Представление студентов о современной семье и семейных ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:51, сочинение

Описание работы

Изучение особенностей ценностного отношения к семье у студентов имеет особое значение, является актуальным, поскольку позволяет определить духовный потенциал молодого поколения, способствует пониманию тенденций изменения общественного сознания в сфере брачно-семейных отношений. При этом следует иметь в виду, что процесс ценностного самоопределения в студенческих группах, представляющих собой интеллектуальный потенциал общества, является сложным и в силу фактора высшего образования, расширения кругозора личности, и, следовательно, увеличения свободы выбора.

Содержание работы

1.Рабочий план.
2.Программа исследования.
2.1. Методологический раздел.
2.1.1.формулировка и обоснование проблемы.
А) проблема исследования
Б) цель и задачи исследования
2.1.2 Определение объекта и предмета анализа.
2.1.3. Предварительный анализ объекта исследования.
А) логический анализ основных понятий
Б) гипотеза социального исследования
2.2. Методический раздел
2.2.1. Обоснование метода сбора информации
2.2.2. Метод отбора респондентов
2.2.3. Методы обработки и анализа
2.2.4. Методы компьютерной обработки первичной информации.
3. Итоги исследования.
3.1 Анализ сводных данных
3.2 Общие выводы и рекомендации
4. Приложение.

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование на тему.docx

— 208.60 Кб (Скачать файл)

тема: Представление студентов о современной семье и семейных ценностях 
 
Выполнил: студент гр.1310 
 
Иванов И.И. 
 
Проверил: 
 
Петров П.П. 
 
Набережные Челны 2012 
 
План 
 
1.Рабочий план. 
 
2.Программа исследования. 
 
2.1. Методологический раздел. 
 
2.1.1.формулировка и обоснование проблемы. 
 
А) проблема исследования 
 
Б) цель и задачи исследования 
 
2.1.2 Определение объекта и предмета анализа. 
 
2.1.3. Предварительный анализ объекта исследования. 
 
А) логический анализ основных понятий 
 
Б) гипотеза социального исследования 
 
2.2. Методический раздел 
 
2.2.1. Обоснование метода сбора информации 
 
2.2.2. Метод отбора респондентов 
 
2.2.3. Методы обработки и анализа 
 
2.2.4. Методы компьютерной обработки первичной информации. 
 
3. Итоги исследования. 
 
3.1 Анализ сводных данных 
 
3.2 Общие выводы и рекомендации 
 
4. Приложение. 
 
1. Рабочий план исследования 
 
Определение проблемы - февраль 2012; 
 
Постановка цели и задач - март 2012; 
 
Составление анкеты - апрель 2012; 
 
Проведение анкетного опроса – май 2012; 
 
Проведение анализа сводных данных – май 2012; 
 
Анализ и выводы – май 2012. 
 
2.Программа исследования 
 
2.1. Методологический раздел. 
 
2.1.1.формулировка и обоснование проблемы. 
 
Изучение особенностей ценностного отношения к семье у студентов имеет особое значение, является актуальным, поскольку позволяет определить духовный потенциал молодого поколения, способствует пониманию тенденций изменения общественного сознания в сфере брачно-семейных отношений. При этом следует иметь в виду, что процесс ценностного самоопределения в студенческих группах, представляющих собой интеллектуальный потенциал общества, является сложным и в силу фактора высшего образования, расширения кругозора личности, и, следовательно, увеличения свободы выбора. 
 
Ценностное отношение личности к семье формируется под влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов социализации, среди которых важную роль играет отношение к семье в обществе, модель взаимоотношений в родительской семье, социальная принадлежность, пол, индивидуальные личностные особенности и др. Возникает необходимость в комплексном научном изучении влияния этих факторов на положение семьи в системе ценностных ориентаций личности , что будет способствовать лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентаций личности в целом. 
 
В научной литературеможно найти значительное число работ, посвященных как проблемам ценностей и ценностных ориентации личности, так и вопросам брачно-семейных отношений. Эти проблемы анализируются в работах Т.В. Андреевой, С. Бем, В.А. Куца, Н.Н. Обозова, У. Харли, И.С. Кона и др. Специфика ценностных ориентации и представления о семье в зависимости от стажа брака изучались Ю.Е. Алешиной, Н.Г. Марковской. 
 
