Принципы социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений. Человеку присуще желание, расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.

Файлы: 1 файл

Принципы СКД.docx

— 17.42 Кб (Скачать файл)

Современная социально-культурная деятельность, ее функции, виды, формы проявления основаны на следующих принципах:

1. Неразрывная связь социально-культурной  деятельности с жизнью, с практическими  задачами реформирования общества.

Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности личности);

г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности  социально-

культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуроразвивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

3. Принцип развития инициативы  и самодеятельности. В основе  действия этого принципа лежит  потребность в самовыражении  и утверждении себя в системе  многообразных общественных отношений. Человеку присуще желание, расширить  диапазон своей социальной роли  и связей с обществом в проявлении  себя как личности с различных  сторон и в разных общественно-творческих  качествах.

4. Принцип преемственности и  последовательности в освоении  культурного наследия. Воспроизводство  достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей  от поколения к поколению всегда  осуществляется обществом через  воспитание, обучение, просвещение. Культурные  ценности, ценностные ориентиры  личности формируются через культурную  деятельность, организованную в  учреждениях культуры. В современных  условиях серьезных трансформаций  государственной идеологии и  отсутствии ее единой линии  особое значение для духовного  возрождения россиян (восстановление  морально-нравственных норм общественной  жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация  фактического материала из многовековой  истории предшествующих поколений, так как этот культурно-исторический  пласт может стать основой  национальной гордости и самосознания. Следовательно, этот принцип должен  быть положен в основу деятельности  учреждений, располагающих подобным  материалом, формами его распространения  и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксеологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.

5. Принцип дифференцированного  подхода к различным социально-демографическим  группам. Изучение конкретных социально-демографических  групп (возраст, пол, уровень образования), интереса к определенному виду  деятельности, позволяет не только  определить содержание социально-культурных  мероприятий, но и подойти к  разработке наиболее эффективных  форм и методов воздействия  на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной  деятельности. Дифференцированный  подход может осуществляться  на групповом и индивидуальном  уровнях. Групповой подход предполагает  вычленение из состава аудитории  совокупности лиц, характеризующихся  сходными признаками, и постоянный  учет их особенностей. Индивидуальный  подход ориентирован на изучение  особенностей, потребностей и интересов  конкретной личности. Дифференцированный  подход к массовой аудитории  целесообразно осуществлять на  основе следующих признаков: учитывать  возраст, образование, профессию и  характер проявления культурных  потребностей, интерес к тем или  иным социокультурным формам. Также  при организации социально-культурной  работы необходимо учитывать  национально-этнические, региональные  особенности культурной ситуации  и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность  должна рассматриваться с позиций  системного подхода: целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости  ее компонентов, включения ее  в качестве подсистемы в более  сложные системы. Целеполагание, разработка  задач, наличие субъекта и объекта  деятельности, инструментария осуществления  форм социально-культурной деятельности  – все эти элементы необходимо  рассматривать как часть единой  системы – взаимосвязанные и  взаимообусловленные, необходимые  и достаточные. Данным принципом  необходимо руководствоваться при  социокультурном проектировании  – создании проектов развития  различных социальных институтов  и социальных объектов социально-культурной  сферы. Прогнозирование, моделирование  и конструктивная разработка  видов, форм, методов и технологий  СКД, базируется также на реализации  данного принципа.

Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.

К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

- развивающая;

- информационно-просветительная;

- нормативная;

- коммуникативная;

- культуротворческая, преобразовательная;

- рекреативно-игровая.

 

 


Информация о работе Принципы социально-культурной деятельности