Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 13:22, контрольная работа
Наш мир находится в постоянном развитии – делается множество новых открытий, появляются новые науки, однако законы человеческих взаимоотношений остаются неизменными. Человек так и не смог до сих пор проникнуть внутрь себя, познать полностью свою психику и поведение.
Все взаимоотношения берут свое начало в семье – самом древнейшем социальном институте. И хотя XX век привел к совершенствованию практически всех сфер жизнедеятельности человека, семья, напротив, оказалась в состоянии полного упадка и кризиса.
1. Введение 3
2. 1 Кризис семьи как социального института 4
3. 2 ПРИЧИНА ПАДЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ - ДУХОВНЫЙ КРИЗИС 6
4. 3 Изменения функций семьи в XX веке 11
5. Вывод 13
6. Список литературы: 14
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Институт текстильной и легкой промышленности
ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И.Ползунова
КАФЕДРА СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Тема: Причины кризиса семьи в ХХ веке
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
Проверил:
зав.кафедрой,
профессор, к.и.н.
Выполнил:
9-ТШИ-01
Сливина А. С.
Барнаул 2012
Содержание:
1. Введение 3
2. 1 Кризис семьи как социального института 4
3. 2 ПРИЧИНА ПАДЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ - ДУХОВНЫЙ КРИЗИС 6
4. 3 Изменения функций семьи в XX веке 11
5. Вывод 13
6. Список литературы: 14
Введение
Наш мир находится в постоянном развитии – делается множество новых открытий, появляются новые науки, однако законы человеческих взаимоотношений остаются неизменными. Человек так и не смог до сих пор проникнуть внутрь себя, познать полностью свою психику и поведение.
Все взаимоотношения берут свое начало в семье – самом древнейшем социальном институте. И хотя XX век привел к совершенствованию практически всех сфер жизнедеятельности человека, семья, напротив, оказалась в состоянии полного упадка и кризиса.
Существуют различные мнения по вопросу кризиса семейных отношений, но все они сходятся в том, что кризис семейных отношений вытекает из кризиса личности, а кризис личности, в свою очередь, есть причина кризиса духовности и культуры общества.
Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возросший к ней интерес со стороны специалистов различных областей — психиатров, психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников — был вызван кризисом, переживаемым современной семьей. Наблюдаемые в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением экономической самостоятельности и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением ценности партнерских отношений в браке, освобождением от классовых, религиозных и национальных предрассудков и стереотипов, ростом продолжительности жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья перестала быть для женщин единственной доступной средой для самореализации. Феминистическое движение, начавшееся в середине 1960-х годов, отражало нарушение равновесного положения такой социальной системы, как институт семьи, и маркировало переходный, кризисный момент в ее существовании. Начавшийся в это время кризис продолжается и в наши дни. Он связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.
Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается недостаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизированы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса.
В качестве единицы анализа в данном материале выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов.
1 Кризис семьи как социального института
Существуют различные формы семьи. Изначально семья была представлена расширенной формой, и эта форма была наиболее распространена в течение тысячелетий. Расширенная семья состоит из нескольких нуклеарных семей, а нуклеарной семьёй называется семья, состоящая только из родителей и их детей.
Но с приходом индустриализации и урбанизации наблюдается переход от «традиционной» семьи к «современной», от расширенной семьи к нуклеарной. Подобный переход отрицательно сказывается на рождаемости, так как для традиционной семьи характерны многодетность, ранняя и длительная брачность и период деторождения, запрет на аборты и разводы.
Изначально институты образования, здравоохранения, экономики и прочие были внутрисемейными, но, с процессом индустриализации, эти институты стали постепенно выходить из семьи, стали внесемейными.
А. Антонов и С. Сорокин в книге «Судьба семьи в России XXI века» называют следующие отличия индустриальной семьи от аграрной:
1. Крах семейной экономики, разделение дома и работы, внесемейная занятость родителей в системе наемного труда с индивидуальной зарплатой, исчезновение совместной деятельности родителей и детей везде, кроме семей фермеров, переход к семейно-бытовому самообслуживанию, семьецентризм сменяется эгоцентризмом, благополучие семьи начинает складываться из успехов отдельных членов семьи.
2. В городских семьях, составляющих большинство, нарушается связь с землей, резко трансформируется суть семейного дома, преобладают функции потребления, гигиены и осуществления физиологических процессов, на смену психологической слитности с микросредой приходит размежевание, акцент делается на разделенности с соседями, на этническом отчуждении и т.д.
3. В индустриальной семье родство отделяется от экономических дел семьи, максимизация индивидуальных выгод и экономическая эффективность перевешивают ценность родственных уз.
4. Смена централизованной семейно-родственной системы расширенного типа децентрализованными нуклеарными семьями ослабила межпоколенные связи и авторитет старших, а также предписания родителей и родства относительно выбора супруга, учитывающего имущественное состояние («открытая» система брачного выбора при сохранении материальных интересов и права наследования), переход от запрета разводов к их допущению, но в рамках затрудненных процедур, в основном по инициативе мужа.
