Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 15:54, курсовая работа
Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно в ней избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности, логичности и выразительности речи, а так же советы по поводу того, как этого добиться.
Введение………………………………………...……………………….………3
1Предмет изучения речевой культуры………………………………….………4
2сновные качества речи……………………………………………………......7
2 Богатство разие словаря говорящего.......………………….7
3.2 Речь должна быть яркой, образной, выразительной...……………….8
3.3 Ясность, понятность – существенный признак культуры речи...........................................................................................................................8
3.4 Точность – необходимое качество речи………………………………9
3.5 Правильность – центральное понятие культуры речи…..………….11
4 Культура речи как культура речевой деятельности…………..……………..11
5 Уровни и типы культуры речи………………………………...……………...14
6 Становление культуры речи как науки………………………………………18
7 Предмет и задачи культуры речи …………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………..……………..19
Правда, в современной науке заметна и другая, более осторожная позиция: «Контуры учения о культуре речи как особого раздела науки о языке, тесно взаимодействующего с психологией и социологией, а главное его возможности и методы действия только ещё вырисовываются… Главной задачей пока что можно признать поисковые работы: отыскание убедительных основ для культурно-регулятивной деятельности в области языка, разведку в различных областях языкознания и смежных дисциплин с целью обнаружения твердой почвы для фундамента такого учения – как серия теоретических изысканий, так и комплекса практических мероприятий».
Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Словосочетание «культура речи» (синоним – «речевая культура») применяется в настоящее время в русскоязычной литературе в трех значениях:
Культура речи – это прежде всего какие-то её признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о её коммуникативном совершенстве;
Культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения;
Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи, как совокупности и системе её коммуникативных качеств.
Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:
1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?
2. Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?
3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?
Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.
По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке».
Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.
Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.
Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.
Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним. Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного общения.
7 Предмет и задачи культуры речи
Термин "культура
речи" многозначен. Во-первых, его можно
понимать в широком смысле, и тогда он
имеет синоним "культура языка"
(в этом случае подразумеваются образцовые
тексты письменности и потенциальные
свойства языковой системы в целом). Во-вторых,
в узком смысле, культура речи это конкретная
реализация языковых свойств и возможностей
в условиях повседневного, устного и письменного,
общения. В-третьих, культурой речи называют
самостоятельную лингвистическую науку
.
Л.И. Скворцов дает такое определение:
"Культура речи владение нормами устного
и письменного литературного языка (правилами
произношения, ударения, грамматики, словоупотребления
и др.), а также умение использовать выразительные
языковые средства в разных условиях общения
в соответствии с целями и содержанием
речи" . В лингвистической литературе
традиционно принято говорить о двух ступенях
освоения литературного языка: 1) правильности
речи и 2) речевом мастерстве. Культура
речи предполагает достаточно высокий
уровень общей культуры человека, культуру
его мышления, знание языка.
Культура речи как лингвистическая наука,
изучает совокупность и систему коммуникативных
качеств. Предметом ее изучения является
теоретическое обоснование и описание
речевой культуры во всей совокупности
и системе ее коммуникативных качеств.
Понятие "коммуникативное качество"
это основное теоретическое понятие учения
о культуре речи. Под коммуникативными
качествами речи понимаются такие ее особенности,
объективные свойства, которые оптимально
обеспечивают потребности общения и свидетельствуют
о высокой речевой культуре, ее совершенстве.
Уже в античные времена были выделены
и охарактеризованы многие из тех качеств
("достоинств речи"), о которых на
протяжении ряда веков говорили писатели,
лингвисты, специалисты по стилистике
и культуре речи, например чистота, ясность,
краткость, уместность и красота.
В настоящем пособии принята классификация,
разработанная профессором Б.Н. Головиным,
в которой в качестве основных особенностей
речи выделяются правильность, точность,
чистота, логичность, богатство, выразительность
и уместность .
Поскольку коммуникативные качества речи
необходимы для того, чтобы как можно лучше
воздействовать на адресата, то можно
считать, что предметом речевой культуры
является подвижная языковая структура
речи в ее коммуникативном воздействии.
До начала 60-х гг. основным критерием культуры
речи оставался критерий литературно-языковой
правильности, т.е. главной задачей было
описание литературно-языковой нормы,
ее закономерностей, путей складывания
и овладения ею.
