Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:03, реферат
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
1. Введение.
2. Характеристика преступности несовершеннолетних.
3. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников.
4. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
5. Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел.
6. Заключение.
ПЛАН:
1. Введение.
2. Характеристика преступности несовершеннолетних.
3. Криминологическая характеристика
личностных особенностей несовершеннолетних
преступников.
4. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
5. Предупреждение преступности несовершеннолетних
органами внутренних дел.
6. Заключение.
Введение
Преступность несовершеннолетних, является
составной частью преступности вообще,
но и имеет свои специфические особенности,
что позволяет рассматривать ее в качестве
самостоятельного объекта криминологического
изучения. Необходимость такого выделения
обусловливается особенностями соматического,
психического и нравственного развития
несовершеннолетних, а также их социальной
незрелостью. В подростковом, юношеском
возрасте в момент нравственного формирования
личности происходит накопление опыта,
в том числе отрицательного, который может
внешне не обнаруживаться или проявиться
со значительным запозданием.[1]
Свои особенности присущи количественной
и качественной характеристикам преступности
несовершеннолетних. Данная преступность
по сравнению со взрослой отличается высокой
степенью активности, динамичностью. Люди,
вставшие на путь совершения преступлений
в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению
и перевоспитанию и представляют собой
резерв для взрослой преступности. Между
преступностью несовершеннолетних и преступностью
взрослых существует тесная связь. Одной
из причин преступности взрослых является
преступность несовершеннолетних. Преступность
взрослых уходит корнями в то время, когда
личность человека только формируется,
вырабатывается его жизненная ориентация,
когда актуальными являются проблемы
воспитания, становления личности с точки
зрения направленности поведения.
Характеристика преступности несовершеннолетних (состояние
и тенденции)
Состояние преступности несовершеннолетних
в России вызывает обоснованную тревогу
в обществе. Рост социальной напряженности
и углубление кризиса в стране в первую
очередь сказались на детях и подростках.
По данным МВД РФ идет активизация криминальной
деятельности несовершеннолетних. Это
относится как к количественной, так и
к качественной характеристике подростковой
преступности.
Характерной чертой преступлений несовершеннолетних
становятся насилие и жестокость. При
этом несовершеннолетние зачастую преступают
тот предел насилия и жестокости, который
в конкретной ситуации был бы вполне достаточен
для достижения цели. Подростки в процессе
совершения преступлений при неудачном
для них стечении обстоятельств совершают
такие преступления, как убийства, тяжкие
телесные повреждения, разбойные нападения.
Наблюдаются тенденция «омоложения» преступности
несовершеннолетних, повышение криминальной
активности детей младших возрастов. За
1990 -1996 гг. количество 14-15-летних подростков
среди участников преступлений увеличилось
более чем на 50%, причем нередко преступления
совершаются несовершеннолетними, не
достигшими возраста уголовной ответственности.
По данным МВД РФ, число этих подростков,
доставленных в органы внутренних дел
за совершение общественно опасных деяний
в 1996 г., превысило 85 тыс.
На настоящий момент имеется значительный
рост преступности несовершеннолетних
женского пола. За последние два года его
темпы увеличились с 11 до 14%, количество
девочек-подростков, состоящих на учете
в милиции, достигло 50,6 тыс. Несмотря на
относительно небольшую распространенность
преступности среди девушек (в 1996 г.- 17,3
тыс.), это таит в себе немалую общественную
опасность. «Опасность не только в том,
что совершаются... преступления, но и в
том, что виновны в них именно девушки-подростки».[2]
Отмечается рост преступлений, совершенных
несовершеннолетними как мужского, так
и женского пола на почве пьянства, токсикомании
и наркомании. Имеется тенденция омолаживания
«пьяной» преступности. Каждое пятое преступление
совершается несовершеннолетними в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения.
Повышается удельный вес заранее подготавливаемых,
изощренных и технически оснащенных преступлений
несовершеннолетних. Как правило, такие
преступления являются групповыми. Ежегодно
более половины всех несовершеннолетних
совершают преступления в составе групп.
Группы отличаются большой мобильностью,
что существенно увеличивает их общественную
опасность и криминальную активность.
В подростковой среде «гастролеры» и «криминальные
гастролеры» становятся все более популярными.
Возрастает криминальный профессионализм
несовершеннолетних преступников. Эта
особенность проявляется в наличии универсальной
специализации, приобретении уголовной
квалификации. Преступная деятельность
становится для некоторых групп несовершеннолетних
основным способом проведения досуга.
По данным, полученным в ходе исследований
в ЮИ МВД РФ, почти каждый десятый осужденный
за грабеж и разбой заявил о своем намерении
продолжать преступную деятельность и
после освобождения из мест лишения свободы.
Значительное количество преступлений
совершается несовершеннолетними мигрантами,
не нашедшими себе жилья и работы. В современных
условиях миграционные процессы и связанные
с ними негативные последствия в виде
преступности приобретают все большую
актуальность. Данное обстоятельство
было отмечено еще 10-15 лет назад.
