Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:12, реферат
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
1. Предмет социологии молодежи и основные направления исследований.
2. Демографические характеристики молодежи.
3. Молодежь и семейные отношения.
4. Молодежь в сфере высшего образования. Профессиональная и трудовая занятость молодежи.
5. Динамика ценностных ориентаций молодежи России.
Заключение.
Список использованной литературы.
5. Динамика
ценностных ориентаций
Сопоставление данных социологических
исследований, проведенных в течение нескольких
десятилетий под руководством известных
социологов Ю.Р. Вишневского, И.М. Ильинского,
В.Т. Лисовского, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова,
А.В. Шаронова дает представление об основных
тенденциях в динамике ценностных установок
и ориентаций молодежи.
Все в большей степени среди молодых людей
проявляются ориентации на достижение
личного успеха. Если установка на успех
в 70-е годы была характерна для 10-15 % респондентов,
то в 90-е годы – для 60-70% опрошенных. Истоки
изменений лежат как в усилении индивидуалистических
ориентаций молодежи, так и в экстремальности
современной жизненной ситуации в России.
Для большинства молодых людей успех связывается
с достижениями материального благополучия
посредством карьеры, приобретения высокого
социального статуса. Важность общественного
признания большей частью молодежи ставится
под сомнение.
По-прежнему в числе приоритетных ценностей
молодежи – семья, здоровье, друзья. Устойчивыми
являются ориентации прагматического
характера. Материальную обеспеченность
отнесли к высшим ценностям в 1990 году 42%
опрошенных, в 1991 году – 58%, в 2000г. – 60 %
респондентов. В то же время снижается
уровень духовности молодежи. Доля молодых
людей, назвавших среди высших ценностей
духовность, сократилась с 16% в начале
90- х гг. до 12% в начале нового века. Более
двух третей опрошенных не включили духовность
в число качеств необходимых современному
человеку в условиях перехода к рынку.
Наблюдается противоречие в жизненных
установках молодежи. Дух предприимчивости,
характерный для рыночной экономики причудливо
уживается с бюрократическим «рынком
связей», определяющем каналы достижения
материальных, статусных, профессиональных
благ и успехов.
В начале рыночных преобразований «умение
устанавливать связи с нужными людьми»
признавалось молодыми людьми в числе
самых важных, в то время как в последние
годы становятся важными и предприимчивость,
образованность, инновационность. На смену
инфантильным настроениям («Я могу в жизни
добиться чего-либо только благодаря помощи
извне») приходит осознание прежде всего
личностных усилий и активной позиции
в жизни («Мой успех зависит от меня, от
моей предприимчивости»).
Молодежь признает важную роль высшего
образования, которое выступает в качестве
основы для будущей успешной жизни. Если
в начале 90-х годов главным при достижении
успеха считалось везение, стечение обстоятельств,
умение рисковать, а уровень образования
не рассматривался как фактор успеха,
то в последнее время ситуация изменилась.
В то же время резко снижается ориентация
на профессиональное мастерство, растущее
с повышением квалификации. Рыночные отношения
создают возможности быстро обогащения
независимо от уровня образования и квалификации.
Происходит снижение престижа традиционных
(инженерной, педагогической, и др.) профессий
и усиление прагматических настроений.
Развиваются ориентации в профессиональном
и жизненном самоопределении на перспективу.
Молодые люди часто выбирают профессию
по причине престижности и высокой оплаты
труда в ущерб собственным склонностям
и способностям. Отмечается стремление
к трудоустройству в негосударственном
секторе, смене профессиональной деятельности.
В определенной мере сформировался социальный
пессимизм молодежи, заключающийся в признании
бесполезности своих усилий в интересной
и содержательной, но мало оплачиваемой
работе.
Возрастает роль неформальных межличностных
отношений в молодежной среде, растет
роль референтных групп в социализации
молодежи, и одновременно снижается роль
традиционных институтов (семьи, системы
образования, классической культуры, музыки).
Противоречиво изменяется ценностное
восприятие молодыми межпоколенческих
взаимоотношений. С одной стороны, возрастает
стремление к самостоятельности, автономности,
независимости, а с другой растет значение
родительской семьи, усиление зависимости
от нее.
Усиливается аполитичность молодежи,
сочетающаяся с нарастающим негативизмом
и социальным протестом. Среди мотивов
отсутствия интереса к политической жизни
– наличие других интересов; дефицит свободного
времени и загруженность учебой, работой;
недоверие к политикам и политическим
партиям; низкий уровень информированности
о политических процессах, событиях и
явлениях; безразличие к политической
и общественной жизни; субъективное отношение
к политике как к «грязному делу»; социальная
пассивность; наличие индивидуалистических
ценностных ориентаций[10].
Заключение
Социология молодежи - это отраслевая
социология, изучающая социальную жизнь
молодежи во всем многообразии ее проявлений.
Объектом социологии молодежи является
молодежь как феномен социальной жизни
и субъект социальных отношений.
