Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:23, курс лекций
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за
Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
2. Типология личности
Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.
Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие
«социальный тип личности»
Впервые
попытка создать
1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.
Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
Таким
образом, нетрудно заметить, что в
данном случае основой классификации
выступает отношение между
Различие
между этими личностными
Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.
Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.
Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.
В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.
Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.
Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».
Внутренне
ориентированная личность обладает
способностью сохранять баланс между
потребностями для достижения своих
жизненных интересов и
Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.
Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.
Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.
Данный
тип получил название командно-
В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.
3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.
В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.
Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.
Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.
Ролевая
теория личности описывает ее социальное
поведение двумя основными
Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.
Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.
Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.
Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.
Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.
Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.
Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.
Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.
Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.
Профессионально-должностной
С понятием
«социальный статус» тесно
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.
Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:
1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;
2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;
3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;
4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);
5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.
Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.
С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.
С другой
стороны, это ролевое исполнение,
которое характеризуется
Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.
Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация
представляет собой совокупность агентов
и институтов, формирующих, направляющих,
стимулирующих или
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации
Агенты вторичной социализации
Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.
1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Информация о работе Предмет, объект, функции и методы социологии