Проявляются взаимосвязанные тенденции
интеграции и дифференциации преступности
несовершеннолетних. С одной стороны,
все большее количество преступлений
совершается несовершеннолетними с участием
взрослых, ранее судимых, происходит активное
внедрение «авторитетов» преступного
мира в подростковую среду. С другой стороны,
заметна тенденция к автономизации преступности
несовершеннолетних от преступности взрослых.
В результате интересы групп несовершеннолетних
преступников сталкиваются с интересами
взрослых преступников в сфере рэкета,
наркобизнеса, проституции и т.п.
Увеличивается количество преступлений,
совершаемых несовершеннолетними с психическими
отклонениями. Речь идет о так называемых
пограничных состояниях, не исключающих
вменяемости и, следовательно, ответственности.
Сюда относят различные виды неврозов,
умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм,
сексуальные расстройства.
Указанные расстройства - это не тяжелые
и стойкие заболевания. В большинстве
случаев они приобретены не в результате
отягощенной наследственности, а вследствие
неблагоприятных условий жизни и воспитания.
Подобной точки зрения придерживаются
многие криминологи. Так, Г.А. Аванесов
подчеркивает важность изучения лиц, совершающих
преступления, последствий наследственных
заболеваний с учетом психики, последствий
наследственных заболеваний и т.п.
Подростковая среда болезненно реагирует
на негативные последствия кризисного
состояния общества. Несовершеннолетние
являются своеобразным «барометром»,
определяющим катастрофически ухудшающееся
состояние «здоровья» общества.
Статистические данные свидетельствуют,
что за 1991-1996гг. подростковая преступность
возросла почти на 40%. Только в 1996г. подростками
и при их соучастии совершено 202,9 тыс. преступлений.
Удельный вес преступлений этой категории
лиц составил 11% от общего числа расследованных
преступных деяний.
В структуре преступности несовершеннолетних
две трети составляют корыстные и корыстно-насильственные
преступления, совершаемые путем кражи,
грабежа или разбоя. Причем в отличие от
событий 10--летней давности сегодня указанные
преступления совершаются подростками
более агрессивно и жестоко, темпы их роста
остаются высокими и опережают темпы прироста
общей преступности несовершеннолетних.
Удельный вес краж в общем числе преступлений,
совершаемых несовершеннолетними, с 1990
по 1996 гг. вырос с 58,9% почти до 70%, а каждое
десятое преступление, совершаемое несовершеннолетними,
представляет собой грабеж или разбой.
Причем в структуре преступлений, совершаемых
подростками, грабежи занимают большую
часть, нежели разбойные нападения, их
соотношение составляет примерно 5:1. Неблагоприятные
тенденции сохраняются и в насильственной
преступности несовершеннолетних.
В структуре преступности несовершеннолетних
отмечается существенное увеличение числа
несовершеннолетних, вовлеченных в сферу
организованной преступности, занимающихся
вымогательством и мошенничеством. В 1996
г. более 1,5 тыс. несовершеннолетних привлечены
к уголовной ответственности за участие
в организованных преступных формированиях,
зарегистрировано свыше 3 тыс. случаев
совершения ими вымогательств, 1 тыс. мошенничеств
в отношении частной собственности.
Общественная опасность преступлений
несовершеннолетних усугубляется вовлечением
подростков в незаконный оборот оружия,
связанный с хищением, незаконным ношением,
хранением, приобретением, изготовлением
и сбытом огнестрельного оружия, боевых
припасов и взрывчатых веществ.
Особое место в структуре преступности
несовершеннолетних занимает хулиганство.
Подавляющее большинство несовершеннолетних,
осужденных за хулиганство, составляют
лица, совершившие злостное хулиганство,
т.е. хулиганские действия, характеризующиеся
особой дерзостью и цинизмом. Доля их составляет
более 60% при удельном весе 6 - 7% в общем
числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
При анализе структуры преступности несовершеннолетних,
нужно остановиться на таком важном показателе,
как групповая преступность или совершение
преступлений в группе. Общественная опасность
преступлений в значительной степени
зависит от того, в одиночку или в группе
совершены эти деяния.
«Совершая преступления в группе, человек
в известной мере теряет присущие ему
индивидуальные черты, и его поведение
больше определяется психическим комплексом,
свойственным группе в целом»[1].
Именно групповые преступления несовершеннолетних
отличаются наибольшей жестокостью.
Доля групповых преступлений в преступности
несовершеннолетних (в зависимости от
вида преступлений, возрастных категорий,
территориального распределения) в 2-5
раз выше, чем аналогичный показатель
преступности взрослых, и составляет примерно
70%.