Предметом социологии молодежи является:
изучение роли и места молодежи в развитии
общества, запросов, интересов, потребностей,
ценностей, социальных ожиданий и ряд
других вопросов.
Ухудшающееся здоровье молодежи требует
особого внимания как к репродуктивному,
так и в целом социальному здоровью молодежи.
В том числе к созданию новых подходов
к гигиеническому воспитанию и образованию
подростков и молодежи, внедрению программ
по формированию здорового образа жизни
и подготовке к семейной жизни с использованием
инновационных социальных технологий.
Демографическое и семейно-брачное поведение
молодежи определяется рядом противоречий.
В том числе: между острой необходимостью
подготовки молодежи к семейной жизни
и снижением роли реального участия основных
институтов социализации молодежи, таких
как семья, школа в этом процессе;
между необходимостью сексуального просвещения
и отсутствием программ сексуального
образования как одного из направлений
молодежной политики;
между сохранением преобладающей установки
на традиционные формы брака и утверждением
в сознании значительной доли молодых
людей мысли о естественности в современных
условиях альтернативных форм семейно-брачных
отношений и др.
Образовательный статус молодежи является
значимым критерием ее социального развития.
Численность учащейся молодежи возросла
за период с 1998 по 2002 г. на 42,5% и составила
7,2 млн человек.
Оценка молодежью престижа работы в государственном
секторе ниже, чем занятость на предприятиях
других форм собственности. В то же время
две трети молодых людей продолжают трудиться
на государственных предприятиях. Подавляющее
большинство молодежи в материальном
производстве составляет наемную рабочую
силу.
Все в большей степени среди молодых людей
проявляются ориентации на достижение
личного успеха. По-прежнему в числе приоритетных
ценностей молодежи – семья, здоровье,
друзья. Наблюдается противоречие в жизненных
установках молодежи. Молодежь признает
важную роль высшего образования, которое
выступает в качестве основы для будущей
успешной жизни.
Список использованной литературы
1. Социология молодежи: Учебное пособие
/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.:
Феникс, 2001.
2. Социология молодежи: Учебник/ Отв. Ред.
Проф. В.Т. Лисовский. СПб, 1996.
3. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.
М.1996.
4. Безрукова О.Н. Изменения в характеристиках
молодой семьи / Положение молодежи Санкт-Петербурга.
Ежегодный доклад. СПб.: НИИ Комплексных
социальных исследований СПбГУ. 2003, раздел
1.9.
5. Положение молодежи и реализация государственной
молодежной политики в Российской Федерации:
2002 год /Министерство образования Российской
Федерации. М., 2003.
6. Голод С.И. Сексуальная эмансипация
женщин и проблема Другого // Журнал социологи
и социальной антропологии. СПб., 1999. Т.2..
7. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании
молодежи // Социологические исследования.
1998. №8. С.47-56.
8. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология
молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум,1999.
[1] Социология молодежи: Учебное пособие
/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.:
Феникс, 2001. С.8.
[2] Социология молодежи: Учебник/ Отв. Ред.
Проф. В.Т. Лисовский. СПб, 1996.С.33.
[3] Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.М.1996.
гл.12. С.339.
[4] Безрукова О.Н. Изменения в характеристиках
молодой семьи / Положение молодежи Санкт-Петербурга.
Ежегодный доклад. СПб.: НИИ Комплексных
социальных исследований СПбГУ. 2003, раздел
1.9.
[5] Исследование «Молодежь и образование
в современной России» проведено коллективами
Научно-исследовательского института
комплексных социальных исследований
Санкт-Петербургского государственного
университета, Московского государственного
университета, Государственной академии
физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
Научные руководители: член-корр. РАО,
докт фил. наук проф. В.Т. Лисовский, докт.
социол. наук проф. А.А. Козлов Выборка
составила 2340 человек, представляющих
все социально–демографические группы
молодежи.
[6] Положение молодежи и реализация государственной
молодежной политики в Российской Федерации:
2002 год /Министерство образования Российской
Федерации. М., 2003. С.111-113.
[7] Голод С.И. Сексуальная эмансипация
женщин и проблема Другого // Журнал социологи
и социальной антропологии. СПб., 1999. Т.2.
С.105-107.
[8] Материалы всероссийского социологического
мониторинга «Социальное развитие молодежи»
(1999–2002 гг.), проведенного Центром социологии
молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах Российской
Федерации под руководством докт. социол.
наук проф. В.И. Чупрова. Выборка молодежи
в возрасте 15–29 лет в 1999 году составила
2004 человека; в 2002 г.–2012 человек.
[9] Зубок Ю.А. Исключение в исследовании
молодежи // Социологические исследования.
1998. №8. С.47-56.
[10] Ковалева А.И., Луков В.А. Социология
молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум,1999.
Информация о работе Предмет социологии молодежи и основные направления исследований