Принципы и функции социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Методы исследования - система в выделении составляющих взаимосвязей и отношений, которая формирует структуру всей деятельности, выделяет проблемы и разрабатывает план их оперативного решения. К основным понятиям системы относят: целостность, связь, организация, развитие, стабильность и т.д. Система их образует единство со средой. На фоне единства образуются отношения системы с её окружением. Таким образом, общим в системе досуга региона следует считать цели, задачи, функции и другие качественные показатели, определяющие назначение учреждений культуры.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
1.1 Современная социокультурная ситуация, и ее составляющие: поля и сферы деятельности
1.2 Социально-культурной деятельность учреждений культуры, как теория методов и предметов изучения
Глава 2. Принципы и функции социально-культурной деятельности. Анализ деятельности государственных и частных учреждениях культуры
2.1 Функции социально-культурной деятельности
2.2 Принципы социально культурной деятельности и их характеристика
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

213325.rtf

— 450.60 Кб (Скачать файл)

Кировский филиал

федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Пермский государственный институт искусства и культуры"

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету:

"ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

на тему: "Принципы и функции социально-культурной деятельности"

 

 

Выполнила студентка

группы МК-с - 2

Горбовая Н.Н.

 

 

 

 

 

Киров-2009

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время

1.1 Современная социокультурная ситуация, и ее составляющие: поля и сферы деятельности

1.2 Социально-культурной деятельность учреждений культуры, как теория методов и предметов изучения

Глава 2. Принципы и функции социально-культурной деятельности. Анализ деятельности государственных и частных учреждениях культуры

2.1 Функции социально-культурной деятельности

2.2 Принципы социально культурной деятельности и их характеристика

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как специалиста социально-культурной деятельности и общества значимой.

Содержание принципов и функций социально-культурной деятельности, их проблемно-целевой ориентации требует широкого представления о самой культуры в целом, ее границах и функциях, существенно увеличивает радиус действия культурной политики и объектной области проектирования и инновационных технологий в сфере культуры. И конечно, смещает акцент с досуговой проблематики на развитие культуры в широком смысле слова, что способствует различию между технологией проектирования и традиционного планирования культурно-досуговых мероприятий. В связи с этим четка, определяется актуальность данной работы.

Социальная значимость и проблемно-целевой принцип теории проектирования социально-культурной деятельности обусловлена: пониманием культуры в широком социальном контексте, то есть:

как той системы, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности;

расширяет границы культуры как объекта культурной политики;

делает необходимостью отказа от жестко-нормативной системы управления и перехода к такой системе регулирования и управления, который осуществляется путем обеспечения соответствующих условий.

Следовательно, из этого понятия определяется цель данного исследования - выявить принципы и функции социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, на примерах государственных и коммерческих учреждений культуры.

К сожалению, сегодня продолжает доминировать узкоотраслевой подход к культуре, взгляд на нее как на сумму учреждений и организаций, действующих на данной территории. Это существенно ограничивает возможности внедрения технологии социо-культурного проектирования и использования ее потенциалов в оптимизации культурной жизни.

Исходя из выявленного определения и поставленной цели, можно выявить задачи данной курсовой работы:

проанализировать литературу и практическую деятельность учреждений культуры.

на основе теоретического анализа проблемы обосновать и проанализировать современную социо-культурную ситуацию.

выявить и охарактеризовать теоретические понятия принципов и функций социально-культурной деятельности на примере практического опыта.

Для того, чтобы лучше понять, что такое общее в системе принципов и функций социально-культурной деятельности всех учреждений культуры или отдельных - муниципальных и коммерческих, необходимо определиться с объектом исследования, а это понятия "современная социокультурная ситуация", "функции" "досуговые формы и методы работы". Предметом исследования являются - элементы системы этих понятий, то есть явления, идеи, методы работы учреждений.

Методы исследования - система в выделении составляющих взаимосвязей и отношений, которая формирует структуру всей деятельности, выделяет проблемы и разрабатывает план их оперативного решения. К основным понятиям системы относят: целостность, связь, организация, развитие, стабильность и т.д. Система их образует единство со средой. На фоне единства образуются отношения системы с её окружением. Таким образом, общим в системе досуга региона следует считать цели, задачи, функции и другие качественные показатели, определяющие назначение учреждений культуры.