5. Разрушение системы норм высокой рождаемости в связи с успехами в контроле над смертностью и снятием табу на предупреждение и прерывание беременности, устранение необходимости в полном использовании репродуктивного периода и отсюда, ослабление норм пожизненной и ранней брачности, пожизненного деторождения и брака, смягчение норм сексуального поведения вне брака и до брака.
Индивидуалистические ценности современного капитализма пошли в разрез с коллективистскими, семейными ценностями, и институт семьи стал постепенно отмирать.
Кризис семьи как института стал очевиден к концу 70-х гг. XX века. Он проявляется в необычайно высоком (до половины от числа заключенных браков) уровне разводов и растущей доле неполных семей, в уровне рождаемости, который существенно ниже необходимого для «воспроизводства» населения. Другими проявлениями кризиса являются вытеснение нормального брака «совместным проживанием», появлением «однополых браков». О том же сигнализирует популярность политических теорий, исходящих из принципиального отсутствия отличий между полами, притом, что один из «равных» полов (как ранее «угнетенный») должен быть «более равным».
Традиционная семья, точнее, семья, основанная на моральных ценностях Синайского откровения, служила и служит воспроизводству человеческого капитала и поддержанию доверия на микроуровне. В этом смысле семья как институт обеспечивает усвоение и передачу следующим поколениям базовых норм морали и простейших навыков взаимодействия между людьми. Тем самым она создает внешний эффект – снижение издержек принятия соответствующего основам морали и здравого смысла законодательства, поощряющего цивилизованное кооперативное поведение и поддерживающего рыночную экономику и экономический рост. Семья поддерживает доверие на более «высоких этажах» общества – в местных сообществах, регионах, на национальном уровне, а в определенных ситуациях, и на международном.
Резкое падение показателей, характеризующих стабильность семьи, продолжалось и тогда, когда рост городов прекратился, а современные технологии (в том числе информационные) воздействуют на семью как в том же направлении, что и урбанизация, так и в противоположном. С одной стороны, появляется больше возможностей женской занятости, с другой, женщина, ориентированная на семейные ценности, сегодня, куда реже стоит перед жестким выбором – либо интересная работа, либо дети и семья, нежели в последние десятилетия «индустриального общества» 50-70-х годов XX века
Многие институты действующего в индустриальных и постиндустриальных странах семейного права и правоприменительные практики напрямую поощряют развал семьи. К таковым относятся пособия родителям-одиночкам вне зависимости от причины их одиночества. Процедуры раздела имущества очевидно недружественные для богатого супруга делают выгодным оппортунистическое поведение, повышают риски и издержки для добросовестных супругов. Заведомо несправедливые процедуры раздела детей, делают последних идеальным орудием шантажа недобросовестного супруга против добросовестного.
В большинстве рассматриваемых стран конец 60-х - середина 70-х годов XX века стали как периодом экспансии государства в сфере семейного права, так и годами усиления негативных социально-демографических тенденций (спад рождаемости и рост доли распадающихся браков). Связь новых институтов повсеместно распространившихся в индустриальных странах в этот период с последними волнами спада рождаемости и роста нестабильности семейных связей представляется весьма вероятной.
2 ПРИЧИНА ПАДЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ - ДУХОВНЫЙ КРИЗИС
Семья и брак - основа общества, и поэтому любому, кто хочет понять и осознать проблемы общества, необходимо понимать и то, что происходит в этой области и каковы причины кризиса семьи.
Советский Союз - единственная страна в мире, где люди жили при социализме более 70 лет, то есть за это время полностью сменилось целое поколение. Какие изменения произошли в русском обществе, и в каком состоянии находится детство? Каждый год население России сокращается примерно на полмиллиона человек. В некоторых регионах умирает в три раза больше, чем рождается. Состояние здоровья детей такое, что большая их часть уже рождается с теми или иными патологиями. В последние годы возникла новая проблема - это сироты при живых родителях. Всего у нас в специальных детских учреждениях пребывает около 200 тыс. детей. 95% из них - имеют родителей. Велика проблема беспризорников. Причем среди беспризорников, задерживаемых в Москве, только 14% - москвичи, половина - из стран бывшего СССР, а остальные из других регионов России. Из стран бывшего СССР такое же неблагополучное положение складывается на Украине, значительно лучше - в Белоруссии. Но в целом это общая беда бывшего СССР.
Чем обусловлены такие катастрофические данные? Предпринимались многие попытки проанализировать ситуацию. И все исследования наталкивались на то, что причину в экономической или социальной сфере найти невозможно. У такого положения дел нет никаких экономических причин. Падение нравов, засилье псевдокультуры, формирование извращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи - вот истинные причины. Люди, которые разводятся, делают аборты, бросают своих детей, становятся наркоманами, совершают те или иные антисоциальные поступки, делают это вне всякой связи с их экономическим положением. Даже наоборот, богатые люди более подвержены различным порокам. Мало того, Россия не относится к числу беднейших стран, и даже на уровне отдельной семьи этой связи между доходом и устойчивостью семьи не наблюдается.
