Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.Социальные институты………………………………………………………..4
1.1. Понятие социального
института………………………………………….4
1.2.Институциолизация………………………………………………………...6
2.Признаки социальных
институтов, их виды и функции…………………….8
2.1.Признаки социальных
институтов………………………………………...8
2.2.Функции социальных
институтов………………………………………..10
2.3.Виды социальных
институтов……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературных источников…………………………………………….17
Введение
Социальная
практика показывает, что для человеческого
общества жизненно необходимо закрепить
некоторые типы социальных отношений,
сделать их обязательными для членов определенного
общества или определенной социальной
группы. Это, прежде всего, относится к
тем социальным отношениям, вступая в
которые, члены социальной группы обеспечивают
удовлетворение наиболее важных потребностей,
необходимых для успешного функционирования
группы как целостной социальной единицы.
Так, потребность в воспроизводстве материальных
благ заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность
социализировать подрастающее поколение
и воспитывать молодежь на образцах культуры
группы заставляет закреплять и поддерживать
семейные отношения, отношения обучения
молодых людей.
Практика
закрепления отношений, направленных
на удовлетворение насущных потребностей,
заключается в создании жестко закрепленной
системы ролей и статусов, предписывающих
индивидам правила поведения в социальных
отношениях, а также в определении системы
санкций для того, чтобы добиться неукоснительного
выполнения этих правил поведения.
Системы
ролей, статусов и санкций создаются в
виде социальных институтов, которые являются
наиболее сложными и важными для общества
видами социальных связей. Именно социальные
институты поддерживают совместную кооперативную
деятельность в организациях, определяют
устойчивые образцы поведения, идеи и
стимулы.
Понятие
"институт" - одно из центральных
в социологии, поэтому изучение институциональных
связей служит одной из основных научных
задач, стоящих перед социологами. [2.с.14]
1. Социальные институты
1.1. Понятие социального института
Понятию «социальный институт»
в отечественной социологии отводится
значительное место. Социальный институт
определяется как единый компонент социальной
структуры общества, интегрирующий и координирующий
множество индивидуальных действий людей,
упорядочивающий социальные отношения
в отдельных сферах общественной жизни.[4.с.22] Под
институтом, кроме того, подразумевают
относительно стабильную совокупность
символов, верований, ценностей, норм,
ролей и статусов, которая управляет конкретной
сферой социальной жизни: это семья, религия,
образование, экономика, управление. Если
суммировать всё множество подходов разных
учёных к пониманию социальный институт,
то их можно разделить на следующие. Социальный
институт представляет собой:
ролевую систему, в которую
включены также нормы и статусы;
совокупность обычаев, традиций
и правил поведения;
формальную и неформальную
организацию;
совокупность норм и учреждений,
регулирующих определенную сферу общественных
отношений;
обособленный комплекс социальных
действий.
Понимая социальные институты
как совокупность норм и механизмов, регулирующих
определенную сферу общественных отношений
(семья, производство, государство, образование,
религия), социологи углубили представление
о них как о базовых элементах, на которых
покоится общество. Приспосабливаясь
к среде, общество в течение истории вырабатывает
инструменты, пригодные для решения множества
задач и удовлетворения важнейших потребностей.
Эти инструменты и называются социальными
институтами. Типичные для данного общества
институты отражают культурный облик
этого общества. Институты разных обществ
отличаются друг от друга. Например, институт
брака у разных народов содержит своеобразные
обряды и церемонии, опирается на принятые
в каждом обществе нормы и правила поведения.
В одних странах институт брака допускает,
например, многоженство, что в других странах
категорически запрещено согласно их
институту брака. Внутри совокупности
социальных институтов можно выделить
подгруппу культурных институтов как
вид частных социальных институтов. К
примеру, когда говорят, что пресса, радио
и телевидение представляют собой «четвертую
власть», по существу их понимают как культурный
институт. Коммуникационные институты
являются теми органами, через которые
общество посредством социальных структур
производит и распространяет информацию,
выраженную в символах. Они являются главным
источником знаний о накопленном опыте.
Подвидом коммуникационных институтов
являются библиотеки, музеи, школы и университеты,
телевидение, газеты, книгопечатание,
радио, кино. Совокупность всех технических
устройств, включая здания, работников
и фонды библиотек, музеев и школ, составляет
инфраструктуру институциональной системы
культуры. Социальные институты помогают
решать жизненно важные проблемы большому
количеству людей. Например, миллионы
людей, влюбившись, прибегают к помощи
института брака и семьи, а заболев – к
институтам здравоохранения и т.д. Законный
порядок в обществе обеспечивают такие
институты, как государство, правительство,
суды, полиция, адвокатура и т.д. Институты
одновременно выступают и инструментами
социального контроля, т.к. благодаря своему
нормативному характеру заставляют людей
подчиняться принятым нормам и соблюдать
соответствующую дисциплину. Поэтому
институт понимается как совокупность
норм и образцов поведения. Поскольку зарубежные,
а вслед за ними и отечественные социологи
придерживаются различных определений
социального института, то они по-разному
понимают его внутреннее строение, т.е.
