Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
Существуют несколько методов сбора информации. Традиционно они подразделяются на три группы: опрос (анкетирование, интервьюирование и т.д.), изучение документов (контент-анализ и др.) и наблюдение, эксперимент.
Выбирая тот или иной метод, необходимо учитывать следующее: цель, конкретные задачи, которые будут решаться при сборе информации, тип объектов изучения, доступность источников информации, имеющиеся в распоряжении исследователей материальные, людские ресурсы, сроки сбора информации и - самое главное - необходимую степень надёжности и достоверность информации. Помимо того, у каждого метода существует своя специфика.
Факультет журналистики Московского Государственного Университета.
Реферат
На тему:
Применение
методов наблюдения, массового опроса,
контент-анализа в
Корнетовой Л. В., 311 гр.
2001г., Москва.
Существуют несколько методов сбора информации. Традиционно они подразделяются на три группы: опрос (анкетирование, интервьюирование и т.д.), изучение документов (контент-анализ и др.) и наблюдение, эксперимент.
Выбирая тот или иной метод, необходимо учитывать следующее: цель, конкретные задачи, которые будут решаться при сборе информации, тип объектов изучения, доступность источников информации, имеющиеся в распоряжении исследователей материальные, людские ресурсы, сроки сбора информации и - самое главное - необходимую степень надёжности и достоверность информации. Помимо того, у каждого метода существует своя специфика.
"К методам опроса относят анкетирование - заочный опрос с помощю анкеты и интервьюирование - очный опрос посредством интервью"1. Интервью - это прямое взаимодействие с респондентом. Поэому это наиболее гибкий, оперативный вариант сбора информации. По специфике своего жанра интервью может быть любым - от строго регламентированного программой, временем и характером общения до свободного обмена мнениями. Чаще всего применяют стандартизированные интервью, проводимые по одинаковому вопроснику, по одинаковой программе, с одинаковыми условиями поведения интервьюера в процессе интервью. Во-первых, благодаря этому информация, полученная в ходе интервью, будет легко поддаваться анализу. Во-вторых, процесс сбора информации в случае его стандартизированности значительно упрощается и результаты менее субъективны.
Экспресс-опросы проводят либо на улице, либо по телефону. Для проведения уличных опросов можно выбирать именно то время и место (например, непоздний вечер, оживленный перекресток в определенной части города), где, по рассчетам социологов, должны попадаться именно те люди, чье мнение нужно для проводимого исследования. Соответственно, вопросник для уличных опросов должен быть составлен кратким, максимально понятным языком и лёгок для заполнения на ходу. В уличных опросах целесообразно использовать "закрытый" тип вопросов. Не меньше, чем для уличных опросов, "закрытые" вопросы подходят для телефонных опросов. К сожалению, в нашей стране звонок от незнакомого человека, как правило, воспринимается довольно настороженно: обычно "не свои" звонят по какому-нибудь не особо приятному поводу. Поэтому человеку, учавствующему в проведени "телефонного" социологического исследования, необходимо обладать не только завидным обаянием и умением убеждать, но и обладать анкетой, где все вопросы четкие, понятные, не требуют длительных раздумий - легко воспринимаются на слух. И совсем хорошо, если вопросов не очень много.
Мне довелось отвечать по телефону на анкету примерно полчаса подряд, отвечая на вопросы очень быстро. Налицо правильная постановка "закрытых" вопросов: думать не приходилось. Но большая часть опрашваемых наверняка не обладали моим терпением. Это - следствие неправильно построенной анкеты, т.е. ее излишняя длина. Наверняка что-то можно было не спрашивать.
Составляя вопросы, социолог должен понимать:
А) Почему данный вопрос включён в вопросник?
Б) Почему он сформулирован именно таким образом?
В) Почему поставлен именно на это место?
Разработку вопросов можно назвать наболее трудной и ответственной частью всей работы социолога. Вопросник должен отвечать следующим требованиям:
Собственно вопросы можно разделять по структуре. Бывают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Первое подразумевает ответ "да-нет" или другой набор вариантов ответа. Полузакрытый вопрос - это когда помимо вариантов ответа респондент может сам добавить что-то еще. Как нам рассказывали на лекциях по курсу "менеджмент PR", подобный вариант вопросов наиболее "дружелюбен": людям нравится, что они могут написать что-то самостоятельно или выбрать вариант ответа. Открытый вопрос - это когда респондент отвечает полностью самостоятельно. Вопросы бывают разными по характеру запрашиваемой информации или по порядку расположения закрытий. Контрольные вопросы призваны просто проверить, насколько разбирается человек в той теме, о которой его в дальнейшем предполагается расспросить. Разумеется, это делается не прямо, путем осторожных, косвенных вопросов Примерно та же функция - у отсеивающих вопросов. Если тема опроса такова, что людям неудобно отвечать на прямо поставленные вопросы, следует воспользоваться проективной техникой: что-то вроде "посоветовали бы вы своему приятелю поступить на эту работу?"
По построению вопросника вопросы могут строиться "воронкой", то есть постепенно переходить от простых к сложным. В этом случае человек постепенно включается в тему. "Перевернутой воронкой" называется построение вопросника по принципу "обобщения" - от конкретных - к общим.
Документы, необходимые
для контент-анализа можно
"Контент-анализ - качественно-количественный
метод анализа социальной
Таким образом, проводя контент-анализ, исследователя прежде всего интересуют количественные характеристики текста. Среди категорий анализа могут также выступать:
На мой взгляд, контент-анализ дает наиболее объективные результаты из всех видов исследования. Наиболее же субъективный метод исследования - наблюдение.
"Наблюдение - метод
сбора информации при
Применяя этот метод сбора информации, следует учитывать, что наблюдатель всегда субъективен. Кроме того, если он, будучи в непосредственной близости от наблюдаемых людей, испытывает на себе их реакции, вызывает реакции, которых не было бы без его участия. Проверить полученную информацию практически невозможно: люди редко поступают абсолютно идентично, и вообще "в одну реку не войдешь дважды. Поэтому этот метод сбора информации лучше всего применять в таких исследованиях, которые не требуют репрезентативности данных, а также в тех случаях, когда информация не может быть получена никакими иными методами.
В зависимости
от положения наблюдателя
Методы сбора информации изначально различаются степенью надёжности. Я уже упоминала об этом, когда описывала метод изучения документов , а при интервьюировании, например, на это качество накладывается двойная субъективность: источника информации и интервьюера.
Внешние действия,
поведение людей более
Список использованной литературы:
2 "Журналистика и социология". Под ред. Фомичевой И.Д., стр. 92
3 А. И. Верховская "Социологические методы работы с редакционной почтой", стр. 100
4 А. И. Верховская "Социологические методы работы с редакционной почтой", стр. 69
5 "Журналистика и социология". Под ред. Фомичевой И.Д., стр. 110