Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:27, реферат
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой. В целях достижения сплоченности общества Платон предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.
Все вышеперечисленные негативные
явления, связанные с кризисом института
семьи в современных условиях,
приводят к необходимости
Понятия и категории социологии
1) Дискриминация — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку.
В качестве признака может выступать
любое значимое отличие человека, например, раса, национальность
Резко негативное отношение к дискриминации является одной из фундаментальных особенностей ценностей Просвещения.
Дискриминация классифицируется:
2) Социальный институт (лат. institutum уста
3)Обычай — традиционно установившийся
порядок поведения. Он основан на привычке
и относится к коллективным формам действия.
Обычаи — одобренные обществом массовые
образцы действий, которым рекомендуется
следовать. К нарушителям применяются
неформальные санкции — неодобрение,
изоляция, порицание. У славян существовали
такие коллективные действия, как обычай
рожать первого ребенка в родительском
доме, обычай кормить отца новорожденного
на крестинном обеде смесью каши, перца,
соли, водки, а иногда и уксуса и др.
4) Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.
5) Интервью —
разновидность разговора, бесед
Особенности теории социальной стратификации Платона, теории «среднего класса» Аристотеля
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины — социологии неравенства(стратификации), насчитывает полтора столетия. Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.
Древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов». В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным. В своем труде «Государство» Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).
Общество, по мнению Платона, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трех классов: правителей; воинов и чиновников; работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров).
Правители подразделялись им на правящие и неправящие группы. Всем этим основным слоям (классам) приписывались определенные функции.
Мудрые правители выступали как родители по отношению к остальным двум классам. Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса и предполагал полное равенство возможностей для всех детей, с тем, чтобы каждый имел равные шансы проявить свои природные способности и был обучен для выполнения своей собственной роли в жизни. Если такая селекция и обучение могли бы быть выполнены в совершенстве, то в таком случае было бы справедливо признание абсолютной власти победителей. Чтобы избежать влияния семьи, Платон предложил упразднение семьи в классе правителей и установил, что члены этой группы не должны владеть какой-либо частной собственностью, кроме минимально необходимой, с тем, чтобы они не защищали свои собственные интересы. Они должны сосредоточиться только на общественном благополучии.
Итак, Платон спроектировал высокостратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии.
Другой древнегреческий
философ Аристотель
также рассмотрел вопрос о социальном
неравенстве. В своей работе "Политика"
он выделил три классовых элемента государственного
устройства: во-первых – очень богатый
класс; во-вторых – очень бедный класс;
в- третьих – средний класс.
Причем последний он считал наилучшим,
поскольку его представители по условиям
своей жизни наиболее готовы следовать
рациональному принципу. Богачи же и бедняки
встречают трудности в следовании этому
принципу. Именно из бедняков и богачей
одни вырастают преступниками, а другие
мошенниками. Древний мыслитель справедливо
подмечал, что то государство, где средний
класс более многочислен и силен, чем другие
два класса вместе взятые, наиболее стабильно
и лучше управляемо. Аристотель призывал
думать о бедных, так как государство,
имеющее множество бедняков, неизбежно
будет иметь и много врагов, ибо бедность
порождает осложнения в государстве, оно
становится нестабильным и обречено на
гибель. Он выступал как против бедняков,
лишенных собственного имущества, так
и против власти богачей. Хорошими формами
управления государством он считал формы,
при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит
всему обществу. К хорошей форме управления
он причислял и "политию" (власть
среднего класса).
Аристотель считал, что следует стремиться
не к равенству, а к выравниванию собственности,
так как резкое неравенство собственности
опасно для развития государства. Поэтому
Аристотель хвалит общество, где сильный
средний класс, и предупреждает, что в
том государстве, где у одних много, у других
– ничего, можно прийти к двум крайностям:
плутократическому режиму ("олигархии")
– в интересах только богатых или к пролетарскому
режиму ("демократии") – в интересах
городской бедноты. Любая крайность может
увенчаться тиранией.
Информация о работе Природа и сущность семьи, основные ее этапы изменения и развития