Формально-договорной
характер отношения к богам
связан с магией и магическими
представлениями. В магии всё
основано на формальном сочетании
слов и действий. Малейшая
ошибка разрушает эффект.
Магизм римской религии привёл
к широкому развитию её обрядовой
стороны. Сложная обрядность, в
свою очередь, требовала многочисленных
специалистов, отсюда - развитие жречества.
Римское жречество было более
многочисленно, дифференцировано
и авторитетно, чем греческое.
Существовал ряд греческих
коллегий, которые боролись за
влияние в государстве. Самой
влиятельной была коллегия понтификов.
Глава этой коллегии являлся
верховным жрецом Рима. Очень
многочисленной и влиятельной
была коллегия жрецов-гадателей,
так как гадания занимали большое
место в жизни римлян и
обрядовой стороне римской религии.
С V в. до н.э.
начинается серьёзное влияние
греческой культуры и религии,
идущее через колонии греков
в Италии. Богатая мифология
греков, весь поэтический, красочный
мир греческих сказаний многим
обогатил сухую и прозаическую
почву итало-римской религии.
Под влиянием греческой и этрусской
мифологической традиции выделились
верховные божества римлян, главные
из которых: Юпитер - бог неба,
богиня неба и покровительница
брака, супруга Юпитера - Юнона,
Минерва - покровительница ремесла,
Диана - богиня рощ и охоты,
Марс - бог войны. Появляется миф
об Энее, устанавливающий родство римлян
с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и
др. В значительной степени происходит
отождествление римского и греческого
пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется
греческий язык, главным образом среди
верхних слоёв населения. Получают распространение
некоторые греческие обычаи: брить
бороды и коротко стричь волосы, возлежать
за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э.
в Риме вводится медная монета по греческому
образцу, а до этого платили просто
куском меди. Развитие римской цивилизации
привело к значительному росту и возвышению
столицы государства города Рима,
который I - III вв. до н.э. насчитывал
от одного до полутора миллионов жителей.
После завоевания Римом западной части
эллинистического мира в его пределы вошли
такие крупные культурные центры,
как Александрия Египетская, Антиохия
в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины
в Греции и Карфаген на северном берегу
Африки. Рим и другие города империи
украшались великолепными зданиями - храмами,
дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками.
Амфитеатры и цирки, в которых травили
животных, устраивали бои гладиаторов
и публичные казни, - особенность
культурной жизни Рима. Питательной
почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные
войны, колоссальный приток рабов из
завоёванных земель, возможность
подкармливать и развлекать плебс за счёт
грабительских войн.
Отличительной чертой
городов эпохи империи было
наличие коммуникаций: каменных
мостовых, водопроводов (акведуки), канализации
(клоаки). В Риме было 11 водопроводов,
два из которых работают до
сих пор. Площади Рима и
других городов украшались триумфальными
арками в честь военных побед,
статуями императоров и выдающихся
общественных людей государства.
Строились великолепные здания
общественных купален (терм) с
горячей и холодной водой, гимнастическими
залами и комнатами отдыха. Во
многих городах возводились дома
в 3 - 6 этажей.
Изобразительное
искусство Римской имперации
впитало в себя достижения
всех завоёванных земель и
народов. Дворцы и общественные
здания украшались настенными
росписями и картинами, главным
сюжетом которых были эпизоды
греческой и римской мифологии,
а также изображение воды и
зелени. В период империи особое
внимание получила портретная
скульптура, характерной особенностью
которой являлся исключительный
реализм в передаче черт изображаемого
лица. Многие произведения скульптуры
представляли прекрасно выполненные
копии классических греческих
и эллинистических произведений
искусства. Особенно распространённым
видом искусства была мозаика
и обработка драгоценных металлов
и бронзы.
Больших успехов
достигли в Риме просвещение
и научная жизнь. Обучение состояло
из трёх ступеней: начального,
школы грамматики и школы
риторики. Последняя представляла
собой высшую школу, и в
ней обучались искусству красноречия,
которое высоко ценилось в
Риме. Императоры ассигновали крупные
суммы на содержание школ риторики.
Центрами научной
деятельности оставались эллинистические
и греческие города: Александрия,
Пергам, Родос, Афины и, конечно,
Рим и Карфаген. Большое значение
придавалось в Риме в I -II вв.
географическим знаниям и истории.
Особенно большой вклад в развитие
этих областей знания внесли
географы Страбон и Клавдий
Птолемей, историки Тацит, Тит
Ливий и Аппиан. К этому
времени относится деятельность
греческого писателя и философа
Плутарха. В эпоху империи
достигла апогея своего развития
литература древнего Рима. Во
времена императора Августа жил
Гай Цильний Меценат. Он собирал,
поддерживал материально и опекал
талантливых поэтов своего времени.