Степень иследовательности проблемы: использование и переработка документов - планирования и отчетности учреждений, анализ групповой практической работы творческих работников и коллективов, переработка методических пособий Новаторова В.Е. по педагогической деятельности в творческом коллективе (Глава 1, С. 5 - 10; Глава 2. С. 14 - 18), Новотного Н. и Фишер Р. Экономика культуры. (Глава 2, С 13 - 16 ), Соколовского Ю.Е. о работе с творческим коллективом в целом (Глава 1, С. 4-6).

Курсовая работа состоит из: введения, главы 1, в которой рассматривается современная социокультурная ситуация и ее составляющие: поля и сферы деятельности, социальная - культурная деятельность учреждении как системы, которая содержит в себе структуру, общие понятия, методику ведения деятельности; глава 2 содержит практический опыт и анализ социо-культурной деятельности учреждении культуры, выявленные функции и принципы.

Заключительную часть курсовой работы составляет общий вывод, содержащий общее понятие решения проблем учреждений культуры всей страны, не зависимо от экономического и юридического статуса. Далее прилагается список используемой литературы, по которой проходило изучение и сравнительный анализ технологий, форм и методов работы в досуговых учреждениях.

Базой исследования стали Муниципальное учреждение "Дом культуры "Россия" и филиала "ГЖД" Дирекции социо-культурной сферы предприятия ОАО "РЖД" Дворец культуры Железнодорожников.

 

 

Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время

 

1.1 Современная социокультурная ситуация, и ее составляющие: поля и сферы деятельности

 

Осмысление понятия "культура" предполагает изучение механизма так называемой "культурной экспансии". Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.

Социокультурная ситуация -- это многомерное социо-культурное пространство, в котором обитает человек (объект данного поля) и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля деятельности);

б)соответствующие сферы деятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социо-культурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социо-культурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы деятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социо-культурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие -- поля деятельности (которые одновременно могут выступать областями деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованность);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; то есть интересы человека и вся его духовная культура.

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизни и деятельности людей -- их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социо-культурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

Предметно-пространственное окружение человека, то есть памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), где таковыми являются:

образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);

производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);

досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями);

физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей);

информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Таким образом, социокультурная ситуация -- это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социо-культурной ситуации -- среда и сферы жизнедеятельности -- являются одновременно областями проектной деятельности.

Каждое социо-культурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены -

а) потенциалами (по каждому полю среды)

б)инфраструктурой - учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни, то есть школы, детские сады, библиотеки, Дворцы и Дома культуры (которые мы рассматриваем в данной работе).

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социо-культурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики.

 

1.2 Социально-культурной деятельность учреждений культуры, как теория методов и предметов изучения

 

Исторический и современный склад социально-культурной деятельности в России на государственном и негосударственном уровнях не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит опыт и основу великих деятелей искусства и культуры. Перед современными деятелями культуры стоит не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, которая осуществляется на профессиональной и непрофессиональной уровне, на коммерческой и не коммерческой основе.

По некоторым данным в городе Кирове, в Муниципальных учреждениях - в среднем из 5 работников культмассовой деятельности приходится 2 человека, имеющее профильное средне-специальное образование, 1 человек высшее, не зависимо от профиля и 2 человека имеют только полное среднее. Та же картина присутствует в частных и негосударственных учреждениях - развлекательных и досуговых центрах, различных агентствах, занимающихся проведением мероприятий. Там работа осуществляется по практическому принципу, то есть если работник имеет опыт в проведении праздников, не важно при этом имеет ли он профессиональное образование, значит он сможет работать в данном учреждении. Можно привести пример: во всех Муниципальных Домах культуры еще существуют любительские творческие коллективы и клубы по интересам, в которых зачастую у руководителей данных объединений нет профильного образования, и, по сути, оно не к чему, так как существуют всевозможные курсы и мастер-классы, где можно научиться или обменяться нужной информацией. Все эти и многие другие примеры складывают единую проблему всей социально-культурной деятельности, от которой напрямую выходит другие проблемы - низкий уровень посещаемости культурно-массовых мероприятий, финансирование, нехватка творческих идей и методы их воплощения.

Информация о работе Принципы и функции социально-культурной деятельности