Представление о культуре в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.08 Кб (Скачать файл)

   Формально-договорной  характер отношения к богам  связан с магией и  магическими  представлениями.  В магии всё  основано на формальном сочетании  слов и действий.  Малейшая  ошибка разрушает  эффект.  Магизм римской религии привёл  к широкому развитию её обрядовой  стороны. Сложная обрядность, в  свою очередь, требовала многочисленных  специалистов, отсюда - развитие жречества.  Римское жречество было более  многочисленно, дифференцировано  и авторитетно,  чем  греческое.  Существовал  ряд греческих  коллегий,  которые боролись за  влияние в государстве.  Самой  влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся  верховным жрецом  Рима.  Очень  многочисленной и влиятельной  была коллегия жрецов-гадателей,  так как гадания занимали большое  место в жизни  римлян и  обрядовой стороне римской религии.

   С V в. до н.э.  начинается серьёзное влияние  греческой культуры и религии,  идущее  через  колонии греков  в Италии.  Богатая мифология  греков, весь поэтический, красочный  мир греческих сказаний многим  обогатил сухую  и прозаическую  почву итало-римской религии.  Под влиянием греческой и этрусской  мифологической традиции выделились  верховные божества римлян,  главные  из которых:  Юпитер - бог неба,  богиня неба и покровительница  брака, супруга Юпитера - Юнона,  Минерва - покровительница ремесла,  Диана - богиня рощ и охоты,  Марс - бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи:  брить бороды и коротко стричь волосы,  возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто  куском меди.  Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города  Рима,  который I - III вв.  до н.э.  насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли  такие  крупные культурные центры,  как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки.  Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками.  Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни,  -  особенность  культурной жизни Рима.  Питательной  почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из  завоёванных  земель,  возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

   Отличительной чертой  городов эпохи империи было  наличие коммуникаций: каменных  мостовых, водопроводов (акведуки), канализации  (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до  сих пор. Площади Рима  и  других городов украшались триумфальными  арками в честь военных побед,  статуями императоров и выдающихся  общественных  людей государства.  Строились великолепные здания  общественных купален (терм) с  горячей и холодной водой, гимнастическими  залами и комнатами отдыха. Во  многих городах возводились дома  в 3 - 6 этажей.

   Изобразительное  искусство Римской  имперации   впитало  в  себя достижения  всех  завоёванных  земель и  народов.  Дворцы и общественные  здания украшались настенными  росписями и  картинами,  главным   сюжетом которых были эпизоды  греческой и римской мифологии,  а также изображение воды и  зелени.  В период империи особое  внимание получила портретная  скульптура,  характерной особенностью  которой являлся исключительный  реализм в передаче черт изображаемого   лица.  Многие  произведения скульптуры  представляли  прекрасно выполненные  копии классических греческих  и эллинистических произведений  искусства.  Особенно распространённым  видом искусства была мозаика  и обработка драгоценных металлов  и бронзы.

   Больших успехов   достигли  в Риме просвещение  и научная жизнь. Обучение состояло  из трёх ступеней:  начального,  школы  грамматики  и школы  риторики.  Последняя  представляла  собой высшую школу,  и в  ней обучались искусству красноречия,  которое высоко ценилось в  Риме. Императоры ассигновали крупные  суммы на содержание школ риторики.

   Центрами научной   деятельности  оставались  эллинистические   и греческие города:  Александрия,  Пергам, Родос, Афины и, конечно,  Рим и Карфаген. Большое значение  придавалось в Риме в I -II вв. географическим знаниям и истории.  Особенно большой вклад в развитие  этих областей знания внесли  географы Страбон и Клавдий  Птолемей, историки Тацит, Тит  Ливий и Аппиан.  К этому  времени относится деятельность  греческого писателя и философа  Плутарха.  В эпоху империи   достигла  апогея  своего развития  литература  древнего Рима.  Во  времена императора Августа жил  Гай Цильний Меценат.  Он собирал,  поддерживал материально и опекал  талантливых поэтов  своего  времени.  Среди поэтов наибольшей славой  ещё при жизни обладал Вергилий,  член кружка Мецената и автор   бессмертной эпической поэмы  "Энеида".  Другой поэт кружка  Мецената - мастер совершенной формы  стиха Гораций Флакк.  Драматична  судьба Овидия  Назона  - замечательного  лирического поэта,  автора поэмы  "Искусство любви", которая  вызвала гнев императора Августа  и ссылку поэта в далёкий  от Рима черноморский город  Томы (Констанца),  где он создал  два сборника лирических стихов "Скорби" и "Послания с  Понта".  Писал стихи и знаменитый  император Нерон. Поистине эпоха  империи была золотым веком  римской поэзии. Прославились своим  мастерством в этот период  также сатирик  Юний Ювенал, написавший  16 сатир,  и писатель  Апулей - автор своеобразного фантастического  романа "Метаморфозы,  или Золотой  осёл" о  превращении юноши  Луция в осла и его приключениях.

