Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:52, доклад
С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей и т.д.
Причины
девиантного поведения
юношей и подростков
«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно , а которым трудно.
С каждым годом
растёт детская безнадзорность, преступность,
прослеживается тенденция увеличения
числа с девиантным поведением. Отклонения
в поведении ребёнка это
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
Причины асоциального поведения и негативные факторы, обусловливающие девиантное поведение подростков.
1. Неблагополучие в семье
«Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
(неполная семья,
родители, ведущие аморальный образ
жизни; безответственность
2. Низкая педагогическая культура семьи
(отец и мать
работают, образованные, интеллектуально
развитые, но материальный достаток
проявляется в создании для
детей «парниковых» условий,
3.Психические факторы
Подростковый
возраст – период завершения формирования
характера. Нарушение этого формирования
характера, происходящее подчас в данном
возрасте, сопровождается различными
негативными реакциями, которые
нередко выходят далеко за рамки
нормы и могут приводить к
различным формам асоциального поведения,
переходящим в юношеский
Наиболее распространенными негативными реакциями являются:
- реакции активного
протеста, возникающие в кризисных
для подростка ситуациях,
-реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоэмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;
-реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;
- реакции имитации
– подражания формам поведения
окружающих, которые пользуются
авторитетом у подростков и
могут играть отрицательную
- реакции компенсации
и гипер-компенсации (сверх-
-реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);
-реакции увлечения
– тесно связаны с влечениями,
наклонностями и интересами и
проявляются в удовлетворении
каких-либо потребностей (увлечения,
сопровождающиеся пустым
-реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные безнадзорные подростки, юноши);
Креминогенный фактор:
Группа подростков,
формируется вне социально-
Факторы, провоцирующие жестокость:
- Внутриличностная агрессивность учащихся, вследствие индивидуальных особенностей;
- Предыдущий
опыт жизнедеятельности
- Недостаточный
уровень развития
- Традиции школьной
среды, провоцирующие и
Побеги возникают:
Последствиями
всех указанных причин - формирование
педагогической запущенности юношей и
подростков, возникшей в условиях
неблагоприятного семейного воспитания.
Отношение школьников к учебной
деятельности является ведущим фактором,
который способствует формированию
личности в определенном направлении
в период обучения. Подавляющее большинство
подростков и юношей, имеющих отклонения
от норм поведения, учатся плохо, не имеют
и не выполняют общественных поручений.
Отношение таких детей и
Развитие
ребенка в школьные годы не всегда
происходит безболезненно. В возрасте
от 7 до 17 лет растущий человек проходит
несколько стадий возрастного развития,
на каждой из которых происходят значительные
изменения физического и
Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Общей причиной кризисов при этом является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).
Любой
кризис несет в себе и конструктивное,
и разрушительное начало. Негативное
развитие — только оборотная сторона
позитивных процессов, происходящих в
переломные периоды. Разрушение прежних
интересов, негативизм, оппозиционность
— лишь способы, которыми Ребенок
создает новую мораль и систему
ценностей. От того, как взрослые, т.е.
Вы,родители, отреагируют на негативные
проявления, во многом будет зависеть
качество изменений, происходящих с
ребенком. Нельзя не замечать наиболее
опасных негативных проявлений, поскольку
они могут закрепиться и
Исследователи считают, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным, 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.
Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения, поэтому и Вы, родители, и мы, педагоги должны быть внимательны к детям, обращать внимание на первичное проявление асоциального поведения и устранять его причины! Спасибо за внимание!
Информация о работе Причины девиантного поведения юношей и подростков