Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:20, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение социальных и психологических причин конфликтов в семье, а также социальной динамики разводов.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. выяснить причины семейного неблагополучия;
2. изучить понятие «кризис брака», назвать кризисные периоды в браке и факторы, способствующие их возникновению;
3. дать определение понятий «конфликтная ситуация в браке», «семейный конфликт»
- отсутствие квартиры,
- материальные затруднения,
- длительная вынужденная разлука,
- отрицательное влияние
третьих лиц (в первую очередь,
Хотя, на самом деле, сопутствующие обстоятельства начинают действовать, если в полной мере проявляется действие главных причин.
Выделяются несколько
уровней супружеских
Конечно, все четыре группы факторов тесно переплетаются друг с другом. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость – результатом хозяйственных неурядиц и т.п.
Конфликты в семье могут создавать
психотравмирующую обстановку для
супругов, их детей, родителей, в результате
чего они приобретают ряд
Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся, прежде всего действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:
- создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;
- создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;
- создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.
Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.
Для понимания
семьи как социального
Под понятием "семейная роль" предполагаются все функции, которые выполняются каждым членом семьи, т.е. кем он является в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Они определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. (2; стр. 158)
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья теряет свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужчина был хозяином, часто единоличным владельцем имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали принимать участие в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать ровное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.
С одной стороны, замена ролей способствовала росту самосознания женщины, равенства, в супружеских отношениях; с другой стороны, усилила конфликтную ситуацию, начала влиять на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличению уровня смертности. Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Относительно семьи оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций.
Социальные роли и нормы,
включенные в социальный институт,
определяют соответствующее и ожидаемое
поведение, которое ориентировано
на удовлетворение специфических социальных
потребностей.
Семья анализируется как институт тогда,
когда особенно важно выяснить соответствие
(или несоответствие) образа жизни семьи,
ее функций, современным общественным
потребностям.
Заключение
Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Доказано, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Конфликты возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.
Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, и тем самым сохранить семейный союз.
В настоящее время сложной
стала проблема прочности брака.
К сожалению, в обществе постепенно
формируется отношение к
Поэтому необходимо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между супругами, родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу.
Список литературы