   Основные черты  античного типа культуры проявились  посредством нормы, классики и  эстетической формы.

   Понятие нормы   как понятие культуры складывается  уже  в  эпоху Древней  Греции,  но получает завершённость,  целиком расцветает в римский  период античности.  Римская история  переполнена историями  назидательного  характера,  когда  человек  в интересах общества и государства  поступался своими родственными  чувствами.  Нравственной  нормой  было прославление людей, прежде  всего за верную службу отечеству  и государству. Не случайно  нормой искусства риторики была  такая форма речевой организации,  в  которой  превалировало   общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято  было писать социальные статусы   человека  и заслуги его перед  Римом.  Только со II в. н.э. появляются  эпитафии лирического, личного  и семейного содержания.  Этика  и  эстетика  подвига были  нормой античного общества и  античной культуры.

   Понятие классики  означает общественное состояние   или тип  искусства, в   котором неповторимое,  индивидуальное  и общественное находятся в  состоянии динамичного, неустойчивого,  но реального равновесия. Классика  как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и  нормы. Например, рабовладение для  Рима - естественное состояние : не  развит внутренний рынок,  нет  такого количества потребителей,  которые потребляли бы возможные  производимые товары.  Но это  и  противоестественное состояние  общества, когда огромное количество  населения не принадлежит к  римскому обществу.  Разрешение  этого противоречия  пошло  в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных.  Конфликт, таким образом, постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

   Другой пример - античная  трагедия. Как художественное произведение  она основывается на столкновении  двух истин:  общественно-значимой (нормы) и индивидуально-личной. Так,  героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится выполнить свой долг  перед семьёй и близким человеком  - похоронить брата,  убитого за  участие в заговоре.  Гибель  Антигоны - это гибель несвоевременного  нравственного начала и  торжества   общественно-эначимой нормы.

   Для античного  сознания важна эстетическая  ясность форм. Отсюда и характерная   эстетическая форма  античного  искусства. Цель искусства - сделать  талант и дар внятным согражданам.  Стихи всегда следуют чёткой  норме. Театральное действо отвечает  существующему канону:  зрители  заранее хорошо знают сюжет  трагедии или комедии, неожиданностей  не может быть, но для них  важно другое - понятность и убедительность  известного сюжета и образов,  то есть определённая, принятая  эстетическая форма. 

   Римская культура  -  это языческая культура.  Но эпоха поздней Римской империи  ознаменована широким распространением  в  её  пределах нового вероучения - христианства, которое одержало  окончательную победу в Риме  при императоре Константине (324 - 330).  Четвёртое  столетие нашей  эры  было  временем  расцвета  христианского красноречия.  Обилие  церковных споров и полемика  с язычниками породили обширную  христианскую литературу,  созданную  по всем правилам античной  риторики. Особенную остроту идеологическая  борьба между христианами и  язычниками  приняла в V в. н.э. - в последние десятилетия существования  великой Римской державы.

   В кризисе, охватившем  римский мир в III в. н.э., можно  обнаружить начало переворота, благодаря  которому зародился средневековый  Запад. Варварские нашествия V в.  можно рассматривать как  событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический  разбег и глубоко изменившее  весь вид этого мира. Но вместе  с гибелью Римского государства  античная культура не исчезла,  хотя и прекратилось её развитие  как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её  сокровища, несмотря не длительное  забвение,  были оценены и востребованы  потомками.

   Античная культура - уникальное явление,  давшее  общекультурные ценности буквально   во  всех областях духовной  и материальной деятельности. Всего  три поколения культурных деятелей,  жизнь которых практически укладывается  в классический период истории  Древней Греции, заложили основы  европейской цивилизации и создали  образы для подражания на тысячелетия  вперёд.  Отличительные черты  древнегреческой культуры: духовное  многообразие,  подвижность и  свобода - позволили грекам достичь небывалых высот  прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

   Культура Древнего  Рима - во многом  продолжательница  античных традиций Греции - отличается  религиозной сдержанностью, внутренней  суровостью и внешней целесообразностью.  Практицизм римлян нашёл достойное  выражение в градостроительстве,  политике,  юриспруденции, военном  искусстве. Культура Древнего  Рима во многом определила  культуру последующих эпох в  Западной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Представление о культуре в Древней Греции