Цель: 
 
выяснение представления студентов технических специальностей,  
 
1-3 курсов Казанских вузов о современной семье и семейных ценностей. 
 
Задачи: 
 
1.Дать социологическое определение института семьи; 
 
2. Определить систему ценностей у студентов 
 
3. Выяснить отношение студентов к семье 
 
4.Выяснить главную причину вступления в брак. 
 
5.Выяснить отношение к родительской поддержке. 
 
2.1.2 Определение объекта и предмета анализа. 
 
Объектом исследования явились студенты КНИТУ им. А. Н. Туполева. 
 
Предметом  исследования являются ценностные ориентации студентов на семью как компонент системы ценностных ориентаций студентов. 
 
2.1.3. Предварительный анализ объекта исследования 
 
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. 
 
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. 
 
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. 
 
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. 
 
Основная гипотеза: 
 
Современные негативные тенденции в развитии института семьи, нестабильность браков, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций отрицательно сказываются на общественной и личностной ценности семьи и, соответственно, представление о семье у студентов искаженное и приобретает иное значение. 
 
Дополнительные гипотезы:  

  1.  
    Процесс ценностного самоопределения в студенческих группах, представляющих собой интеллектуальный потенциал общества, является сложным и в силу фактора высшего образования, расширения кругозора личности, и, следовательно, увеличения свободы выбора.
  2.  
    Многие молодые люди живут (хотят жить) в незарегистрированном браке, но планируют пожениться в будущем;
  3.  
    Оптимальный возраст для вступления в брак для женщин - 21-25 лет, для мужчин - 26-30 лет;
  4.  
    Основными причинами заключения брака по-прежнему остаются любовь и желание создать семью;
  5.  
    Молодые люди не имеют четкого понятия о семье;
  6.  
    В молодежной среде все более укореняется партнерский тип супружеских отношений.

 
2.2. Организационно-методический  раздел. 
 
2.2.1. Обоснование метода сбора информации 
 
Данное исследование является разовым, массовым; проводится в виде анкетирования. При сборе первичных данных можно использовать анкеты 
 
или механические устройства. Анкета – самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных1. В широком смысле, анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения ошибок до начала ее использования. При разработке анкеты особое внимание нужно обратить на форму вопросов, их последовательность и формулировку. Мы предпочли собрать первичную информацию методом анкетирования, потому что:  
 
1. Анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете. 
 
2. На респондента не оказывает влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.  
 
3. Отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам. 
 
4. При заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты.  
 
5. Анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.  
 
6. С помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок.  
 
Анкета содержит 19 вопросов (вместе с паспортичкой) 12 закрытых,1 открытый и 1 комбинированный. Все закрытые вопросы имеют один вариант ответа. 
 
2.2.2. Метод отбора респондентов.  
 
В качестве типа выборки используется целенаправленный отбор, а именно метод основного массива.  
 
В исследовании принимали участие 30 молодых девушек и юношей в возрасте от 18 до 24 лет. Из них 43% юношей и 57 % девушек. Из них 47% русских и 53% татар. Все они являются студентами КНИТУ(КАИ им. А. Н. Туполева) города Казани. Так же опрос проводится среди студентов различных факультетов и на разных курсах с 1 по 5. Распределение по возрасту выглядит следующим образом: 
 
 
2.2.3 Методы обработки и анализа 
 
В процессе обработки и анализа данных предполагается использование математических методов, сравнительного анализа. Предполагается использование таблиц двумерного распределения, а также наличие графического компонента, иллюстрирующего анализ. 
2.2.4. Методы компьютерной обработки первичной информации. 
 
Word и Excel. 
3. Итоги исследования. 
 
В данной работе институт семьи был рассмотрен как объект изучения. Были поставлены и выполнены следующие задачи: 
 
Определение семейных ценностей. При выполнении поставленной задачи было определено, что независимо от пола и национальности, по мнению опрошенных, на первом месте остается семья, на втором-дети , на третьем-любовь, далее здоровье ,образование, работа, творчество и уважение окружающих. 
 
Для студентов семья - это официально зарегистрированная супружеская пара, имеющая 2 – 3-х детей, в которой царят взаимопонимание и любовь. 
 