Более половины преступных групп несовершеннолетних
характеризуются как временные и неустойчивые
социальные образования. В то же время
прослеживается тенденция к тому, что
значительная часть групп несовершеннолетних
преступников ориентирована на длительную
преступную деятельность, включая ее организованные
формы. Эти группы отличаются высоким
уровнем подготовки, хорошей технической
оснащенностью. «Некоторые преступные
группировки располагают техническими
средствами, которым могли бы позавидовать
оперативные подразделения органов внутренних
дел». В них четко просматривается организованная
структура, в целом повторяющая структуру
аналогичных групп взрослых. Выделяется
прежде всего лидер. При его непосредственном
участии подготавливаются и совершаются
преступления, подводятся итоги.
На лидера возлагаются внешние контролирующие
функции. Внутренние регулятивные функции
в таких группах осуществляются в соответствии
с неписаными законами. Несоблюдение данных
законов ведет к распаду группы, поэтому
их наруши'гели преследуются, караются
участниками группы. Однако количественный
и качественный состав групп несовершеннолетних
преступников не носит постоянного характера,
поскольку такое постоянство зависит
от приобретенного преступного опыта,
возрастных особенностей и от вида преступной
деятельности.
Подавляющее большинство групп несовершеннолетних
насчитывает 2-3 чел. (около 70%), остальные
объединяют более 4 человек. Группы в основном
состоят из лиц мужского пола. Однако имеются
смешанные группы, куда входят не только
несовершеннолетние женского пола, но
и взрослые, нередко ранее судимые.
С возрастанием преступного опыта, дальнейшей
криминализацией подростков количество
лиц, участвующих в преступлениях в составе
групп, уменьшается, ибо несовершеннолетний
уже может совершить преступление без
соучастников или при их меньшем количестве.
Доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними
в группах, неодинакова для различных
видов преступлений. Наиболее часто в
группах совершаются такие преступления,
как разбойные нападения, грабежи и кражи.
Характерной особенностью преступности
несовершеннолетних является также и
рецидивная преступность, что связано
с возрастными границами несовершеннолетних.
Рецидивная преступность несовершеннолетних
имеет высокую общественную опасность
не только из-за своей распространенности,
но и из-за своих последствий. Повторное
совершение преступлений свидетельствует
о формировании у несовершеннолетних
стойкой противоправной установки. Впоследствии
эти подростки превращаются в «злостных»
рецидивистов, не поддающихся каким-либо
мерам профилактического воздействия.
Уровень рецидива несовершеннолетних
отличается некоторой стабильностью.
Однако, с ростом количества преступлений,
совершаемых несовершеннолетними, увеличивается
и число преступлений, совершаемых рецидивистами.
В последнее время они совершают до половины
и более преступлений в общем числе преступлений
несовершеннолетних. Высока доля специального
рецидива (например, среди грабителей
и разбойников она составляет 17,3%), определенным
образом свидетельствующая о «профессионализации»
несовершеннолетних преступников.[3] Так,
С.П.Бузинова отмечает, что у каждого десятого
рецидивиста вырабатываются черты преступника
- «профессионала», которому присущи навыки
и приемы собершения определенного вида
преступлений.
Преступность несовершеннолетних характеризуется
высокой степенью латентности. Более того,
«в силу особенностей правового и физического
положения несовершеннолетних и их личностной
характеристики статистические показатели
преступности несовершеннолетних более
«регулируемы» в следственной и судебной
практике».
Распространенность преступлений, совершаемых
несовершеннолетними, реально в несколько
раз превышает ее зарегистрированную
часть. Особенно высокой латентностью
отличаются кражи, грабежи и хулиганства.
Считалось, что преступность несовершеннолетних
более присуща городу, чем селу. «Городские»
преступления, совершаемые несовершеннолетними,
составляют почти 75%. В настоящее время
наметилась негативная тенденция опережающего
темпа прироста «сельской» преступности
несовершеннолетних по сравнению с «городской».
Различия в «городской» и «сельской» преступности
несовершеннолетних объясняются в основном
социальными условиями, образом жизни
городского и сельского населения. В структуре
«городской» преступности преобладают
грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспорта
и т.п. Свою специфику имеет и структура
групповой преступности, которая в городах
составляет более 70%, а в сельской местности
- около 50%.
§ 2. Криминологическая характеристика
личностных особенностей несовершеннолетних
преступников
В силу характера преступности несовершеннолетних
на первое место при изучении данного
явления выдвигается проблема личности
преступника. Успех профилактической
деятельности органов внутренних дел
во многом зависит от того насколько всесторонне
и глубоко изучена личность несовершеннолетнего
преступника. «Можно было бы избежать
многих ошибок, если бы практические органы
в центр своего внимания и профессиональных
усилий всегда ставили личность, а не только
условия ее жизни или иные влияния на нее.
Это в полной мере относится к несовершеннолетним
преступникам.
Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего
преступника - возраст. С этим связаны
определенные биологические, психологические
и психические изменения в структуре личности.
Как отмечал М.Н.Гернет, возрастом обусловлен
определенный уровень развития сил, интеллекта,
влечений, поскольку «физически» становится
возможным совершение определенных преступлений".
