Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:16, реферат
"XVIII столетие называют веком Просвещения. Именно в этот период начинают складываться основы социальной мысли в России. Социальная мысль России до XVIII века, как известно, находилась под влиянием религии. Поэтому все социальные проблемы решались посредством религиозных формул.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Кафедра психологии и педагогики
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:
«Предпосылки возникновения
Цуверкалова Оксана Владимировна
Специальность 020803.62
Биоэкология
Курс III , группа 36 Био
Шифр (номер зачетки) 10278
Форма обучения : очная
Майский
2013
Предыстория появления и развития социологии в России
"XVIII столетие называют
веком Просвещения. Именно в
этот период начинают
В связи с этим возникла
основная, центральная проблема размышлений
того времени - определение дальнейшего
пути развития России. Петр I пытался
внедрить в русскую жизнь, не учитывая
особенности уклада ее психологии,
европейские социальные формы. Это
стало основой противоречий всего
последующего развития России, а также
русских социально-философских
Для первой половины XVIII века было характерно обоснование необходимости деспотического социально-политического устройства с помощью просветительских идеалов идей естественного развития общества. С этого времени постоянной темой для российской социальной мысли стали проблемы государства и политической власти.
Феофан Прокопович (1681-1736), принадлежавший к числу высших церковных иерархов, был сподвижником Петра в его устремлениях подчинить церковь государству. Составленные им "Духовный регламент", "Правда воли монаршей" теоретически обосновывали необходимость сильного государства, которое обладает безраздельно властью. Среди сторонников просвещенного абсолютизма можно также выделить В.Н. Татищева (1686-1750), М.В. Ломоносова (1711-1765).
В 60-е годы XVIII века Екатерина
II укрепила устои светского
Казалось бы, что просвещенный
абсолютизм в России стал вполне реальным
государственным строем, но именно
в это время ведущие теоретики
практически отказались от надежды
на просвещенного монарха и начали
поиск различных проектов ограничения
самодержавия и дальнейшего политического
реформирования. Необходимо отметить,
что такие проекты возникали
и раньше. В конце своей жизни
Петр I интересовался образцами
Во второй половине XVIII века можно выделить целую группу либеральных просветителей: Д.С. Аничков (1733-1788), Я.П. Козельский (1728-1794), С.Е. Десницкий (ок.1740-1789), А.Н. Радищев (1749-1802). Именно они впервые наиболее полно и критически рассмотрели петровские реформы, вычленили структурные элементы общества и показали их роль в социальном процессе. Следует отметить выдвинутую ими проблему общины (Аничков), которая впоследствии стала ведущей темой русской социальной мысли, рассмотрение революции как средства уничтожения самодержавия и крепостничества (Радищев), обращение внимания на роль труда в человеческой истории (Десницкий) и др. Они подвергли уничтожающей критике феодально-крепостной порядок. Благодаря им в России был поднят вопрос о судьбе крепостного крестьянства, именно они подтолкнули общество к установлению общественных порядков.
Таким образом, первая половина XIX века - это период зарождения программы социологического поиска. Реализация же этой программы происходила во второй половине XIX - начале XX века. Выделим основных мыслителей того времени. Н.И. Надеждин (1804-1856) являлся одним из основоположников теоретической социологии в России, им введена в социальную мысль России идея историзма. П.И. Пестелю (1793-1826) принадлежит идея революционного преобразования общества как способа его прогресса. Следует отметить и В.Н. Майкова (1823-1847), который первым четко заговорил о социологии и познакомил Россию с идеями О. Конта. Не приняв контовский термин "социология", он в своей статье "Общественные науки в России" (1845) ставит задачу формирования новой "социальной философии", под которой им подразумевается общественная наука о законах социальной жизни людей и народов /86, с.52-53/. В этой статье было изложено его понимание социологии как новой позитивной науки и убедительно обоснована необходимость ее появления в России". [2]
"Социология в России
возникает во второй половине
XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей
отмену крепостного права и
означавшей начало повой эпохи
в развитии не только
Произошло значительное оживление
социальной жизни, связанное с появлением
революционных демократов, народников
и иных общественных движений, как
противостоявших правящему
К ним в полной мере должны
быть "добавлены" естественнонаучные
и идейно-теоретические
Открытие целого ряда фундаментальных законов природы, использование при этом строгих и точных методов получения естественнонаучного знания не могли не поставить аналогичных вопросов в отношении общества и методов его изучения.
Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение. Вначале коротко скажем о зарубежном идейно-теоретическом влиянии, а затем значительно подробнее остановимся на предсоциологическом этапе развития российской социальной мысли.
Одна из особенностей возникновения отечественной социологии состоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Копта, Г. Спенсера, К. Маркса и многих других представителей названной науки, не принадлежащих к числу классиков, но внесших значительный вклад в ее конституирование. Временной лаг, отделяющий появление российской социологии от ее западноевропейской "старшей сестры", составляет приблизительно 30 лет.
Следовательно, работы поименованных выше социологов не могли не оказать влияния па те или иные концепции в России. Так, известно, что первым познакомил российского читателя с идеями Конта В.Н. Майков, опубликовавший в 1845 г. статью "Общественные пауки в России", в которой вслед за французским социологом поставил задачу формирования новой общественной науки о законах социальной жизни людей и народов. Правда, в этой статье он оспаривал нужность термина "социология", используя вместо него другой термин - "социальная философия". Но в данном случае значение имеет не это, а другое обстоятельство: стала внедряться в сознание общества идея плодотворности новой науки об обществе".
Литература
Информация о работе Предпосылки возникновения социологии в России