Современная социально-культурная деятельность,
ее функции, виды, формы проявления основаны
на следующих принципах:
1. Неразрывная связь социально-культурной
деятельности с жизнью, с практическими
задачами реформирования общества.
Осуществление этого принципа предполагает
соблюдение ряда условий:
а) целенаправленность социально-культурной
деятельности (наличие цели педагогического
и культуроразвивающего воздействия);
б) конкретность социально-культурной
деятельности, т.е. каждое учреждение культуры
осуществляет свою деятельность в обществе,
решая ежедневно присущие только ему задачи
соответствующими формами, средствами,
методами;
в) оперативность деятельности социально-культурных
учреждений (актуальность, динамичность
реагирования на общественные процессы,
стимулирование социальной активности
личности);
г) непрерывность процесса социально-культурной
деятельности (последовательность и систематичность,
прогнозирование и программирование направленного
воздействия).
2. Принцип добровольности и общедоступности
социально-
культурной деятельности. Добровольность
отражает возможность свободного выбора
занятий из всего многообразия видов деятельности,
предлагаемого социально-культурным учреждением
и выражает все возрастающую тенденцию
к самопрограммированию личностного содержания
своей культуроразвивающей деятельности.
Эта деятельность, ее содержание отражают
духовный уровень личности, она организуется
по собственному усмотрению, для своего
развития. В этом ее истинная ценность
и значимость.
3. Принцип развития инициативы
и самодеятельности. В основе
действия этого принципа лежит
потребность в самовыражении
и утверждении себя в системе
многообразных общественных отношений.
Человеку присуще желание, расширить
диапазон своей социальной роли
и связей с обществом в проявлении
себя как личности с различных
сторон и в разных общественно-творческих
качествах.
4. Принцип преемственности и
последовательности в освоении
культурного наследия. Воспроизводство
достижений человеческой культуры,
передача традиционных ценностей
от поколения к поколению всегда
осуществляется обществом через
воспитание, обучение, просвещение. Культурные
ценности, ценностные ориентиры
личности формируются через культурную
деятельность, организованную в
учреждениях культуры. В современных
условиях серьезных трансформаций
государственной идеологии и
отсутствии ее единой линии
особое значение для духовного
возрождения россиян (восстановление
морально-нравственных норм общественной
жизни, возрождения чувства патриотизма)
имеет распространение и популяризация
фактического материала из многовековой
истории предшествующих поколений,
так как этот культурно-исторический
пласт может стать основой
национальной гордости и самосознания.
Следовательно, этот принцип должен
быть положен в основу деятельности
учреждений, располагающих подобным
материалом, формами его распространения
и интерпретации (выставочные залы,
музейно-культурные центры, центры национальных
культур, библиотечные собрания и т.д.).
Необходимо подчеркнуть, что освоение,
предшествуя аксеологическому процессу,
тем самым является начальным этапом формирования
позиций личности и включения ее в систему
культурной деятельности по сохранению
и развитию культурного наследия.
5. Принцип дифференцированного
подхода к различным социально-демографическим
группам. Изучение конкретных социально-демографических
групп (возраст, пол, уровень образования),
интереса к определенному виду
деятельности, позволяет не только
определить содержание социально-культурных
мероприятий, но и подойти к
разработке наиболее эффективных
форм и методов воздействия
на эти группы, что, естественно,
повысит качество социокультурной
деятельности. Дифференцированный
подход может осуществляться
на групповом и индивидуальном
уровнях. Групповой подход предполагает
вычленение из состава аудитории
совокупности лиц, характеризующихся
сходными признаками, и постоянный
учет их особенностей. Индивидуальный
подход ориентирован на изучение
особенностей, потребностей и интересов
конкретной личности. Дифференцированный
подход к массовой аудитории
целесообразно осуществлять на
основе следующих признаков: учитывать
возраст, образование, профессию и
характер проявления культурных
потребностей, интерес к тем или
иным социокультурным формам. Также
при организации социально-культурной
работы необходимо учитывать
национально-этнические, региональные
особенности культурной ситуации
и проживания людей.
6. Принцип системности и последовательности.
Следование этому принципу означает,
что социально-культурная деятельность
должна рассматриваться с позиций
системного подхода: целенаправленности,
взаимосвязи и взаимозависимости
ее компонентов, включения ее
в качестве подсистемы в более
сложные системы. Целеполагание, разработка
задач, наличие субъекта и объекта
деятельности, инструментария осуществления
форм социально-культурной деятельности
– все эти элементы необходимо
рассматривать как часть единой
системы – взаимосвязанные и
взаимообусловленные, необходимые
и достаточные. Данным принципом
необходимо руководствоваться при
социокультурном проектировании
– создании проектов развития
различных социальных институтов
и социальных объектов социально-культурной
сферы. Прогнозирование, моделирование
и конструктивная разработка
видов, форм, методов и технологий
СКД, базируется также на реализации
данного принципа.
Итак, принципы социально-культурной
деятельности представляют собой основное
методологическое звено теории, их развитие
исторически обусловлено, содержание
носит объективный характер. Принципы
составляют единое целое с функциями,
посредством которых получают реализацию
и развитие в практической работе.
К основным функциям социально-культурной
деятельности относятся:
- развивающая;
- информационно-просветительная;
- нормативная;
- коммуникативная;
- культуротворческая, преобразовательная;
- рекреативно-игровая.