Процесс социализации человека начинается
с раннего возраста. По словам И.С.Кона,
«человек с самого раннего детства начинает
усваивать роли, которые формируют его
личностные качества». В детстве человек
складывается как общественное существо,
у него развиваются интеллект, умение
анализировать и обобщать окружающие
явления, способность предвидеть возможные
последствия своих поступков; вырабатываются
волевые качества: настойчивость, целеустремленность,
самоконтроль, активность, инициатива;
формируются самосознание, чувство собственного
достоинства, стремление к самостоятельности
. Все это связано с криминологическим
изучением личности несовершеннолетнего.
Возрастное изменение личности не является
причиной и не увязывается однозначно
с динамикой основных жизненных отношений.
Сохранность основных жизненных отношений
сочетается с изменчивостью личности
на протяжении жизни под влиянием событий,
обстоятельств и т.д. Кроме хронологического
возраста, различают психологический,
педагогический и физический возраст,
причем все они между собой не совпадают,
что приводит к внутренним конфликтам
личности, которые могут иметь и криминогенный
характер. Вообще, «так называемого среднестатистического
возраста реально не существует... Общие
закономерности подросткового возраста
проявляют себя через индивидуальные
вариации, зависящие не только от окружающей
среды и условий воспитания, но и от особенностей
организма или личности». Г.М.Миньковский
предостерегает от возведения общевозрастных
свойств несовершеннолетних в степень
криминогенных ".
Определяя
возрастные особенности преступников,
криминологи обычно делят несовершеннолетних
на следующие группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя,
16-17 лет - несовершеннолетние.
Криминологические, социологические и
психологические особенности поведения
контингента в возрастном интервале 14-17
лет свидетельствуют, что на поведение
подростков указанной возрастной группы
оказывают влияние как условия их жизни
и воспитания в предшествующие годы, так
и «молодые взрослые». Отсюда следует
вывод, что преступность несовершеннолетних
следует рассматривать в контексте с правонарушениями
лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17
лет.
Рассматривая личности несовершеннолетних
и взрослых преступников, можно говорить
об их общности. Грань, которая определяет
разницу между преступниками разных возрастов,
по существу стирается, когда сравниваются
две возрастные группы: 16-17 лет и 18-20 лет.
В данном случае вполне допустимо вести
речь о единой возрастной группе, если
использовать понятие неполного совершеннолетия.
Статистические данные МВД РФ показывают,
что более половины несовершеннолетних,
совершивших преступления, относятся
к возрастной категории 16-17 лет. Подростки
14-15 лет совершают 30-32% преступлений. Причем,
удельный вес преступлений, совершаемых
14-15-летними подростками, из года в год
растет примерно на 0,6-0,7%.
Среди несовершеннолетних преступников,
преобладают лица мужского пола. Это объясняется
прежде всего различием социальных связей
со средой, в которой развивается личность,
условий нравственного форм; личности,
разницей в характере и соотношении типичных
конфликтных ситуаций. Преобладание среди
несовершеннолетних правонарушителей
лиц мужского пола связано с психическими
и психологическими особенностями пола,
с исторически сложившимся различием
поведения, воспитания мальчиков и девочек,
с большей активностью, предприимчивостью
и другими общехарактерологическими свойствами
мужчин.
Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних,
совершивших преступления, лица мужского
пола составляют примерно 90%, девушки -
около 9%. В последние годы наблюдается
расширение круга и количества преступлений,
которые совершают девочки-подростки
и девушки. Это не случайно, как не случайно
и то, что увеличилось число подростков
женского пола, которые занимаются проституцией,
пьянствуют, ведут аморальный образ жизни,
неизбежным следствием чего является
преступное поведение.
Изучение несовершеннолетних, совершивших
преступления по месту жительства, показывает,
что доля городских жителей среди них
составляет 75%, а сельской местности - 25
%. Указанные различия зависят от социально-экономических
условий, а также от традиций и обычаев,
исторически сложившихся в деревне и в
городе.
Более значительная доля несовершеннолетних
преступников проживающих в городе, связана
с ослаблением социального контроля, нерациональным
использованием свободного времени, специфическими
трудностями в обеспечении принципа неотвратимости
наказания за совершенное преступление.
Однако на современном этапе процессы
урбанизации, миграции сводят на нет различия
между городом и деревней. Происходит
интенсивное внедрение городского образа
жизни в деревни, последние перерастают
в поселки городского типа либо исчезают.
В связи с этим наблюдается более быстрый
рост сельской преступности по сравнению
с городской, кроме того все больше и больше
селян совершают преступления в городе,
что именуется «городской» преступностью.
В юридической литературе часто указывается
на взаимосвязь образовательного уровня
и личности преступника. По этому признаку
можно судить о потенциальных возможностях
личности несовершеннолетнего правонарушителя
в исполнении им своих социальных функций,
зависящих в определенной степени от уровня
его культуры, интересов. Говоря об уровне
образования несовершеннолетних преступников,
надо заметить, что он более низкий, чем
у сверстников. Среди них часто встречаются
второгодники, бросившие учебу в школах,
ПТУ, а некоторые - во вспомогательных
школах.