Среди поэтов наибольшей славой
ещё при жизни обладал Вергилий,
член кружка Мецената и автор
бессмертной эпической поэмы
"Энеида". Другой поэт кружка
Мецената - мастер совершенной формы
стиха Гораций Флакк. Драматична
судьба Овидия Назона - замечательного
лирического поэта, автора поэмы
"Искусство любви", которая
вызвала гнев императора Августа
и ссылку поэта в далёкий
от Рима черноморский город
Томы (Констанца), где он создал
два сборника лирических стихов
"Скорби" и "Послания с
Понта". Писал стихи и знаменитый
император Нерон. Поистине эпоха
империи была золотым веком
римской поэзии. Прославились своим
мастерством в этот период
также сатирик Юний Ювенал,
написавший 16 сатир, и писатель
Апулей - автор своеобразного фантастического
романа "Метаморфозы, или Золотой
осёл" о превращении юноши
Луция в осла и его приключениях.
Основные черты
античного типа культуры проявились
посредством нормы, классики и
эстетической формы.
Понятие нормы
как понятие культуры складывается
уже в эпоху Древней
Греции, но получает завершённость,
целиком расцветает в римский
период античности. Римская история
переполнена историями назидательного
характера, когда человек
в интересах общества и государства
поступался своими родственными
чувствами. Нравственной нормой
было прославление людей, прежде
всего за верную службу отечеству
и государству. Не случайно
нормой искусства риторики была
такая форма речевой организации,
в которой превалировало
общезначимое над индивидуальным.
Даже на надгробиях принято
было писать социальные статусы
человека и заслуги его перед
Римом. Только со II в. н.э. появляются
эпитафии лирического, личного
и семейного содержания. Этика
и эстетика подвига были
нормой античного общества и
античной культуры.
Понятие классики
означает общественное состояние
или тип искусства, в
котором неповторимое, индивидуальное
и общественное находятся в
состоянии динамичного, неустойчивого,
но реального равновесия. Классика
как принцип общественного развития
- это взаимодействие жизни и
нормы. Например, рабовладение для
Рима - естественное состояние : не
развит внутренний рынок, нет
такого количества потребителей,
которые потребляли бы возможные
производимые товары. Но это
и противоестественное состояние
общества, когда огромное количество
населения не принадлежит к
римскому обществу. Разрешение
этого противоречия пошло в Риме
по пути создания сословия вольноотпущенных.
Конфликт, таким образом, постоянно разрешался
(конечно, до определённого времени).
Другой пример - античная
трагедия. Как художественное произведение
она основывается на столкновении
двух истин: общественно-значимой
(нормы) и индивидуально-личной. Так,
героиня трагедии Софокла "Антигона"
стремится выполнить свой долг
перед семьёй и близким человеком
- похоронить брата, убитого за
участие в заговоре. Гибель
Антигоны - это гибель несвоевременного
нравственного начала и торжества
общественно-эначимой нормы.
Для античного
сознания важна эстетическая
ясность форм. Отсюда и характерная
эстетическая форма античного
искусства. Цель искусства - сделать
талант и дар внятным согражданам.
Стихи всегда следуют чёткой
норме. Театральное действо отвечает
существующему канону: зрители
заранее хорошо знают сюжет
трагедии или комедии, неожиданностей
не может быть, но для них
важно другое - понятность и убедительность
известного сюжета и образов,
то есть определённая, принятая
эстетическая форма.
Римская культура
- это языческая культура.
Но эпоха поздней Римской империи
ознаменована широким распространением
в её пределах нового вероучения
- христианства, которое одержало
окончательную победу в Риме
при императоре Константине (324
- 330). Четвёртое столетие нашей
эры было временем расцвета
христианского красноречия. Обилие
церковных споров и полемика
с язычниками породили обширную
христианскую литературу, созданную
по всем правилам античной
риторики. Особенную остроту идеологическая
борьба между христианами и
язычниками приняла в V в. н.э.
- в последние десятилетия существования
великой Римской державы.
В кризисе, охватившем
римский мир в III в. н.э., можно
обнаружить начало переворота, благодаря
которому зародился средневековый
Запад. Варварские нашествия V
в. можно рассматривать как
событие, ускорившее преобразование,
придавшее ему катастрофический
разбег и глубоко изменившее
весь вид этого мира. Но вместе
с гибелью Римского государства
античная культура не исчезла,
хотя и прекратилось её развитие
как единого органического целого.
Потенциал античной культуры, её
сокровища, несмотря не длительное
забвение, были оценены и востребованы
потомками.
Античная культура
- уникальное явление, давшее
общекультурные ценности буквально
во всех областях духовной
и материальной деятельности. Всего
три поколения культурных деятелей,
жизнь которых практически укладывается
в классический период истории
Древней Греции, заложили основы
европейской цивилизации и создали
образы для подражания на тысячелетия
вперёд. Отличительные черты
древнегреческой культуры: духовное
многообразие, подвижность и
свобода - позволили грекам достичь
небывалых высот прежде народы подражать
грекам, строить культуру по созданным
ими образцам.
Культура Древнего
Рима - во многом продолжательница
античных традиций Греции - отличается
религиозной сдержанностью, внутренней
суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашёл достойное
выражение в градостроительстве,
политике, юриспруденции, военном
искусстве. Культура Древнего
Рима во многом определила
культуру последующих эпох в
Западной Европе.