Главной причиной вступления в брак является любовь и желание создать семью. По диаграмме видно, что такие мотивы как "любовь" и "желание создать семью", остаются основным при вступлении в брак, их выбрали 53% респондентов. На втором месте стоит "рождение ребенка", 13%.. "Расчет" и "независимость от родителей" никто не выбрал. Следовательно, гипотеза подтверждается. 
 
 
 
Рис.1 Распределение мнения студентов на вопрос «Что могло бы явиться (или явилось) для Вас причиной заключения официального брака?» 
По вопросу «Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?» видно, что больше половина респондентов (73%) определенно собираются вступать в официальный брак в будущем. В основном преобладает положительный ответ, при этом он выше у девушек и татар. Таким образом, гипотеза о том, что молодые люди планируют в будущем официально регистрировать свои отношения, подтвердилась. 
 
 
 
Рис.2 Распределение мнения респондентов на вопрос « Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?» 
Действительно, молодежь больше ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак. 
 
 
 
Рис.3 Распределение мнения респондентов на вопрос « Состоите ли Вы в браке?» 
Как и было предположено в гипотезе, для мужчины самый подходящий возраст создания семьи с 26 до 30 лет. На втором месте с 21 до 25 лет. 
 
Подавляющее большинство респондентов указали оптимальный возраст вступления в брак для женщин с 21 до 25 лет. Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась. 
 
 
 
Рис.4 Распределение мнения респондентов на вопрос « Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак?» 
 
Вероятно, различия в возрасте обусловлены тем, что мужчина должен успеть за это время "встать на ноги", обзавестись работой и жильем, чтобы обеспечивать семью. 
 
Можно сделать вывод, что большинство студентов знают, что такое семья, а значит, пятая гипотеза опровергается. Но представления о семье у молодежи очень различаются. Большинство респондентов (20%) считают, что семья - это "союз двух любящих и уважающих друг друга людей", то есть семью молодежь больше связывает с супружеством, нежели с детьми, 17% респондентов определяют семью, как "ячейку общества, в которой права и обязанности супругов равны" тем самым гипотеза о партнерском типе семьи подтверждается. 
 
 
 
3.2 Общие выводы и рекомендации 
 
Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом (упадком) семейных ценностей, другие трансформацией института семьи, но очевидно, что происходит приспособление семьи к новым условиям и обостряется противоречие между семейными и вне семейными ценностями. 
 
Современные исследования показывают, что на сегодняшний момент - семья и наличие детей не являются социально значимым приоритетом в системе ценностей современной молодежи. Он не исчез вообще, но значительно утратил свою позицию. Молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры. 
 
Данное исследование показало, что только один опрошенный состоит в официальном браке, лишь 10% живут в незарегистрированном, студенты в большинстве своем нацелены на официальный брак в будущем, правда половине респондентов необходимо сначала обзавестись работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план. Но есть и те, кому для создания семьи достаточно одного желания (37%).  
 
Опрос показал, что оптимальный возраст для создания семьи для женщин с 21 до 25 лет, а для мужчин с 26 до 30 лет. 
 
Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали "любовь" и "желание создать семью", на третьем месте оказалось "рождение ребенка" (13%). В системе жизненных ценностей любовь и семья у молодежи так же остается на первом месте, образование и здоровье на 2 и 3 местах соответственно, а детей респонденты поставили только на 4ое место. 
 
В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос о том, что такое семья. Большинство из них дали определение этому понятию, правда, существуют значительные расхождения в трактовках его понимания. В основном семья в понимании молодежи - это супружеская пара. 
 
Большинство опрошенных студентов хотят в будущем иметь двух детей и выбирают демократический стиль воспитания. Они также считают, что молодожены должны жить отдельно от родителей, но сохранять близкие доверительные отношения с ними. 
 
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что студенческая молодежь видит идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают себя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах - сначала карьера для достижения материального благополучия. 
 
Список литературы 
 

  1.  
    Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.
  2.  
    Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. - 273 с.
  3.  
    Григорьева Н.С. Проект: "Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи". Программа развития ООН // http://www.undp.ru
  4.  
    Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.
  5.  
    Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия "Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 87 с.
  6.  
    Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 367 с.
  7.  
    Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. // http://lib.socio.msu.ru
  8.  
    Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298 с.
  9.  
    Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с.
  10.  
    Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. - 146 с.
  11.  
    http://lib.socio.msu.ru
  12.  
    http://www.ecsocman.ru

 
 
 
Приложение 1 
 
АНКЕТА 
 
Просим Вас принять участие в опросе, цель которого выяснить семейные ценности современной студенческой молодежи. Просьба отвечать откровенно, анкета носит анонимный характер, полученные сведения будут обработаны и использованы в обобщенном виде. 
 
