Причины социального сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - наиболее полное изучение причины отказа матерей от своих детей и способы решения проблемы социального сиротства (профилактика социального сиротства). И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1. раскрыть необходимые вопросы и понятия для понимания социального сиротства в целом;

2. провести общую характеристику социального сиротства в Российской Федерации;

3. проанализировать формы устройства социальных сирот;

4. проанализировать методы профилактики социальных сирот в России и зарубежных странах;

5. привести, наиболее необходимые для России, методы преодоления социального сиротства (профилактика).

Содержание работы

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

1.1 Общая характеристика социального сиротства в Российской Федерации

1.2 Формы устройства социальных сирот

1.3 Причины социального сиротства в России

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

2.1 Методы профилактики социальных сирот

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, налицо явный  кризис культуры, охвативший различные  страны и слои общества и приведший  к переоценке и перекомпоновке слагаемых  духовно-смыслового ядра культуры, включая  вековечные народные традиции; «крушение  гуманизма», итогом которого стали  разгул насилия, терроризма и обесценивание  человеческой жизни; утверждение надындивидуальных  форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем  одиночества и взаимопонимания  в обществе.

Политические и социально-экономические  изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали  этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масс культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной педагогической науки.

Начало реформ привело  к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система  социальной защиты, в том числе  система поддержки семьи, материнства  и детства Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший  Россию, привел к увеличению числа  семей с тем или иным уровнем  социальной, психологической или  структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения  впервые вызвало такое явление  как отказ от ребенка в связи  с отсутствием возможности его  прокормить. Кризисные явления в  российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических  заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

 

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно  отразился на состоянии детства  в стране, приведя к росту социального  сиротства и увеличению числа  таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число  детей, попавших в особо трудные  условия. Среди них - сироты, социально  дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе  существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение  ее структуры и функций, рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение  условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М.,1999 с. 56.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют  развитие аналогичных процессов  и в детской среде.

Наиболее существенным признаком  последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает  один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного  общения в неполной семье негативно  сказываются на детях. Они труднее  налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей  выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться  число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения  родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в  дома ребенка, детские дома, школы-интернаты  и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..

По данным специалистов, сегодня  Россия переживает третью (после гражданской  и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов  детей), Россия занимает первое место  в мире. Почти 50% детского населения  страны (около 18 млн.) находится в  зоне социального риска. Сегодня  в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают  жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В  нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских  домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся  в опеке.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем  следующие: · добровольный отказ  родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего  ребенка, чаще всего это отказ  от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ  от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим  документом. В течение 3-х месяцев  родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда  в целях защиты прав, жизни и  интересов ребенка родителей  лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный  образ жизни, недееспособны и  т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который  осуществляется по решению суда и  оформляется специальным юридическим  документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или  социальных катаклизмов, вынуждающих  население страны к хаотической  миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных  учреждениях, воспитательные системы  которых далеки от совершенства, часто  повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь  родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..

ГЛАВА II ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО  СИРОТСТВА

2.1 Методы профилактики  социальных сирот

Каковы же пути преодоления  этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.:

1. Стабилизация социально-экономических  и политических процессов в  обществе;

2. Возрождение духовной  культуры нации;

3. Экономическая, законодательная,  социальная поддержка семьи, материнства  и детства;

4. Возрождение, развитие  и пропаганда лучших воспитательных  традиций, основанных на гуманизме,  любви и уважении к ребенку;  возвращение «воспитания» в учебные  заведения;

5. Реорганизация жизнедеятельности  системы учреждений для детей-сирот,  в том числе воспитательных  систем этих учреждений;

6. Совершенствование системы  устройства детей-сирот.

В настоящее время государство  тратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные  средства, создаются все новые  и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но это ни в коей мере не решает, попросив предупреждения социального сиротства. За годы Советской власти государство сформировало мощную структуру, обслуживающую сирот. Оно взрастило армию профессиональных служащих, занятых в сфере социальной помощи детям-сиротам, создало сильный чиновничий аппарат, управляющий этой службой, породило систему, в которой взрослые люди невольно оказались заинтересованными в пополнении рядов детей-сирот, недаром то тут, то там рождаются слухи о торговле сиротами, о том, как «сердобольная» няня уговаривает одинокую молодую женщину в родильном оставить ребенка, отдать его «в хорошие руки». Государственная система социального призрения сирот, построение но принципу «лечения симптомов», не только не решает вопросов «лечения причин болезни», но и, по существу, загоняет проблему в тупик. Ведь до настоящего времени государство не истратило практически ни копейки, чтобы хоть как-то предупредить социальное сиротство, чтобы понят причины, порождающие его. Прискорбно говорить, но профилактике столь сложного социального явления в практическом плане противостоят лишь акушер и юрист родильного дома, который оформляет документы для передачи ребенка в приют. Естественно, что ни тот, ни другой не подготовлен, ни психологически, ни профессионально и, как показывает практика, не только не помогает женщине, находящейся в состоянии психологического кризиса, но и, как правило, становятся дополнительным травмирующим фактором, способным лишь привести к противоположному эффекту.

Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства  во всем мире, можно увидеть, что  решение проблемы профилактики социального  сиротства должно включать целый  комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и  общества. Эти мероприятия относятся  к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более  селективные меры, относящиеся к  определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в  кризисной ситуации, угрожаемой отказом  от материнства.

К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится  вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального  сиротства Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.

Важными мероприятиями в  масштабах государства являются: увеличение продолжительности декретного отпуска и мера его оплаты; открытие и распространение учреждений, помогающих семьям в воспитании детей начиная  с яслей, детских садов и кончая домами социальной опеки сирот, опекающими семьями, интернатами и пр. Очень  важным фактором являются также бесплатные службы здравоохранения. Социальная политика большинства современных европейских стран предусматривает оказание одиноким семьям значительной помощи со стороны государства. Одним из примеров модели помощи малообеспеченным одиноким родителям является Великобритания. Здесь более половины всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы "Поддержка дохода". При этом одинокая родительница может оставаться дома по достижении ребенком 16 лет, получая необходимое содержание от государства. Одинокие матери также получают пособие на детей, бес платно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья. В 1987 году средний доход неполных семей по государственному пособию составлял 40% от среднего дохода полных семей.

В Норвегии одиноким матерям  представляется специальная материальная помощь, с тем, чтобы они могли  оставаться дома, но достижении ребенком 10 лет. Кроме того, неполные семьи  имеют систему социальных льгот  и пособий, позволяющих им жить выше уровня официальной бедности в стране.

 

Во Франции одинокие матери получают специальное пособие первые три года после рождения ребенка  помимо общего государственного пособия, которое выплачивается всем семьям с детьми до их совершеннолетия. Налоговая  политика в этих странах создает  социальную ситуацию, при которой  одинокой матери не выгодно дополнительно  работать даже в режиме неполной занятости. Поэтому, но достижении совершеннолетия и, соответственно, окончании выплаты пособий, женщины испытывают трудности с трудоустройством в связи с утратой трудовой фиксации, привычки к труду в Швеции, где уровень неполных семей самый значительный в Европе и достигает 32%, стратегия государственной политики, направленной на помощь неполным семьям, ориентированна на успешное сочетание одинокими родителями родительской и профессиональной деятельности. Одинокие матери получают специальное пособие лишь на детей, а не на содержание неработающей матери. При этом государство обеспечивает ей не только рабочее место, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой для получения более высокооплачиваемой работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных форм внесемейного ухода за детьми.

В США государственная  помощь одиноким семьям несравненно  ниже Европейской, однако она может  быть чрезвычайно высокой в связи  с широким распространением программ на уровне отдельных штатов, частных  и религиозных благотворительных  обществ, иных территориальных программ. Широкое распространение в США  получили группы само- и взаимопомощи неполным семьям. Члены таких организаций  обмениваются педагогическим опытом, помогают друг другу проводить выходные дни, отпуска. Организации оказывают  им юридическую поддержку. Типичные группы взаимоподдержки состоят из 12-15 человек, имеющих различный брачный статус. Они собираются раз в несколько месяцев м обсуждают на своих встречах различные проблемы: воспитание ребенка, взаимоотношения с детьми, личностные переживании, стратегия преодоления трудностей. В СИТА существует множество просветительских программ, оказывающих педагогическую и психологическую помощь одиноким семьям с детьми. Они действуют при церквях, семейных службах, местных социальных агентствах, работающих с бедными семьями, в школах, медицинских учреждениях. Однако, для проведения целенаправленной и эффективной социальной политики но предупреждению нарушенного материнского поведения и их, последствий необходимо учитывать, что актуализация только отдельных (в данном случае материальных) факторов в ущерб другим приводит к негативным результатом. Так, опыт экономически развитых стран показывает, что огромные материальные вложения государств в стимуляцию рождаемости путем только увеличения социальных пособий одиноким и неимущим матерям, создание для рисковых групп беременных благоприятной общественной моральной ситуации действительно резко снижают число наиболее агрессивных форм отказов от материнства (детоубийств и физического бросания), однако, перед обществом в полный рост встают проблемы истязаемых, насилуемых, растлеваемых матерями детей-сирот при живых родителях, даже во внешне благополучных семьях. Поэтому в комплексе мероприятий, проводимых в масштабах всего общества, задачами неоценимой значимости являются работа с общественным сознанием в отношении вопросов социального сиротства; воспитание родительских чувств, осведомленность родителей (будущих родителей) в вопросах психологии супружеской жизни, возрастной психологии и педагогики. Орудием данного воспитания являются популярные публикации, лекции и вся система массовой информации. Просвещение общества в области проблем, социального сиротства, истинных причин, его порождающих, его драматических последствий для ребенка и матери может ознакомить широкую общественность и создать необходимый благоприятный моральный климат для беременных женщин, находящихся в кризисной ситуации, угрожающей отказом от ребенка, а также для потенциальных приемных родителей. Ведущей задачей просвещения в данной области является указание путей, с помощью которых можно преодолеть противоречие между потребностями ребенка в тесном и непосредственном контакте с матерью (в том числе с приемной) и потребностями общества в современных условиях.

Информация о работе Причины социального сиротства