Причины наркомании: социальные и биологические

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социально-
психологической и политической нестабильности. В таких условиях везде и
всегда возникала и возникает почва для социально-негативных явлений, таких

Содержание работы

1)Причины наркомании: социальные и биологические.
2)Наркомания – болезнь или порок?
3)Кто употребляет наркотики.
4)Как узнать употребляет ли ваш ребенок наркотики.
5)Практика борьбы с наркоманией на примере программы “Жизнь без наркотиков”

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 31.69 Кб (Скачать файл)

   веществ. Именно потому, что подростки  склонны отрицать авторитеты

   взрослых, а общение со сверстниками  происходит в более доверительной

   обстановке и информация воспринимается  с меньшим сопротивлением, идея

   привлечения к проведению профилактической  работы подростков

   реализовалась в виде создания  волонтерской службы. Волонтерами  стали

   ребята, осознавшие себя лично  ответственными за то, что происходит

   сейчас в нашем обществе. Ребята  прошли специальное обучение по программе

   “ Профилактика нарко- и алкогольной зависимости” и уже активно работал

   в общеобразовательных и вечерних  школах, спортивно-оздоровительном

   лагере для трудных подростков. Работа помогла не только развить чувство

   сопричастности к общественным  делам, но и ответственность за себя и свое

   дело.

      Принадлежность ребят, проводящих  занятия со сверстниками, к одному

   поколению, их успешность и  привлекательный имидж, их компетентность  и

   доступность – все это увеличивает  положительный эффект подобных  занятий.

   Свидетельством распространения  идей здорового образа жизни  и

   ответственного поведения, результатом  которого является воздержание  от

   употребления алкоголя и отказ  от употребления наркотиков, является  то,

   что число ребят, желающих заниматься  волонтерской работой постоянно

   увеличивается.

     Остановимся подробнее на особенностях  добровольческой службы,

   действующей на базе Социального  центра молодежи Кузбаса. Во-первых,

   Социальный центр молодежи Кузбаса, являясь негосударственной

   организацией, осуществляет ряд  социальных программ при поддержке

   государственных и благотворительных  структур. Это делает волонтерскую

   организацию относительно независимой, способной распространять свою

   деятельность на широкую аудиторию  вне ведомственных рамок. Во-вторых

   первоначальной основой для привлечения  добровольцев стала Школа

   практической психологии для  старшеклассников, действующая в течении 2 лет

   на базе социального центра  молодежи Кузбаса. Таким образом изначально в

   организации имелись ресурсы,  потенциально готовые обеспечить  будущую

   службу кадрами. К ресурсам  можно отнести также третью  особенность –

   наличие психологов0профессионалов, имеющих опыт работы с подростками, в

   том числе, в области профилактики  наркозависимости.

     В качестве основной формы  работы волонтеров со сверстниками  нами были

   выбраны групповые занятия с  элементами тренинга.

 

   Работа проводилась по следующей  схеме:

 

 

 

   Руководитель волонтерской службы  это опытный психолог, обеспечивает

   координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской  работы и

   распределяет между ними обязанности,  организует работу волонтеров  по

   различным направлениям, обеспечивает  связь с общественностью, средствами

   массовой информации и другими  заинтересованными организациями.  Он

   организует социальный маркетинг,  получает заказы от учебных  заведений и

   других организаций, осуществляет  стратегическое планирование

   деятельности службы.

   Кураторы это взрослые, которые  помогают подросткам-волонтерам  эффективно

   организовывать свою деятельность, а также оказывают им психологически  и

   моральную поддержку.

       Проводят отборочные и тренинговые  занятия.

     Работающие волонтеры это действующие  подростки, которые прошли отбор,

  тренинговую подготовку и стажировку. Ребята сами определяют для себя те

  формы работы, которыми хотели  бы заниматься. Для кого-то наиболее

  привлекательна работа со сверстниками, кому-то больше по душе участвовать  в

  подготовке и проведении массовых  мероприятий( акции, шествия и т.д.), кто-

  то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и

  контрпропагандой или какой-то  другой деятельностью.

        Принципы, на которых должна строится добровольческая служба или

  организация, посвящающая свою  деятельность борьбе с распространением

  наркомании, отличаются от традиционных  идей общественных организаций,  типа

  комсомола. Среди этих принципов  можно выделить следующие:

1) аполитичность;

2) открытость и доступность;

3) ориентация на социальное партнерство  с другими общественными

  организациями, государственными  и коммерческими секторами;

4) возможность привлечения добровольцев  по различным каналам, отсутствие

  какого-либо формального членства. В этом смысле, волонтером может быть любой

  подросток или молодой человек,  так или иначе проявивший интерес  к

  деятельности организации  и  желающий внести свой посильный  вклад.

5) конфиденциальность, обеспечивающая безопасность как самого волонтера, так

  и тех, с кем он работает.

