученого, потому
что на основе данных, фактов и документов
делаются практические выводы и принимаются
управленческие решения. Эти материалы
есть точкой отсчета, источником сравнения
для буду¬щих поколений человечества.
Социология не только познает мир, она
позволяет человеку внести в него свои
коррективы. Но человек должен всегда
помнить, что преобразование общества
— не само¬ цель. И преобразования нужны
лишь тогда, когда соответствуют потребности
и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния
и общества и людей. Как бы ни была хороша
полученная социо¬логами социальная информация,
она автоматически не превращается в решения,
рекомендации, прогнозы. Познавательная
функция социологии находит продолжение
в прогнозах и преобразователь¬ной функции.
Прогностическая функция социологии —
это выдача социальных прогнозов. Обычно
социологические исследования завер¬шаются
образованием краткосрочного или долгосрочного
прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный
прогноз опирается на вскры¬тую тенденцию
развития социального явления, а также
на зафикси¬рованную закономерность в
открытии фактора, который решающе воздействует
на прогнозируемый объект. Открытие такого
фактора — сложный вид научного исследования.
Поэтому в социологи¬ ческой практике
чаще всего используются краткосрочные
прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных
проблем придается большое значение, социальный
прогноз занимает важное место -в исследованиях
о развитии социального объекта. Когда
же социолог изучает реальную проблему
и стремится выявить оптимальные пути
ее решения, естественно, движим желанием
показать перспективу и конечный результат,
который за ней стоит. Следовательно, так
или иначе прогнозируется ход развития
социального процесса.
Суть преобразовательной функции социологии
в том, что выводы, рекомендации, предложения
социолога, его оценка состояния со¬циального
субъекта служит основанием для выработки
и принятия определенных решений. Уже
всем ясно, что при реализации крупных
инженерных проектов требуется не только
технико-экономическое, но и социально-экономическое
обоснование. Вот тут-то и вспоминают о
процессах. Но социология лишь наука, ее
функция — разработка практических рекомендаций.
Что же касается их внедре¬ния реализации
— это прерогатива органов управления,
конкретных руководителей. Именно так
и объясняется то обстоятельство, что
многие весьма ценные и полезные рекомендации,
разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли
на практике реализации. Более того, нередко
органы управления поступают вопреки
рекомендациям ученых, что приводит к
тяжелым последствиям в развитии общества.
Шире и глубже раскрыть основные направления
обновления общества и дает возможность
выявления отклонений от общецивилизационного
разви¬тия. Суть реформирования в Украине,
а точнее, трансформация общества состоит
в создании условий и возможностей для
созна¬тельной, целенаправленной деятельности
личности социальных общностей. Проблема
состоит в преодолении отчуждения человека
от рациональной деятельности, в оптимизации
и качественном повышении ее эффективности.
Задача социологии — теоретически обеспечить
успешное протекание процесса реформации
и демократизации общественной жизни
в Украине. Процесс трансформа¬ции общества
в Украине идет от одного качественного
состояния к другому как раз в связи с
сознательным превращением целей в результат,
а результатов в предпосылки, условия
и средства развертывания сознательной
деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций
объясняется не столько недостаточной
квалификацией социологических кадров
(хотя и это имеет место, поскольку профессиональная
подготовка их в стране начата лишь несколько
лет назад), сколько несформированной
у большинства управленческих кадров
потребности в социологическом обосновании
управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет
сбор, систе¬матизации и накопление информации,
полученной в результате исследований.
Социологическая информация — самый оперативный
вид социальной информации. В крупных
социологических центрах она концентрируется
в памяти ЭВМ. Ее могут использовать со¬циологи,
руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке
информацию получают государственные
и другие управленческие и хозяйственные
учреждения.
Мировоззренческая функция социологии
вытекает из того, что объективно, участвует
в социально-политической жизни общества
и своими исследованиями содействует
прогрессу общества. Мировоззренческая
функция социологии выражается в использовании
действительно корректных выверенных
количествен¬ных данных, фактов, которые
только и способны в чем-либо убедить современного
человека. Ведь, что такое идеология? Это
один из уровней общественного сознания,
система идей, выражающая интересы, мировоззрение
какого-либо социального слоя, социальной
общности. История свидетельствует, что
в большинстве социальных революций, реформ
и реконструкций, трансформаций именно
социологические концепции того или иного
рода выступали ведущими в общественном
развитии. Социологические взгляды Джона
Локка сыграли важную роль в революции
1688 г. при установлении либерально-демократического
режима в Англии, труды Франсуа Вольтера,
Жан Жака Руссо и других энциклопедистов
сыграли преобразующую роль во Франции
и т. п. Длительный период идеология марксизма
выступала ведущим интеллектуальным направлением
в России. Расистская идеология стала
основой нацистского путча и третьего
рейха в Германии.
Итак, основные функции социологии определяют
не только задачи, но и место социологии
в системе общественных наук.
Объект, предмет, задачи
и функции социологии Социология
- учение об обществе. Объект социологии
- современное общество и информация
о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является
закономерности функционирования развития
общества и взаимодействие общностей
разного типа. Социальные общности
- это все разновидности
Задачи социологии
По
мере развития социологии в ее орбиту
вовлекаются все более
Одной из задач социологии является эмпирическое исследование действительности (изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.), предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. Однако было бы упрощением сводить роль социологии только к этим исследованиям. Между тем многие ошибочно отождествляют прикладные социально-статистические исследования с социологическими исследованиями вообще. В действительности же первые являются необходимой, но начальной ступенью второго. Социология представляет собой теоретическую, фундаментальную дисциплину, и характеристика ее функций должна исходить из этого.
Переход от одного качественного состояния общества к другому, который мы сейчас переживаем, требует критического анализа предшествующего пути развития. Он дается историками, экономистами, политологами, юристами и т.д. Однако как бы ни был важен этот анализ, он недостаточен для понимания той социальной системы, которая получила название «советской модели социализма». Лишь социология способна в полной мере раскрыть ее существенный изъян, заключающийся в том, что она деформировала сознательную, целесообразную деятельность как на уровне личности, так и на уровне социальных групп и общества в целом. Эта деформация проявилась в разрыве связей между потребностями людей и теми целями, которые им навязывались и отражались в мотивации деятельности; между целями и средствами; между целями и результатами деятельности.
В конечном счете все это привело к резкому расхождению между планами и получаемыми результатами, что толкало к социальным припискам. (Пример такой приписки - провозглашение создания в СССР общества развитого социализма). Принципиальное несовпадение целей и реальных результатов, слова и дела, свидетельствующее о специфической форме стихийного развития, в полной мере стало осознаваться обществом лишь начиная с середины 80-х годов.
Выявление отклонений от общецивилизованного развития дает возможность шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества. Суть реформирования, а точнее трансформации нашего общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных общностей. Проблема заключается в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и в качественном повышении ее эффективности.
Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание данного процесса. Для этого необходимы многие предпосылки, условия и средства, которые вначале выступают в качестве цели относительно самостоятельных, специфических форм деятельности. Здесь, как свидетельствует жизнь, возникает реальная опасность превращения этих форм и их результатов в самодовлеющие ценности, что не решает поставленную задачу. Процесс трансформации общества из одного качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением целей в результаты, результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности.
Таким образом, существует определенная логика функционирования и развития общества как социальной системы. В соответствии с ней результаты политических, экономических и иных неообразований превращаются в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности личности, социальных групп и общностей.
Информация о работе Предмет и объект социологии. Функции социологии