Более 30% несовершеннолетних, совершивших
преступления, нигде не учились и не работали,
причем наблюдается тенденция роста числа
неработающих и неучащихся участников
преступлений.
Проблема трудовой занятости подростков
в стране остается довольно напряженной,
и прогноз в этом направлении не утешителен.
В связи с этим доля неработающих и неучащихся
подростков в структуре преступности
несовершеннолетних будет возрастать.
Предполагалось, что в 1997г. преступность
несовершеннолетних, не занятых трудом
или учебой, увеличится на 20%.
С криминологической точки зрения, особое
значение имеет изучение семейного положения
несовершеннолетних преступников. Это
вполне понятно, ибо в семье формируются
социально значимые качества личности
и свойственные ей оценочные критерии
.
Исследования показывают, что более 2/3
несовершеннолетних преступников воспитывались
в семьях, где постоянно присутствовали
ссоры, скандалы, взаимные оскорбления,
пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста,
вставшего на преступный путь в раннем
возрасте, в пьянство и совершение преступлений
вовлекли родители, старшие братья, близкие
родственники.
Кроме того, неблагополучная семья оказывает
негативное влияние не только на собственных
членов, но и на других подростков, с которыми
дружат их дети. Таким образом, происходит
процесс «заражения» подростков, не принадлежащих
непосредственно к данной семье.
Немаловажными для характеристики личности
несовершеннолетних преступников являются
особенности их правового сознания. В
целом для них характерны глубокие дефекты
правосознания, что в известной мере объясняется
двумя факторами: общей правовой неграмотностью
как всего населения в целом, так и несовершеннолетних;
негативным социальным опытом самого
несовершеннолетнего.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних,
совершающих преступления, выражаются
в негативном отношении к нормам права,
нежелании следовать предписаниям данных
норм. Существенные пробелы в правовых
знаниях несовершеннолетних приводят
к рассуждениям о «несправедливости»
законов, о «незаконном» осуждении.
Характерные особенности имеет и круг
общения несовершеннолетних правонарушителей.
В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие
спиртными напитками, наркотиками.
Особой является и проблема досуга. Свободного
времени у несовершеннолетних правонарушителей
в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных
сверстников. В то же время согласно результатам
отдельных исследований по мере увеличения
свободного времени интересы подростков
деформируются и приобретают негативный
оттенок. Более того, чем больше свободного
времени, тем выше вероятность совершения
правонарушений. По данным тех же исследований,
из числа подростков, имеющих 2-3 часа свободного
времени, на учете в милиции состояло 18%,
5-7 часов - 53% ". Именно в досуговой сфере
подростки совершают большинство преступлений.
Рассмотренные выше личностные особенности
несовершеннолетних, совершивших преступления,
выражаются главным образом в мотивации
их преступного поведения, которая сводится
в основном к следующему:
- преобладание «детских» мотивов-совершение
преступления из озорства, любопытства,
желания утвердить себя в глазах сверстников,
стремления обладать модными вещами и
т. п.;
- ситуативность мотивов;
- деформация какого-то одного элемента
сферы потребностей, интересов, взглядов.
Например, гипертрофированное понимание
товарищества, стремление поднять свой
престиж;
- большой «веер» мотивов по сравнению
с преступлениями.
Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних
не остается неизменной. По мере взросления,
накопления преступного опыта происходит
сдвиг мотивации. Последний характеризуется
исчезнованием наивно-детских мотивов,
возрастанием удельного веса мотивов,
выражающих осознанный конфликт между
правонарушителем и окружающими людьми,
обществом.
§ 3. Причины и условия преступности несовершеннолетних
Причины и условия преступности несовершеннолетних,
как и преступности в целом, носят социально
обусловленный характер. Они прежде всего
зависят от конкретных исторических условий
жизни общества, от содержания и направленности
его институтов, от сущности и способов
решения основных противоречий.
В последние годы сложилось устойчивое
мнение о том, что главной причиной преступности
несовершеннолетних и ее стремительного
роста является резкое ухудшение экономической
ситуации и возросшая напряженность в
обществе. Конечно, все это влияет и на
взрослую преступность, однако стремительное
снижение уровня жизни сказывается сильнее
всего на подростках, ибо во все времена
несовершеннолетние были и остаются наиболее
«уязвимой» частью общества. «Уязвимость»
заключается в том, что отличающие несовершеннолетних
особенности (неустоявшаяся психика, не
сформированная до конца система ценностей)
делают их более подверженными влиянию
факторов, которым взрослые люди противостоят
гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять
свои потребности, многие подростки начинают
«делать деньги» и добывать необходимые
вещи и продукты в меру своих сил и возможностей,
зачастую путем совершения преступления.
Несовершеннолетние активно участвуют
в рэкете, незаконном бизнесе и других
видах преступной деятельности.
Одно из негативных проявлений экономического
кризиса - сокращение рабочих мест. Это
привело к уменьшению возможностей устройства
на работу подростков, в первую очередь
отбывших наказание в воспитательных
учреждениях.
