Природное и социальное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различных проблем, подводимых под эту рубрику. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального — насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов

Содержание работы

Тезисы…………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Человек - биосоциальное существо.
1.Природа человека………………………………………………..……..5
2.Биологические и социальные факторы……………………….………6
Глава 2. Что такое личность?
2.1. Человек-индивид-личность………………………………….…………..8
2.2. Социализация, как процесс формирования
личности………………………………………………………………...……10
2.3 Социальные роли……………………………………………..………….12
Глава 3. Глава 3. Биологическое и социальное в человеке
и их единство………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..…17
Список литературы…………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

социология к.р..doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Социология»

на тему «Природное и социальное в человеке»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы 20-01

Гарифуллина Алиса.А.

                                                                   Проверил: Христинина М.Н.

 

 

 

 

 

                                                       Альметьевск 2012

 

План:

          Тезисы…………………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Человек - биосоциальное существо.

    1. Природа человека………………………………………………..……..5
    2. Биологические и социальные факторы……………………….………6

Глава 2. Что такое личность?

2.1. Человек-индивид-личность………………………………….…………..8

2.2. Социализация, как процесс формирования

личности………………………………………………………………...……10

2.3 Социальные  роли……………………………………………..………….12

Глава 3. Глава 3. Биологическое и социальное в человеке

и их единство………………………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………..…17

Список литературы…………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы

Человек представляет собой сложную, многоуровневую систему. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. Как существо биологическое, человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя вид Ноmo sapiens. Он рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества. Как существо социальное, человек обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определённые общественные функции и играет социальные роли.

  Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Эти понятия однопорядковые, но их не следует отождествлять.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Природное и  социальное взаимодействие человека и  общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни.

Введение

В человеке есть два начала: животное (биологическое) и политическое (социальное). Проблема в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Другая проблема: признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

Сложившаяся в  нашей литературе традиция позволяет  употреблять выражение «проблема  биологического и социального» в  очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различных проблем, подводимых под эту рубрику. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального — насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.

Участниками дискуссий  вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются социологи, философы, а также представители специальных наук о человеке и общественные деятели. Актуальность и значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

 

Глава 1. Человек- биосоциальное существо

1.1. Природа человека

          В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в  обществе и от общества человек приобретает  свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек  в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживание, опыт борьбы за существование.

 

1.2. Биологические и социальные факторы

Что позволило  человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза  можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт  взаимодействия биологических и  социальных факторов. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы): наследственные признаки, наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.), эмоции, биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.), сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела), возможность использовать природные предметы, приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные  особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда, членораздельная речь, язык, социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь), духовные потребности (мораль, религия, искусство), осознание своих потребностей, деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир, сознание, способность мыслить, творчество, созидание, целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его  развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

 

 

 

Глава 2. Что такое личность?

2.1. Человек-индивид-личность

Для того, чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, а именно разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в  мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типичное. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания  сущности социальных явлений, системы  взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом. представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

 

2.2. Социализация, как процесс формирования

личности.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие  и формирование личности  оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Информация о работе Природное и социальное в человеке