Природа общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:59, доклад

Описание работы

В ходе своей деятельности человек вступает в разновидные и многомерные отношения с себе подобными, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой. Любое взаимодействие людей, общественных существ, по необходимости принимает общественный характер.

Файлы: 1 файл

1 вопрос Природа общественных отношений.docx

— 26.37 Кб (Скачать файл)

1 вопрос  Природа общественных отношений

В ходе своей деятельности человек вступает в разновидные  и многомерные отношения с  себе подобными, причем, будучи порождены  деятельностью, эти отношения, в  свою очередь, являются ее необходимой  общественной формой. Любое взаимодействие людей, общественных существ, по необходимости принимает общественный характер.

Надо сразу же оговориться, что понятие «общественные  отношения» в литературе встречается  в двух смыслах: в широком, когда  имеются в виду все, любые отношения  между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в  том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда  под ними понимаются только отношения  между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т. д.). Впрочем, в двух смыслах употребляется в литературе и понятие «социальное» — как все общественное и как относящееся только к одной из сфер общественного, к социальной сфере.

Понятие «общественные  отношения» если   употребляются  в своем узком смысле, и тогда  правомерно следующее определение: общественные отношения суть многообразные  формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. И поскольку  человек включен в каждую их этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, сообщество граждан одного государства и т. д.), он выступает в качестве универсального субъективного элемента, или точнее — со-субъекта, ибо каждая такая группа есть совокупность индивидов. Таким образом, с полным правом можно сказать, что человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. Однако это — творение особого рода. Занимаясь необходимой для поддержания жизни и ее обустройства деятельностью, люди с такой же объективной необходимостью вступают в отношения между собой, «производят» их. Созидание сие довольно специфично и сплошь и рядом служит наглядным подтверждением принципа «не ведаю, что творю». Как существа сознательные люди осознают свои потребности, ставят перед собой конкретные цели, создают идеальную модель желаемого результата и в большинстве случаев его достигают: иначе ни о каком общественном прогрессе нельзя было бы говорить. Но это преобладающее совпадение цели и результата касается в основном содержательной стороны человеческой деятельности, у нас же сейчас речь идет о стороне формальной, поскольку общественные отношения, как об этом уже сказано выше, суть необходимая форма нашей деятельности. Осознавая, предугадывая содержательные результаты своей деятельности, люди в то же время, как правило, не могут предвидеть вызванную этой деятельностью эволюцию (а иногда и самую настоящую революцию) своих общественных отношений.

Происходит это, во-первых, потому, что каждое новое  поколение застает уже сложившуюся  систему общественных отношений, отражающую уровень развития технико-технологического базиса и степень овладения природой, меру цивилизованности общества, состояние  его культуры и психологии. Понятно, что каждый конкретный тип общественных отношений зависит от перечисленных  факторов в большей или меньшей  степени.

Во-вторых, решая  повседневно задачу «на минимум  и максимум» в экономике (минимум  затрат и максимум производительности труда), совершенствуя другие компоненты общественной жизни, люди тем самым  порождают такую эволюцию своих  общественных отношений, которая с  самого начала выходит из-под их контроля. Разительную иллюстрацию  к этой закономерности дает история  Японии Нового времени. Япония долго  сопротивлялась всяческим попыткам извне навязать ей заморский образ  жизни. Ни расширение торговли традиционными  товарами, ни военные демарши, ни миссионерство  не помогли европейцам и американцам  в осуществлении их планов вовлечения Японии в, как бы мы сейчас сказали, «единый цивилизационный поток». Троянским конем, позволившим взять  эту крепость, оказалась новая  техника и технология, в ввозе которой в страну японцы не видели ничего зазорного и опасного. В действительности же внедрение новой техники и технологии вылилось в промышленный переворот со всеми вытекающими из него последствиями — принципиальными изменениями производственных, социальных, семейных отношений. Подводя итоги рассмотрению природы общественных отношений, можно сделать вывод: общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности. Объективный же характер их позволяет лучше понять уже анализировавшийся тезис, согласно которому человек в сущности своей есть совокупность (то есть отражение) соответствующих общественных отношений.

 

2 Группы интересов — добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно- (насущно-,властно-) значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг  от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.

Функции групп интересов


  1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;
  2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;
  3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;
  4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Типология групп интересов


  1. С точки зрения происхождения и степени организованности:
    1. Аномические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;
    2. Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.
  2. По специализации деятельности:
    1. Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;
    2. Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).
  3. По характеру деятельности:
    1. Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;
    2. Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.
  4. По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.
    1. организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
    2. организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
    3. организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
    4. организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

 

 3  Общественные отношения бывают:  
1 Классовые (рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне)  
2 Национальные (между национальными государствами)  
3 Этнические (между этносами, живущими рядом)  
4 Групповые (Например фанаты разных клубов)  
5 Межличностные (Между друзьями, сослуживцами, родителям и детьми)  
6 Правовые (человек перед судом)  
Они часто тесно переплетаются между собой.

 

   

 

 

 

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам  людей, объединенных по какому-либо значимому  для них основанию, например, обществам  спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут  понимать отдельную  страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское  сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть  природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма  существования человека.

Когда требуется подчеркнуть  некоторые существенные черты общества, говорят  о его видах. По технологическому основанию  различают доиндустриальные, индустриальные и  постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание  общества связывается  с представлением об исторически сложившейся  совокупности людей, связанных общей  жизнедеятельностью. Главная черта  общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой  общественной системы  выступают ее субъекты. Ведущий субъект  деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество  существует и развивается  только благодаря  наличию устойчивых взаимосвязей между  его субъектами. Различные  формы взаимодействия людей, связи, возникающие  между социальными  субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные  отношения условно  можно разделить  на две большие  группы: отношения  материальные и отношения  духовные. Материальные отношения возникают  и складываются непосредственно  в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в  вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление  материальных ценностей). Духовные отношения  связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее  часто общественные отношения разделяются  по сферам общественной жизни. В любом  обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его  сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех  основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов  общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные  отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в  данном обществе, зависят  положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного  развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения  людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система  общественных отношений  развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает  новые общественные отношения

 


Информация о работе Природа общественных отношений