Преступности несовершеннолетних способствует
и неконтролируемое отчисление подростков
из школ и ПТУ. Только в 1996 г. из школ Российской
Федерации по неуважительным причинам
выбыло более 100 тыс. учеников (в 1985 г.-1,5
тыс.). Наблюдаются многочисленные факты
отчисления детей, не достигших 14-летнего
возраста. В 1995-1996 учебном году ввиду ограничения
приема учащихся в 9-11 классы и сокращения
приема в профессионально-технические
училища около 500 тыс. подростков старше
14 лет оказались лишенными возможности
продолжить обучение.
Одной из специфических причин преступности
несовершеннолетних на современном этапе
жизни общества является катастрофическое
положение с организацией досуга детей
и подростков по месту жительства. Многие
детские учреждения, организации прекратили
свое существование, а помещения, принадлежавшие
им, переданы в аренду коммерческим структурам.
Продолжается процесс разрушения системы
оздоровления и летней занятости. Многие
оздоровительные лагеря для детей и подростков
закрыты, а в оставшиеся дети из неполных
малообеспеченных семей не всегда могут
попасть из-за высокой стоимости путевок.
Обострение проблем семейного неблагополучия
на общем фоне нищеты и постоянной нужды,
моральная и социальная деградация, происходящая
в семьях, приводят к крайне негативным
последствиям.
Среди несовершеннолетних из неблагополучных
семей интенсивность преступности особенно
высока. В основном в этих семьях процветают
пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют
какие-либо нравственные устои, элементарная
культура. Специалисты различных наук
приводят внушительные цифры, говоря о
несовершеннолетних, страдающих психическими
заболеваниями, не исключающими и исключающими
вменяемость. Психические расстройства
детей - во многом результат и наследие
соответствующего поведения и жизни их
родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые
сочетаниям психических расстройств и
социально-психологической деформации
личности во многом объясняются тем, что
причины патологического развития личности
несовершеннолетних кроются в асоциальности
и аморальности родителей.
В этих семьях процветает насилие по отношению
друг к другу и к своим детям. И как прямое
следствие этого - стремительный рост
крайне опасных насильственных преступлений,
совершаемых подростками и даже детьми.
Жестокость порождает жестокость.
Из-за ненормальной обстановки в семье
около 50 тыс. детей ежегодно уходят из
дома, 20 тыс. покидают детские школы-интернаты
из-за жестокого обращения. Растет число
детских суицидов.
Уходя от родителей, несовершеннолетние
ищут поддержку в обществе себе подобных.
Подростков захлестывает волна «взрослой»
жизни - секс, наркотики. В некоторых странах
данные явления считаются прямыми причинами
преступности несовершеннолетних.
К условиям, способствующим преступному
поведению несовершеннолетних, относятся
и недостатки в деятельности органов,
на которые возложена борьба с преступностью
несовершеннолетних. В настоящее время
наблюдается фактическое бездействие
общественно-государственных структур,
призванных осуществлять воспитательную
и профилактическую работу с подростками.
Повсеместно отсутствуют комиссии по
делам несовершеннолетних, прекратили
существование многие общественные организации,
ведущие профилактическую работу с детьми
и подростками. Существенные недостатки
имеются в деятельности правоохранительных
органов, в том числе и органов внутренних
дел.
Преступность несовершеннолетних имеет
высокую латентность, и некоторые исследования
показывают, что еще до первого осуждения
подростки успевают совершить несколько
преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности.
Не обеспечивается неотвратимость наказания-важнейшее
средство предупреждения преступного
поведения.
Наличие причин и условий, способствующих
преступности несовершеннолетних, не
означает фатальной неизбежности совершения
ими преступлений. Данные причины и условия
в определенной степени подлежат регулированию,
нейтрализации и устранению. Важное значение
в связи с этим приобретает общая и индивидуальная
профилактика - система мер предупреждения
преступности, применяемых государственными
органами, в том числе органами внутренних
дел, в отношении несовершеннолетних,
совершающих преступления.
§ 4. Предупреждение преступности несовершеннолетних
органами внутренних дел
В основе предупреждения преступности
несовершеннолетних лежат основополагающие
принципы, характерные для концепции предупреждения
преступности в целом. Однако, наряду с
этим, в предупреждении преступлений,
совершаемых несовершеннолетними, есть
особенности, обусловленные отличием
несовершеннолетних от других возрастных
категорий, а также спецификой совершаемых
ими преступлений.
В предупреждении преступности несовершеннолетних
участвует множество субъектов. Они представляют
собой единую систему, связанную общностью
целей и задач. Особое место в этой системе
отводится органам внутренних дел, представляющих
подсистему профилактики отклоняющегося
поведения. Органы внутренних дел выполняют
основной объем работы в области предупреждения
преступлений несовершеннолетних, непосредственно
занимаются исправлением и перевоспитанием
несовершеннолетних, совершивших преступления.
