Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:23, курс лекций
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за
7) принцип естественно-
8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств, определяющихся совокупностью общественных отношений;
9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса.
Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования.
Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие антагонизмы.
Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия и являются источником общественного развития. Важным элементом теории социальной революции являются условия, при которых ее совершение становится возможным: она не совершается, пока не созреют в обществе необходимые социальные, прежде всего материальные, предпосылки.
Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер. Так, она была тесно связана с революционной практикой.
Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран, придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации.
Согласно
марксистскому видению
Завершение указанной стадии и переход на новую осуществляется в марксистской теории в результате пролетарской революции, которая должна привести к ликвидации классового деления общества в результате огосударствления всей собственности. В результате социальной революции возникает новый тип общества, в котором существует только один класс – пролетариат. Развитие в таком обществе основывается на свободном развитии каждого его члена.
Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества, применив к его исследованию системный анализ.
В дальнейшем
марксистскую социологию более или
менее последовательно и
6. «Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето
Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.
Их можно выделить три:
1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;
2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;
3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.
Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.
Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.
Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.
Если исключить эти психологические акты из предметной области социологии, появляется возможность исследовать исключительно сферу ценностей – область идеального (или идеосоциального по определению самого Зиммеля). Причем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные ценности. Это позволяет получить «строительный материал» для создания геометрии социального мира.
Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.
Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.
Другая категория, введенная Зиммелм в научный оборот, – социальный тип.
Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.
Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.).
Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, иобщество, где преобладают формальные институты.
Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.
Теннис выделял три таких социальные формы:
1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;
2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;
3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.
Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:
1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;
2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;
3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.
Другой представитель формальной социологи В. Парето (1848–1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.
Исходя из этого, Парето разработал теорию остатков, которые исследователь разделяет на два класса. Первый класс – это остатки «инстинкта комбинаций». Остатки этого класса лежат в основе всех социальных изменений и им соответствует психологическая склонность человека к комбинированию различных вещей. Второй класс включает остатки «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи.
Именно противостояние этих типов остатков является причиной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.
Другим важным элементом учения Парето была классификация социального действия. Социолог выделял два типа социального действия в зависимости от мотивации факторов:
1) логическое социальное действие осуществляется на основе разума и регулируемых норм;
2) нелогическое социальное действие характеризуется незнанием людей их совершающих истинных объектов связей между явлениями.
В сферу внимания Парето входили также процессы убеждения. Исследуя этот феномен, итальянский социолог выделил следующие его типы:
1) «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, потому что это так»;
2) аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет;
3) апелляция к чувствам, интересам;
4) «вербальные доказательства».
Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Сам мыслитель определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Парето указывал, что элита не является постоянной и в обществе происходит процесс ее смены – круговорот элит.
Круговорот элит – это процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, в результате которого происходит изменение состава избранной части населения путем вхождения в нее членов из низшей системы общества, которые соответствуют двум основным требованиям к элите: умению убеждать и умению применять силу там, где это необходимо. Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность.
7. Американская социология: основные этапы развития
Итак, на первом этапе становления социологии (XIX – начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука.
Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском университете. Другой особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер.
Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.
Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям. Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Именно в этой работе были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований, которые сохраняют свою актуальность и по сей день.
Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915 гг.). Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.
На основе своего исследования Тейлор сделал вывод о невыгодности различных производственных и организационных новаций самих по себе, так как они упираются в так называемый «человеческий фактор».
В работах
Тейлора впервые получил
Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.
Под его руководством в условиях жесточайшего экономического кризиса в странах США и Западной Европы были проведены Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы следующие принципы:
1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия;
2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;
3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;
4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами.
Самой
известной социологической
Информация о работе Предмет, объект, функции и методы социологии