Так в чем же дело? Чтобы проанализировать причины и процесс развития кризиса семьи в России, необходимо вернуться к 1910 -1920-м годам, когда формировалось советское государство, политика и идеология которого столь сильно повлияла на весь мир в XX веке.
Это было время революции, которая охватила все общество сверху донизу, которую в течение многих десятков лет готовили криминальные группы революционеров-подпольщиков и которая, в конце концов, пролила море крови. Главным отличием советской революции было то, что основополагающим ее моментом была не экономика или политика, а особая идеология, которая должна была полностью изменить общество. Была создана новая философия, новая история, в коммунистическое прокрустово ложе даже пытались втиснуть биологию, уничтожая генетиков, научные взгляды которых противоречили марксизму. Были уничтожены одни слои общества, и вместо них возникли другие. И, конечно, революционные изменения коснулись семьи. Один известный английский писатель и фантаст Герберт Уэллс во время визита в Советский Союз и беседы с Лениным, увидев фантастичность всего того, что происходит, посоветовал Ленину устроить «пятилетку» по переделке человеческого мозга, имея в виду, что те идеи, которые пытается внедрить советское правительство, невозможно осуществить без изменения человеческого сознания. Ему, фантасту, это казалось слишком фантастичным, но Ленин оказался прав в самом худшем смысле этого слова. Сознание действительно удалось изменить, причем не только в России, но и повлиять на умы во всем мире.
Именно изменение сознания общества за эти годы, осуществленное советским правительством, лежит в корне большинства бед, с которыми сталкивается все наше общество и что причиняет страдания многим невинным жертвам, в том числе детям.
Придя к власти, коммунисты начали настоящую войну против семьи и религии, этих основ общества. Первой жертвой советской власти в 20-е годы стали русский народ и русское духовенство, которое истреблялось в таких масштабах, что мы до сих пор не знаем точной цифры истребленных за веру. Потом стали уничтожаться целые классы и сословия людей. Число репрессированных в целом сопоставимо с числом жертв второй мировой войны. Но самый страшный удар был нанесен по семье. Само понятие «семья» стало чем-то порочным, «буржуазным», подавляющим «свободу» личности. Дети оказались принадлежащими государству, которое стало грубо и насильственно вмешиваться в их воспитание, а супружеская верность оказалась пережитком старого общества.
Равноправие женщин и мужчин, один из главных идеологических козырей страны советов, применялся на практике как вовлечение женщины в трудовой процесс и ее эксплуатация наравне с мужчинами. В советское время иностранные журналисты, которые хотели показать быт советских женщин, любили снимать на кинопленку такую картину: женщины в рабочей одежде катают асфальт или укладывают рельсы. Это может вызвать улыбку, но, конечно, положение «свободной» женщины, которая добровольно укладывает рельсы, не такое уж смешное. Попытка уравнять женщину и мужчину в Советском Союзе окончилась полным провалом и привела к самым отрицательным последствиям. И этого не могло не быть, потому что мужчина и женщина сами по себе по-разному устроены: мужчины не могут рожать детей, а женщины не могут и не должны укладывать рельсы. Конечно, речь не идет о юридическом равенстве между мужчиной и женщиной, которое очевидно, и для его осуществления вовсе не нужны кровавые революции.
Женщина была оторвана от семьи. Были созданы детские сады, детские дома, ясли, все было устроено таким образом, чтобы отделить ребенка от матери и получить полный контроль над его воспитанием, сделать из него то, что нужно правительству. Время, освободившееся от воспитания детей, женщина должна была отдавать государству, то есть работать. В Советском Союзе были созданы все условия для того, чтобы освободить женщину от воспитания детей и нагрузить ее вместо этого общественно-полезной работой. Женщина, сидящая дома с ребенком, воспринималась как тунеядец и лишалась пенсии, государственной помощи, подвергалась общественному порицанию. Утверждая женщине свободу укладывать рельсы и катать асфальт, коммунистическое правительство отнимало у нее свободу рожать и воспитывать детей - вот обратная сторона того самого равноправия.
К каким результатам это привело? Ребенок, воспитывающийся без матери, как оказалось, сам вырастает с пониженным родительским инстинктом, а отрыв детей от родителей в течение нескольких поколений привел к появлению молодых людей, у которых отсутствует желание иметь ребенка. Сохраняя физиологическую способность к деторождению, такие молодые люди оказываются психологически непригодными ни к семейной жизни, ни к родительству. Они не хотят иметь детей. Ребенок воспринимается как разрушитель комфорта, как помеха. Эти люди воспитаны в нескольких поколениях в отрыве от матери, часто без отца, и все это ведет начало из 20-х годов, когда первая в мире женщина-нарком, гордость Советского Союза Александра Михайловна Коллонтай говорила, что «ребенок принадлежит обществу, в котором родился, а не своим родителям». И, что страшно, это были не только слова, а реальная политика правительства, подкрепляемая аппаратом репрессий и мощной машиной идеологической обработки населения. Если наш народ не переродился полностью по ленинским рецептам, то это только вопреки этому аппарату насилия над семьей и благодаря тому, что у нас нашлись внутренние силы для сопротивления тому, что с нами делали.