Прикладная социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить сущность социологических исследований, применимых в прикладной социологии.
Задачи контрольной работы: 1) Охарактеризовать основные виды и методы социологического исследования;
2) Ознакомиться с программой социологического исследования;
3) Рассмотреть процесс обработки и анализа результатов социологического исследования.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................2
1. Виды социологического исследования........................................................4
2. Программа социологического исследования..............................................10
3. Методы социологических исследований: опрос, наблюдение, анализ
документов........................................................................................................15
4. Обработка и анализ результатов социологического исследования..........18
Заключение............................................................................................21
Список литературы...........................................................................................22

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_97_-_2003_5.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

       2. Программа социологического исследования

Программа содержит теоретическое  обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования - необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки [4].

Столь емкая структура  программы исследования не плод научной  фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его  результатов.

Что касается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть проблемой [4].  Для инициаторов и организаторов социологического исследования проблема сравнима с состоянием «знания о незнании» определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик какого-либо социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание действительных причин текучести кадров или снижения творческого потенциала работников и т. п.

В процессе формулировки проблемы исследователи  стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее.

Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в  тех случаях, когда сама исследовательская программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит в свою очередь к старению данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом.

Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

Как уже было отмечено, научная  проблема не существует сама по себе и  всегда предполагает ту общность людей  и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы [4].

 

Вместе с тем причины  возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его  масштабов, чтобы можно было подойти  к ее истокам.

Четкое выделение объекта  способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования  [5].

Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление  ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить  в инструментарии единую концепцию  социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.

Суть этих процедур заключается  в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.

При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких его составляющих, как активность трудовая, общественно-политическая, активность в сфере познания, культуры и т. д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.

Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее его вид, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий.

Каждый раз реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировке гипотез. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть [5]. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логику всего процесса исследования.

Как правило, любое социологическое  исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой  проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный  вопрос: каковы пути и средства решения  исследуемой проблемы? Не исключены  ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи [4].

При характеристике обязательных требований к программе социологического исследования необходимо обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацию основных понятий.

Как бы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс  непременно носит логико-познавательный характер, т. е. они всегда получают какую-то интерпретацию.

Основные понятия как  бы задают ход исследованию, диктуют  логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации. Однако дать ее не всегда легко. Одна из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия - широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представление, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если социолог изберет это обыденное представление в качестве единственного ориентира, то он столкнется с немалыми трудностями.

Все выявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия  также требуют своего объяснения, «своей интерпретации». Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.

Эта процедура, кратко именуемая  операционализацией, продолжает, а  точнее, детализирует интерпретацию  основных понятий. Такая детализация  заключается в расчленении составляющих основного понятия на элементы (семантически - на однозначно понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными.

Таким образом, весь процесс  логического анализа основного  понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1. Выявление главных  сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность.

2. Выявление совокупности  операциональных понятий, на которые  «раскладывается» основное понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Методы социологических исследований: опрос, наблюдение, анализ документов.

 

При проведении социологических  исследований наиболее часто планируются  следующие основные методы сбора  информации, входящие в методическую часть программы.

Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и  динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристики конкретно-исторического контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их соотнесенность к некоторой группе как целостности. Так, доступность «потребительской корзины» может быть отнесена как ко всему населению, так и к отдельным социальным группам.

Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который  активно применяется в исследованиях  средств массовой информации, являясь  незаменимым методом группировки  текстов. Анализ основан на использовании  единообразных стандартизированных  показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации [4]. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы  [5]. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки.

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем  [4].  Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации –  способность анализировать и  воспроизводить жизненный процесс  во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр – результаты различных опросов.

Наблюдение рекомендуется  при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов  слушателей в процессе обучения, поведения  участников массовых общественно-политических мероприятий и т.д.

Развитие социологической науки приводит к появлению все новых методов изучения социальной реальности.

В заключение следует  отметить, что в практике социологических  и особенно социально-психологических  исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа [6].

Информация о работе Прикладная социология