Предмет социологии молодежи и основные направления исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Содержание работы

1. Предмет социологии молодежи и основные направления исследований.
2. Демографические характеристики молодежи.
3. Молодежь и семейные отношения.
4. Молодежь в сфере высшего образования. Профессиональная и трудовая занятость молодежи.
5. Динамика ценностных ориентаций молодежи России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Социология молодежи реферат.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Динамика  ценностных ориентаций молодежи  России   
Сопоставление данных социологических исследований, проведенных в течение нескольких десятилетий под руководством известных социологов Ю.Р. Вишневского, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова, А.В. Шаронова дает представление об основных тенденциях в динамике ценностных установок и ориентаций молодежи. 
Все в большей степени среди молодых людей проявляются ориентации на достижение личного успеха. Если установка на успех в 70-е годы была характерна для 10-15 % респондентов, то в 90-е годы – для 60-70% опрошенных. Истоки изменений лежат как в усилении индивидуалистических ориентаций молодежи, так и в экстремальности современной жизненной ситуации в России. Для большинства молодых людей успех связывается с достижениями материального благополучия посредством карьеры, приобретения высокого социального статуса. Важность общественного признания большей частью молодежи ставится под сомнение. 
По-прежнему в числе приоритетных ценностей молодежи – семья, здоровье, друзья. Устойчивыми являются ориентации прагматического характера. Материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям в 1990 году 42% опрошенных, в 1991 году – 58%, в 2000г. – 60 % респондентов. В то же время снижается уровень духовности молодежи. Доля молодых людей, назвавших среди высших ценностей духовность, сократилась с 16% в начале 90- х гг. до 12% в начале нового века. Более двух третей опрошенных не включили духовность в число качеств необходимых современному человеку в условиях перехода к рынку. 
Наблюдается противоречие в жизненных установках молодежи. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющем каналы достижения материальных, статусных, профессиональных благ и успехов. 
В начале рыночных преобразований «умение устанавливать связи с нужными людьми» признавалось молодыми людьми в числе самых важных, в то время как в последние годы становятся важными и предприимчивость, образованность, инновационность. На смену инфантильным настроениям («Я могу в жизни добиться чего-либо только благодаря помощи извне») приходит осознание прежде всего личностных усилий и активной позиции в жизни («Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости»). 
Молодежь признает важную роль высшего образования, которое выступает в качестве основы для будущей успешной жизни. Если в начале 90-х годов главным при достижении успеха считалось везение, стечение обстоятельств, умение рисковать, а уровень образования не рассматривался как фактор успеха, то в последнее время ситуация изменилась. В то же время резко снижается ориентация на профессиональное мастерство, растущее с повышением квалификации. Рыночные отношения создают возможности быстро обогащения независимо от уровня образования и квалификации. 
Происходит снижение престижа традиционных (инженерной, педагогической, и др.) профессий и усиление прагматических настроений. Развиваются ориентации в профессиональном и жизненном самоопределении на перспективу. Молодые люди часто выбирают профессию по причине престижности и высокой оплаты труда в ущерб собственным склонностям и способностям. Отмечается стремление к трудоустройству в негосударственном секторе, смене профессиональной деятельности. В определенной мере сформировался социальный пессимизм молодежи, заключающийся в признании бесполезности своих усилий в интересной и содержательной, но мало оплачиваемой работе. 
Возрастает роль неформальных межличностных отношений в молодежной среде, растет роль референтных групп в социализации молодежи, и одновременно снижается роль традиционных институтов (семьи, системы образования, классической культуры, музыки). 
Противоречиво изменяется ценностное восприятие молодыми межпоколенческих взаимоотношений. С одной стороны, возрастает стремление к самостоятельности, автономности, независимости, а с другой растет значение родительской семьи, усиление зависимости от нее. 
Усиливается аполитичность молодежи, сочетающаяся с нарастающим негативизмом и социальным протестом. Среди мотивов отсутствия интереса к политической жизни – наличие других интересов; дефицит свободного времени и загруженность учебой, работой; недоверие к политикам и политическим партиям; низкий уровень информированности о политических процессах, событиях и явлениях; безразличие к политической и общественной жизни; субъективное отношение к политике как к «грязному делу»; социальная пассивность; наличие индивидуалистических ценностных ориентаций[10]. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение    
Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. 
Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. 
Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий и ряд других вопросов. 
Ухудшающееся здоровье молодежи требует особого внимания как к репродуктивному, так и в целом социальному здоровью молодежи. В том числе к созданию новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию подростков и молодежи, внедрению программ по формированию здорового образа жизни и подготовке к семейной жизни с использованием инновационных социальных технологий. 
Демографическое и семейно-брачное поведение молодежи определяется рядом противоречий. В том числе: между острой необходимостью подготовки молодежи к семейной жизни и снижением роли реального участия основных институтов социализации молодежи, таких как семья, школа в этом процессе; 
между необходимостью сексуального просвещения и отсутствием программ сексуального образования как одного из направлений молодежной политики; 
между сохранением преобладающей установки на традиционные формы брака и утверждением в сознании значительной доли молодых людей мысли о естественности в современных условиях альтернативных форм семейно-брачных отношений и др. 
Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Численность учащейся молодежи возросла за период с 1998 по 2002 г. на 42,5% и составила 7,2 млн человек. 
Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. В то же время две трети молодых людей продолжают трудиться на государственных предприятиях. Подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. 
Все в большей степени среди молодых людей проявляются ориентации на достижение личного успеха. По-прежнему в числе приоритетных ценностей молодежи – семья, здоровье, друзья. Наблюдается противоречие в жизненных установках молодежи. Молодежь признает важную роль высшего образования, которое выступает в качестве основы для будущей успешной жизни. 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованной литературы   
1.   Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.  
2.   Социология молодежи: Учебник/ Отв. Ред. Проф. В.Т. Лисовский. СПб, 1996. 
3.   Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.1996.  
4.   Безрукова О.Н. Изменения в характеристиках молодой семьи / Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб.: НИИ Комплексных социальных исследований СПбГУ. 2003, раздел 1.9. 
5.   Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003.  
6.   Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема Другого // Журнал социологи и социальной антропологии. СПб., 1999. Т.2.. 
7.   Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С.47-56. 
8.   Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум,1999. 
 [1] Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. С.8. 
[2] Социология молодежи: Учебник/ Отв. Ред. Проф. В.Т. Лисовский. СПб, 1996.С.33. 
[3] Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.М.1996. гл.12. С.339. 
[4] Безрукова О.Н. Изменения в характеристиках молодой семьи / Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб.: НИИ Комплексных социальных исследований СПбГУ. 2003, раздел 1.9. 
[5] Исследование «Молодежь и образование в современной России» проведено коллективами Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Научные руководители: член-корр. РАО, докт фил. наук проф. В.Т. Лисовский, докт. социол. наук проф. А.А. Козлов Выборка составила 2340 человек, представляющих все социально–демографические группы молодежи. 
[6] Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. С.111-113. 
[7] Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема Другого // Журнал социологи и социальной антропологии. СПб., 1999. Т.2. С.105-107. 
[8] Материалы всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999–2002 гг.), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах Российской Федерации под руководством докт. социол. наук проф. В.И. Чупрова. Выборка молодежи в возрасте 15–29 лет в 1999 году составила 2004 человека; в 2002 г.–2012 человек. 
[9] Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С.47-56. 
  
[10] Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум,1999.


Информация о работе Предмет социологии молодежи и основные направления исследований