Кроме того, предупредительная деятельность
органов внутренних дел предполагает
обязательное включение в нее других субъектов.
Органы внутренних дел занимаются предупреждением
преступности несовершеннолетних как
на общем, так и на индивидуальном уровне.
Работа проводится в основном по следующим
направлениям :
1. ограничение влияния негативных социальных
факторов, связанных с причинами и условиями
преступности несовершеннолетних;
2. воздействие на причины и условия, способствующие
данному виду преступности;
3. непосредственное воздействие на несовершеннолетних,
от которых можно ожидать совершения преступлений;
4. воздействие на группы с антиобщественной
направленностью, пособные совершить
или совершающие преступления, участником
которых является несовершеннолетний,
подвергающийся предупредительному воздействию.
Предупредительная деятельность, организованная
с учетом этих направлений, должна обеспечивать
всестороннее профилактическое воздействие
на несовершеннолетних, склонных к совершению
преступлений, на микросреду и социальные
условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности
несовершеннолетних органы внутренних
дел должны направлять свои усилия на
выявление причин, условий, способствующих
преступлениям, а также на их устранение,
ограничение и нейтрализацию.
В этих целях органы внутренних дел организуют
взаимодействие с государственными, общественными
и иными организациями и учреждениями,
участвующими в предупредительной деятельности,
проводят комплексные операции, рейды,
целевые проверки и другие мероприятия.
Большое значение имеет предупредительное
воздействие на личность несовершеннолетнего,
то есть индивидуальная профилактика.
Относительно несовершеннолетних профилактическая
деятельность может иметь место в двух
случаях: когда негативные явления находятся
в зародышевом состоянии; когда такие
явления еще не имеют места, но существует
возможность их возникновения. Решение
вопроса заключается в своевременной
постановке «диагноза», наличии указанных
явлений. Это наиболее важно с практической
точки зрения, так как позволяет определить
соответствующие меры профилактического
воздействия, в том числе и медицинского
характера: выявить детей с аномалиями
в психике, определить прогноз их развития
и принять меры по нейтрализации и смягчению
наслоений аномального развития.
Меры индивидуальной профилактики должны
воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего
преступника, так и на окружающую ее среду.
Основными элементами системы предупредительного
воздействия являются:
- тщательное изучение несовершеннолетних,
способных совершить преступления;
- определение основных мер и мероприятий,
опираясь на которые, на практике можно
было бы добиться поставленных целей;
- выработка рациональных методов организации,
контроля и определения эффекта индивидуального
профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики преступлений,
совершаемых несовершеннолетними, являются
исправление и перевоспитание подростка
либо изменение его криминогенной ориентации.
Отсюда вытекает необходимость решения
задачи установления закономерностей
отклоняющегося поведения, механизма
его формирования и изменения.
Для этого необходимо:
- выявлять несовершеннолетних, поведение,
взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют
о возможности совершения преступлений;
- изучать личности этих подростков;
- определять и устранять источники отрицательного
влияния на них;
- исследовать возможности создания благоприятной
обстановки, с тем чтобы не допустить реализации
преступных намерений;
- осуществлять контроль за поведением
таких несовершеннолетних и образом их
жизни;
- периодически анализировать полученные
результаты и вносить соответствующие
коррективы в работу.
Сотрудники органов внутренних дел выявляют
и ставят на учет несовершеннолетних,
способных к совершению преступлений
из числа:
- подростков, ведущих антиобщественный
образ жизни (употребляющих спиртные напитки,
наркотики, не занятых учебой и общественно
полезным трудом);
- несовершеннолетних, группирующихся
на антиобщественной основе;
- вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
- осужденных условно или к мерам наказания,
не связанным с лишением свободы, а также
тех, к кому применена отсрочка исполнения
приговора:
- освобожденных из воспитательных колоний.
Полное решение этой задачи возможно только
при высоком уровне взаимодействия между
всеми органами внутренних дел как по
вертикали, так и по горизонтали, а также
со всеми субъектами предупреждения преступности
несовершеннолетних.
Личность несовершеннолетнего преступника
формируется не сразу. Это весьма сложный
процесс, охватывающий деформацию эмоционального,
волевого и интеллектуального мира подростка.
Предупреждение преступных деяний диктует
необходимость подробного изучения всех
отрицательных свойств личности несовершеннолетнего,
которые в определенных условиях могут
детерминировать преступное поведение.
Важно также знать о наличии или отсутствии
аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего,
признаков, свидетельствующих э его психической
неполноценности.
Вопросы могут быть решены в полном объеме
при психолого-педагогической диагностике
личности несовершеннолетнего преступника.
Наиболее оптимальный и экономичный путь
решения данного вопроса - создание психолого-педагогических
центров. Таким образом, обеспечивалась
бы психолого-педагогическая диагностика
личности несовершеннолетних, склонных
к совершению преступлений, а работники
милиции получили бы конкретные рекомендации
по проведению с ними профилактической
работы.