1.Состоите ли Вы в браке? 
 
1 - Да, в официальном 
 
2 - Да, в незарегистрированном (сожительство) 
 
3 - Да, в незарегистрированном (никах) 
 
4 - Нет 
 
Внимание! Тех респондентов, которые состоят в официальном браке, далее просим отвечать на вопрос № 3. 
 
2.Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак? 
 
1 - Да, определенно 
 
2 - Да, скорее всего 
 
3 - Затрудняюсь ответить 
 
4 - Нет, скорее всего 
 
5 - Нет, определенно 
 
3.Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)? 
 
1 - В целом, положительно 
 
2 - Нейтрально 
 
3 - Отрицательно 
 
4.Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак? 
 
1 - до 20 
 
2 - 21-25 
 
3 - 26-30 
 
4 - старше 30 
 
5 - возраст не имеет значение 
 
5.Что могло бы явиться (или явилось) для Вас основной причиной заключения официального брака? 
 
1 - Любовь 
 
2 - Желание создать семью 
 
3 - Расчет 
 
4 - Рождение ребенка 
 
5 - Независимость от родителей 
 
Другое________________________________________________ 
 
6.Что для Вас в жизни самое главное? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное) 
 
1 - Любовь 
 
2 - Образование 
 
3 - Дети 
 
4 - Семья 
 
5 - Работа 
 
6 - Творчество 
 
7 - Здоровье 
 
8 - Уважение окружающих 
 
7.В Вашем представлении, семья - это____________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
8.Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей? 
 
1 - Да 
 
2 - Скорее да, чем нет 
 
3 - Затрудняюсь ответить 
 
4 - Скорее нет, чем да 
 
5 - Нет 
 
9.Какая форма организации семьи Вам ближе? 
 
1 - Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения 
 
2 - Главой семьи является женщина, она принимает основные решения 
 
3 - Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения 
 
10.Какое условие для Вас будет достаточным для создания семьи? 
 
1 - Достаточно только желания создать семью 
 
2 - Высшее образование 
 
3 - Собственное жилье 
 
4 - Работа и постоянный доход 
 
5 - Не задумывался (ась) 
 
11.Кто, по Вашему мнению, должен обеспечивать семью материально? 
 
1 - Муж, в основном 
 
2 - Жена, в основном 
 
3 - Вместе 
 
12.Сколько детей Вы хотели бы иметь?_____ 
 
13.Какой стиль воспитания Вы, скорее всего, выберите для своего ребенка? 
 
1 - Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение, право выбора 
 
2 - Строгий контроль деятельности и поведения ребенка, требовательность 
 
3 - Отсутствие активного участия в процессе обучения и воспитания ребенка (невмешательство) 
 
4 - Потакание любым действиям ребенка и удовлетворение любых желаний и потребностей 
 
14.Хотели бы вы поддерживать близкие отношения с родителями после вступления в брак? 
 
1 - Да и хотел (а) бы продолжать жить вместе с ними 
 
2 - Да, но жить отдельно. В том же городе 
 
3- Да, но жить отдельно. В другом городе 
 
4- Да, но жить отдельно. За границей Республики  
 
5 - Нет 
 
15.В какой семье Вы выросли? 
 
1 - Полная (оба родителя) 
 
2 - Неполная (один родитель) 
 
16.Насколько вы независимы от родителей? 
 
1- полностью независим 
 
2- частично зависим 
 
3- полностью зависим 
 
17.Работаете ли вы в свободное от учебы время? 
 
1- работаю 
 
2- не работаю 
 
18.Если работаете, то какая форма работы? 
 
1- постоянная работа 
 
2- подработка 
 
19.Если подработка, то как? 
 
1- пишу студенческие работы на заказ 
 
2 – работа на строительстве  
 
3 – грузчиком  
 
4 – другое ________ 
 
20.возраст_________ 
 
21. пол______ 
 
22. национальность______________________ 
 
Спасибо за участие в опросе!!! 
 
Приложение 2


Информация о работе Представление студентов о современной семье и семейных ценностях