Причины девиантного поведения юношей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:52, доклад

Описание работы

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей и т.д.

Файлы: 1 файл

Причины асоциального поведения подростков.docx

— 10.38 Кб (Скачать файл)
 

Причины девиантного поведения  юношей и подростков  

  «Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно , а которым трудно.

С каждым годом  растёт детская безнадзорность, преступность, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат  социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных  семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости  родителей и т.д.

      Каждый  из нас ежедневно сталкивается с  разнообразными проявлениями социально  нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

      Девиантное  поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны  других людей.

      Особенностью  отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой  личности или окружающим людям.

Причины асоциального поведения  и негативные факторы, обусловливающие  девиантное поведение  подростков.

      1. Неблагополучие в семье

 «Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. И лишь тогда, когда с подростком  случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

(неполная семья,  родители, ведущие аморальный образ  жизни; безответственность родителей  за воспитание детей, их психолого-педагогическая  неграмотность; негативные примеры  в моральном поведении; недостаток  доброты, семейного уюта, любви  к детям, настоящего родительского  авторитета; проявления насилия,  жестокости; материальное неблагополучие); 

      2. Низкая педагогическая культура семьи

(отец и мать  работают, образованные, интеллектуально  развитые, но материальный достаток  проявляется в создании для  детей «парниковых» условий, что  приводит к ослаблению внутренних  сил личности, материального перенасыщения,  вседозволенности, несформированности  системы требовательности к себе  и самоконтроля) ;

      3.Психические факторы

Подростковый  возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными реакциями, которые  нередко выходят далеко за рамки  нормы и могут приводить к  различным формам асоциального поведения, переходящим в юношеский возраст

      Наиболее  распространенными  негативными реакциями  являются:

- реакции активного  протеста, возникающие в кризисных  для подростка ситуациях, проявляются  в виде агрессивного поведения,  грубости, непослушания, имеют четкую  направленность против определенных  лиц, создавших конфликтную ситуацию;

 -реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоэмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;

 -реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;

- реакции имитации  – подражания формам поведения  окружающих, которые пользуются  авторитетом у подростков и  могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный  лидер или неприемлемые для  нашего общества модели поведения  – не лучшие образцы массовой  культуры;

- реакции компенсации  и гипер-компенсации (сверх-компенсации)  – обычно маскируют ту или  иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных  личностных реакций и подчас  принимают карикатурный, утрированный  характер (в основе многих безрассудных  поступков лежит стремление показать  свое «бесстрашие» окружающим);

 -реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);

-реакции увлечения  – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами и  проявляются в удовлетворении  каких-либо потребностей (увлечения,  сопровождающиеся пустым бессодержательным  времяпрепровождением на улице;  увлечения, связанные с азартными  играми; эгоцентрические увлечения,  проявляющиеся в стремлении быть  в центре внимания любой ценой);

 -реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные безнадзорные подростки, юноши);

      Креминогенный фактор:

Группа подростков, формируется вне социально-значимой деятельности, в условиях бесполезной  траты  времени и рискованных  хулиганских занятий. В такую ​​группу, которая оказывается «катализатором» преступного поведения несовершеннолетних, подросток попадает в случае невозможности добиться успеха, отсутствии положительной деятельности, в которой подросток может реализовать себя; в случае психологического дискомфорта, возникающего как результат отсутствия признания, отчуждения от коллектива, как это бывает с трудными учениками вследствие их слабой успеваемости, конфликтов с учителями и одноклассниками, что приводит к снижению референтной значимости подростка и поисков им другого круга общения.(слайд)

   Факторы, провоцирующие жестокость:

- Внутриличностная  агрессивность учащихся, вследствие  индивидуальных особенностей;

- Предыдущий  опыт жизнедеятельности школьников, содержащий в себе проявления  собственной агрессивности и  наблюдения аналогичных проявлений  в ближнем окружении: – в  семье, в референтной группе  сверстников, в учебных заведениях, в которых учился раньше;

- Недостаточный  уровень развития коммуникативных  навыков, отсутствие примеров  и опыта ненасильственных отношений  и знаний о своих правах;

- Традиции школьной  среды, провоцирующие и стимулирующие  жестокость. 

   Побеги  возникают:

  1. как следствие недостаточного надзора;
  2. в целях развлечения;
  3. как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;
  4. как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
  5. как реакция тревоги и страха на наказания;
  6. вследствие фантазерства и мечтательности;
  7. чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;
  8. как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;
  9. как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.
 

      Последствиями всех указанных причин - формирование педагогической запущенности юношей и  подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношение школьников к учебной  деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении  в период обучения. Подавляющее большинство  подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют  и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы  общения своего коллектива. Хотя именно школа, как и любое другое ОУ для  таких ребят должны стать тем  местом, где они могли бы удовлетворять  свою потребность в положительном  общении.

      Развитие  ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет растущий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные  коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют  своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и  установок, изменение желаний и  привычек происходит быстро. Ребенок  не успевает осознать происходящие изменения  и адаптироваться к ним, результатом  чего становится появление неуверенности  в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или  склонность к депрессии.

      Таким образом, дети и подростки в течение  школьного периода несколько  раз оказываются в кризисных  ситуациях. Общей причиной кризисов при этом является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой  сфере и др.).

      Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Негативное развитие — только оборотная сторона  позитивных процессов, происходящих в  переломные периоды. Разрушение прежних  интересов, негативизм, оппозиционность  — лишь способы, которыми Ребенок  создает новую мораль и систему  ценностей. От того, как взрослые, т.е. Вы,родители, отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с  ребенком. Нельзя не замечать наиболее опасных негативных проявлений, поскольку  они могут закрепиться и развиться, но нельзя и «перегибать палку» в  излишней строгости и тотальном  контроле: это может привести к  закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.

Исследователи считают, что преступная карьера, как  правило, начинается с плохой учебы  и отчуждения от школы (негативно-враждебного  отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов  воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку  и совершение преступления. На прохождение  этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным, 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем  возрасте.

      Таким образом, в подростковом возрасте в  силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые  нарушают нормальный ход личностного  становления, создавая объективные  предпосылки для возникновения  и проявления разных форм нарушения  поведения, поэтому и Вы, родители, и мы, педагоги должны быть внимательны  к детям, обращать внимание на первичное  проявление асоциального поведения  и устранять его причины! Спасибо  за внимание!

Информация о работе Причины девиантного поведения юношей и подростков