    Остановимся подробнее на организации  взаимодействия с целевой группой,

    на которую направлены усилия всей волонтерской службы и которая является

    потенциальным источником новых  добровольческих кадров. Исходя  из целей

    первичной профилактики наркомании  и алкоголизма, целевая группа  нами

    определяется как обширная категория   из подростков молодежной среды,  еще

    существенно не подверженной  нарко- и алкогольной зависимости. Выход на

    целевую группу может происходить  несколькими путями:

     . волонтерская служба активно  предлагает свои услуги конкретному

       учебному заведению через его  руководство;

     . волонтерская служба получает  заказ от конкретной организации

       благодаря рекламе;

     . в службу приходят отдельные  подростки, желающие познакомится  с

       организацией или принять участие  в ее работе;

     . на службу выходят малые подростковые  коллективы, заинтересовавшиеся

       ее деятельностью благодаря средствам  массовой информации или молве;

     Кандидат в волонтеры после  ознакомительной беседы пишет  заявление, где

    указывает мотивы его обращения  к добровольчеству, а также  имена двух

    человек, которые могли бы дать  рекомендации. После отборочных  занятий с

    волонтером может быть заключен  договор установленного образца.

  Важнейшими мотивациями являются:

- быть социально полезным –  89%

- способствовать изменениям в  обществе – 50%

- самореализация – 36%

- поиск единомышленников – 36%

- из чувства долга за полученную  в прошлом помощь – 19%

- интересно провести досуг –  15%

- решить собственные проблемы  – 10%

  Мотивация а также то, насколько побуждения кандидата, соотносятся с

  ценностями и целями добровольческой  службы выясняется в ходе отборочных

  занятий. В ходе которых ведущий отслеживает реакции участников и помогает

  им в осознании своих устойчивых  характеристик, поведения и мотивов,

  побуждающих заниматься волонтерством. Отборочные занятия плавно переходят в

  обучающий тренинг.

  Эффективная организация деятельности  волонтерской службы зависит  от

  слаженного взаимодействия ее  составных частей, что обеспечивается

  стратегическим планированием и  умелым руководством при осуществлении

  намеченных планов. Планирование  позволяет сделать ясной цель  предстоящей

  деятельности, дает возможность  вовремя исправлять ошибки и  разумно

  использовать все имеющиеся ресурсы.  Стратегическое планирование сводится  к

  составлению рабочего плана, реальных  действий, направленных на достижение

  цели путем поэтапного решения  задач.

  Начинать планирование лучше  всего с определения миссии  организации. Это

  краткое описание того, что из себя представляет организация и к какой

  высшей цели стремится. При  этом миссия выполняет два  вида функций:

- внутренние, как дополнительный стимул или мотиватор для членов

  организации.

- Внешний, т.е. роль визитной карточки.

  После определения миссии необходимо  определить стратегические цели, т.е.

  основные направления деятельности, ведущие к реализации миссии  организации.

  Затем ставятся тактические задачи, которые должны быть конкретными,

  измеряемыми, направленными на конкретные действия.

  Основными разделами деятельности  подростковой волонтерской службы  могут

  быть следующие:

1) антиалкогольная и антинаркотическая  пропаганда

- разработка наглядных материалов;

- подготовка аудио- и видеоматериалов;

- массовые шествия, акции;

- театрализованные представления;

2) работа с группами подростков  в учебных заведениях.

3) Освещение своей деятельности  в средствах массовой информации, связь с

  общественностью.

4) Привлечение новых добровольцев, их отбор и подготовка.

5) Организация психологической само- и взаимопомощи.

 

  Вышеперечисленные разделы деятельности  службы соотносятся с формами  и

  методами профилактической работы, которые выбирают ребята, исходя  из своих

  личностных особенностей и индивидуальных  предпочтений:

Формы и методы профилактики 

Подготовка  наглядных         материалов, средств          контрпропаганды наркотиков и социальной рекламы.                                                           

Распространение  наглядных     материалов во время   тематических акций.

Необходимые личностные характеристики            

Художественные  способности, усидчивость,  сосредоточенность, умение использовать свой       прошлый опыт и опыт других людей.     

Коммуникабельность, умение входить в контакт с    незнакомыми людьми, тактичность  и                 доброжелательность, сохранение хорошей  ориентации при большом количестве людей.                    

Умение  держаться на сцене, хорошая дикция, умение чувствовать аудиторию.

Организация дискуссий,   викторин, конкурсов.                         

 Способность  к эмпатии( умение воспринимать   состояние другого человека) сенситивность (  чуствительность) Умение слушать, тактичность и    сосредоточенность, непосредственность, умение     аргументированно говорить.                  

Для каждого вида работы рябята проходят тщательную подготовку, с выработкой

и закреплением навыков для того или  иного вмда деятельности.

 

  Таким образом несмотря на множество научных теорий о методах борьбы с

  наркоманией в Кузбасе  работает отлаженная, многоуровневая система

Информация о работе Причины наркомании: социальные и биологические