Различные методы и приемы воздействия
на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего,
способного к совершению преступлений,
могут быть использованы двояким образом:
непосредственно или через иных лиц, участвующих
в предупредительной деятельности. Основными
организационно-тактическими формами
применения методов и приемов индивидуального
воздействия на несовершеннолетних являются
беседы, проводимые сотрудниками органов
внутренних дел, вовлечение их в социально
полезные занятия трудового, общественного,
спортивного, культурного и иного характера.
Эффективность профилактики в отношении
несовершеннолетних во многом зависит
от учета того обстоятельства, что в большинстве
случаев преступления совершаются несовершеннолетними
в группах. Это требует от работников,
занимающихся такой профилактикой, высокого
профессионализма, глубоких социально-психологических,
психолого-педагогических и правовых
знаний, организаторских способностей,
настойчивости. «Успешность этой работы
будет достигнута тогда, если практические
работники свои усилия будут направлять
не на подавление н разрушение группы,
а на искоренение причин и условий, порождающих
эти группы».[4] Как и любой вид деятельности,
предупреждение преступности несовершеннолетних
требует определенной последовательности.
Практика обычно идет по следующему пути:
выявление групп правонарушителей, криминологическая
диагностика группы, учет групп и их участников.
Для воздействия на группу в целом, а также
и на каждого ее участника применяются
различные методы предупреждения групповой
преступности несовершеннолетних. В литературе
в числе таких методов выделяются: изоляция
группы; расформирование группы; переориентация
группы.
В процессе предупреждения преступлений
несовершеннолетних необходимо оказывать
воздействие и на их семьи, поскольку во
многих случаях антиобщественное поведение
подростка связано с семейным неблагополучием.
Для успешной профилактической работы
в семье несовершеннолетнего, способного
к совершению преступлений, необходимо
изучить такую семью во всех аспектах.
Важно также владеть методами, разработанными
специалистами в области психологии и
психиатрии, использовать сведения из
других областей знаний и опыт органов
внутренних дел в индивидуальной профилактической
работе.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних
большое значение имеет выявление взрослых
лиц, вовлекающих подростков в преступную
деятельность. Главное - своевременность.
Это позволяет быстро предотвратить готовящееся
преступление или пресечь преступную
деятельность.
Прямое отношение к предупреждению преступлений
несовершеннолетних имеет также своевременное
возбуждение уголовного дела, быстрое
и полное раскрытие преступлений, изобличение
виновных, а также правильное применение
мер пресечения.
Среди субъектов предупреждения преступлений
несовершеннолетних особое место занимают
воспитательные колонии. Данные учреждения
решают задачу предупреждения преступности
специфическим способом: посредством
исправления и перевоспитания несовершеннолетних.
Это-довольно сложный и противоречивый
процесс. В связи с этим Б.С.Утевский писал:
«Колония, тюрьма - самое неблагоприятное
место для воспитательной работы... Принуждение
- не самый лучший метод воспитания... Для
того чтобы перековать преступников, требуются
призвание, любовь к этому трудному делу,
энтузиазм, душевная теплота, вера в человека,
умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек
за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного,
закреплять их и идти дальше, пока перед
воспитателем не встанет новый человек».
Однако необходимость исправления и перевоспитания
несовершеннолетних в условиях изоляции
нужно признать как реальность и использовать
для этого современные формы и методы.
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что
преступность несовершеннолетних при
значительных масштабах распространения
требует решительных, энергичных и целенаправленных
мер по ее предупреждению. Для этого следует
постоянно совершенствовать формы и методы
работы органов внутренних дел, обеспечивать
должным образом их приоритетное кадровое
пополнение и материально-техническое
снабжение.
Задача состоит прежде всего в снижении
уровня преступности несовершеннолетних,
недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних
преступников на других подростков и пополнения
ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.
В решении этой и других задач важная роль
принадлежит мерам общей и индивидуальной
профилактики, применяемым органами внутренних
дел в целях устранения причин и условий,
способствующих преступлениям несовершеннолетних.
Эффективность такой деятельности в значительной
степени зависит от того, насколько данные
меры базируются на положениях, разработанных
криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным
правом, психологией, педагогикой.
Список литературы:
1. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений
среди молодежи. М., 1980.
2. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин.
М.,1992.
3. Жигарев Е.С. Административная деликатность
несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика.
М.,1992.
4. Механизм преступного поведения. М.,
1981.
5. Криминология: Учебник. М.,1992.
6. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения.
М.,1992.
7. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.
8. Личность преступника. М.,1971.
9. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и
алкоголизм. М.,1980.
10. Аванесов Г.А. Криминология и социальная
профилактика. М., 1980.
11. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних
правонарушителей. М.,1993.
12. Криминология и профилактика преступлений
(Особенная часть). Учебное пособие. М.,
1998.
13. Криминология (Учебное пособие). Зерцало
– Теис. 1996
14. Ф.К.Рябыкин Криминология и предупреждение
преступлений. Москва, 1993.