функционально взаимосвязанную систему
опорных элементов. Несмотря на многообразие
точек зрения, все они по существу верны,
поскольку представляют разное видение
одного и того же. По мнению С.С. Фролова,
правильнее говорить не об элементах,
входящих в структуру института, а об институциональных
признаках, т.е. общих для всех институтов
чертах и свойствах. Таковых пять:
установки и образцы поведения
(привязанность, лояльность, ответственность
и уважение в семье, послушание, лояльность
и субординация в государстве);
символические культурные признаки
(обручальное кольцо, флаг, герб, крест,
иконы и др.);
унитарные культурные черты
(дом для семьи, общественные здания для
государства, магазины и фабрики для производства,
учебные классы и библиотеки для образования,
храмы для религии);
устный и письменный кодексы
(запреты, правовые гарантии, законы, правила);
идеология (романтическая любовь
в семье, демократизм в государстве, свобода
торговли в экономике, академические свободы
в образовании, православие или католицизм
в религии). [1]
1.2. Институционализация
Процесс
институционализации, т.е. образования
социального института, состоит из нескольких
последовательных этапов:
- возникновение потребности,
удовлетворение которой требует совместных
организованных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм
и правил в ходе стихийного социального
взаимодействия, осуществляемого методом
проб и ошибок;
- появление процедур, связанных
с нормами и правилами;
- институционализация норм
и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое
применение;
- установление системы санкций
для поддержания норм и правил, дифференцированность
их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов
и ролей, охватывающих всех без исключения
членов института.
Зарождение
и гибель социального института хорошо
просматриваются на примере института
дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ-
ционализированным методом выяснения
отношений между дворянами в период с
XVI до XVIII в. Этот институт чести возник
в силу потребности в охране чести дворянина
и упорядочении отношений между представителями
данного социального слоя. Постепенно
система процедур и норм развивалась,
и спонтанные ссоры и скандалы превращались
в высокоформализованные бои и поединки
со специализированными ролями (главный
распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий
персонал). Этот институт поддерживал
идеологию незапятнанной дворянской чести,
принятую в основном в привилегированных
слоях общества. Институт дуэлей предусматривал
достаточно жесткие нормы защиты кодекса
чести: дворянин, получивший вызов на дуэль,
должен был или принять вызов, или уйти
из общественной жизни с позорным клеймом
трусливого малодушия. Но с развитием
капиталистических отношений изменялись
этические нормы в обществе, что выразилось,
в частности, в ненужности защиты дворянской
чести с оружием в руках. Примером упадка
института дуэлей может служить абсурдный
выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном:
бросание картошин с расстояния 20 м. Так
этот институт постепенно прекратил свое
существование.
Вместе с
тем есть важные, в высшей степени необходимые
институты, вызванные к жизни непреходящими
потребностями. Социологи считают, что
таких институтов в развитых обществах
всего пять: это институты семейные, политические,
экономические, образовательные и религиозные.
Кроме того, поскольку ценности и процедуры
научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными,
к важнейшим можно было бы причислить
и институт науки. Вместе с тем многие
виды деятельности, включая социальную
деятельность и медицину, тоже начинают
определяться жестко установленными образцами
и нормами поведения, обладают системой
социальных статусов и ролей и по этой
причине могут быть отнесены к институтам.[3]
2.Признаки социальных
институтов, их виды и функции
2.1. Признаки социальных институтов
Все социальные институты обычно
подразделяют на главные и неглавные.
Вторые скрываются внутри первых, представляя
собой более мелкие образования. Помимо
деления институтов на главные и неглавные,
их классифицируют и по иным критериям.
К примеру, институты различаются временем
своего взаимодействия и продолжительностью
существования (постоянно действующие
и кратковременные институты), жесткостью
применяемых санкций за нарушение правил,
условиями существования, наличием или
отсутствием формальных правил и процедур. Р.