Новый этап развития культуры речи начался
в связи с возникновением функциональной
стилистики (описанием стилей как подсистем
языка, изучением дифференцированных
стилистических норм). В качестве основного
критерия культуры речи признан критерий
стилистического соответствия и коммуникативной
целесообразности. В науке все более последовательно
утверждается функциональное направление:
"...актуальный центр проблематики культуры
речи естественно перемещается из области
языковой нормативности в область функционально-коммуникативной
оптимальности" .
Таким образом, культурой речи решается
много интересных проблем теоретического
характера: нормализация и кодификация
(на всех уровнях литературного языка),
стилевая дифференциация языка речи; языковая
политика и культура речи, культура речи
и двуязычие, общенациональное и индивидуальное
в речи, взаимодействие литературных и
внелитературных элементов (просторечных,
диалектных, жаргонных) и др.
Однако культура речи это не только теоретическая,
но и практическая дисциплина. С практическим
ее аспектом связана методика преподавания
языка в вузе и средней школе, создание
различных ортологических словарей, справочников,
пособий по культуре речи, пропаганда
норм литературной речи с учетом функционального
аспекта и т.д.
Культурноречевые исследования ведутся
с помощью определенных методов, получивших
широкое распространение в лингвистике.
Это, прежде всего, метод непосредственного
наблюдения за речевыми и языковыми фактами:
исследователи собирают и обрабатывают
языковой материал, затем делают на основании
полученных данных теоретические и практические
выводы. Еще одним методом, часто применяемым
в исследованиях по культуре речи, является
метод анкетного опроса (или анкетирование),
который позволяет проводить массовые
исследования.
В 70-е гг. при изучении культурноречевых
проблем широко используется статистический
метод, с помощью которого получены интересные
результаты. Он и остается во многом определяющим
в решении вопросов нормализации и кодификации
тех или иных языковых (речевых) явлений.
Статистический метод развивается и совершенствуется.
Культура речи как наука продолжает активно
развиваться: более четко определяются
ее границы, углубляется содержание, уточняется
терминология, разрабатываются новые
методы исследования.
Заключение
Заканчивая разговор о культуре речи, о родном языке как средстве общения, следует подвести некоторые итоги и определить перспективы, связанные с совершенствованием речевой культуры.
Итак, культура речи – это в конечном счете культура общения, культура речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, т.е. способность к культуре мышления, знание действительности, предмета речи, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной коммуникативной задачи.
Одним из первых этапов освоения культуры речи является, на современный взгляд, осознание сути речевой деятельности, так как умение человека общаться, коммуникативная сторона его жизни, его социальный статус обеспечиваются умением создавать и воспринимать высказывания (тексты). Текст является продуктом социального взаимодействия. А умение создавать и воспринимать тексты позволяет человеку утвердить себя как личность.
Вторым же этапом можно назвать развитие и совершенствование механизмов речи. Тренировка памяти, внимания, воображения, способности к предвосхищению так же необходимы говорящему или пишущему, как ежедневные занятия у станка балерине.
Речь в результате всего должна точно, логично, выразительно, доступно передавать то, что замыслили автор того или иного высказывания. Если этого не происходит, то либо человек недостаточно ясно осознал замысел текста, его смысл, либо он не может найти слова, формы структуры, обеспечивающие понимание сказанного, а, следовательно, он не владеет необходимым уровнем речевой культуры.
Хорошая речь должна быть чистой. Засорение ее словесным "мусором" происходит из-за небрежного, безответственного отношения к ней и во многом объясняется незнанием богатств русского языка.
Чистота речи – это ее необходимое качество, свидетельствующее о культуре слова и общей культуре человека.
В заключение надлежит подчеркнуть, что уровень культуры речи во всей совокупности составляющих ее компонентов проявляется в процессе создания текста (высказывания). Но для того, чтобы создать хороший текст, знаний и умений, связанных с культурой речи, недостаточно.
Для этого необходимо знать законы создания текста, благодаря которым осознается путь от мысли к слову, безусловно, с учетом основных законов общения, норм коммуникативного и этического характера и других составляющих культуры речи.
Речь должна быть не только хорошей, но и убедительной, эффективной, воздействующей. Законы создания такой речи разработаны в риторике.
Список использованной литературы
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс».1995г. – 576 с.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 413 с.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. "Рус. яз. и лит.". – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988.
4.Колесов В.В. Культура речи. СП б: Лениздат, 1988, 135 стр.
Сборник статей «О культуре речи». М: Знание, 1981, 234 стр.