Миллс насчитывал в современном обществе
пять институциональных подходов, подразумевая
главные институты: 1.экономический - институт,
организующий хозяйственную деятельность; 2.политический
- институт власти; 3.семейный – институт,
регулирующий половые отношения, рождение
и социализацию детей; 4.военный – институт,
организующий законное наследие; 5.религиозный
– институт, организующий коллективное
почитание богов. Большинство социологов
согласны с Миллсом в том, что главных
институтов в человеческом обществе всего
пять. Их предназначение - удовлетворять
важнейшие жизненные потребности коллектива
или общества в целом.[1] Пять основных потребностей
и институтов:
- потребность в воспроизводстве
рода (институт семьи и брака);
- потребность в безопасности
и социальном порядке (политические институты,
государство);
- потребность в средствах существования
(экономические институты, производство);
потребность в получении знаний,
в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
потребность решения духовных
проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой
древности. Социологи определяют производству
не менее 2 млн. лет, если отправной точкой
считать первое орудие труда, созданное
человеком, Семье антропологи отводят
второе место и полагают, что нижняя граница
проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор
семья постоянно эволюционировала, принимая
множество форм и разновидностей: полигамия,
полиандрия, моногамия, сожительство,
нуклеарная, расширенная, неполная семья
и т.д. Государство существует примерно
столько же, сколько и образование, а именно
5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных
формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось
примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые
археологи, учитывая возраст древнейших
настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных
скульптур, отображающих зарождение культа
Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст
несколько меньшим. Как уже говорилось,
внутри главных институтов находятся
неглавные, которые называются также социальными
практиками или обычаями. У каждого главного
института существуют свои системы наработанных
практик, методов, процедур. Например,
экономические институты не могут обойтись
без таких механизмов, как конвертация
валюты, защита частной собственности,
профессиональный подбор, расстановка
и оценка труда работников, маркетинг,
рынок и т.д. Также внутри института семьи
и брака, находятся и институты материнства
и отцовства, родовой мести, побратимства,
наследования социального статуса родителей
и т.д. Скажем, обычай назначать свидание
является элементом социальной практики
ухаживания. В отличие от основного института
неосновной институт выполняет специализированную
задачу, обслуживая конкретный
обычай или удовлетворяя нефундаментальную
потребность.[3]
2.2. Функции социальных институтов
Функцию социального института
можно определить как совокупность решаемых
им задач, достигаемых целей, оказываемых
услуг. Первой и важнейшей функцией социальных
институтов является удовлетворение важнейших жизненных
потребностей общества, т.е. того, без чего
общество не может существовать как таковое.
Оно не может существовать, если не будет
постоянно пополняться новыми поколениями
людей, приобретать средства проживания,
жить в мире и порядке, добывать новые
знания и передавать их следующим поколениям,
заниматься решением духовных вопросов. Не
менее важной является функция социализации
людей, осуществляемая практически всеми
социальными институтами (усвоение культурных
норм и освоение социальных ролей). Её
можно назвать универсальной. Наряду с универсальными
существуют и специфические функции, т.е.
такие функции, которые присущи одним
и не присущи другим институтам, например,
воспроизводство новых поколений (институт
семьи), добывание средств существования
(производство), наведение и поддержание
порядка в обществе (государство), открытие
и передача новых знаний (наука и образование),
отправление ритуалов (религия). Если институт
вместо пользы приносит обществу вред,
то такое действие называют дисфункцией.
К примеру, функция института образования
- готовить всесторонне развитых специалистов.
Но если он не справляется со своей задачей,
если образование поставлено из рук вон
плохо, то необходимых специалистов общество
не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь
дилетантов. Функция превращается, таким
образом, в дисфункцию. Деятельность социального
института считается функциональной,
если она способствует сохранению стабильности
и интересам общества. Она может расцениваться
как дисфункциональная, если работает
не на его сохранение, а на разрушение.
Нарастание дисфункций в деятельности
социальных институтов может вести к социальной дезорганизации
общества. К примеру, к концу 60-х годов СССР
готовил специалистов с высшим образованием
на душу населения больше, чем любая страна
в мире. Уровень подготовки и система образования
были, возможно, самым высоким на планете.
В штате США дискутировался вопрос о вызове,
брошенном миру советской системой образования.
Американцы срочно разработали систему
практических мероприятий с целью догнать
и перегнать в этой области Советский
Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники,
и студенты – одни из самых образованных.
Но в целом советская, а затем российская
система образования в период с 70-х по
90-е годы развивались слишком медленно.
Возник серьезный разрыв между теоретической
подготовкой студентов и практическими
навыками молодых специалистов. На предприятиях
с передовой технологией вузовских знаний
не хватало, а там, где трудились на устаревшем
оборудовании, знаний было излишне много. В
конце 80-х годов, с началом перестройки
российское общество повернулось к рыночным
отношениям. При этом оказалось, что марксистское
обществоведение не способно обеспечить
молодежь необходимыми знаниями в области
рыночной экономики, менеджмента, современной
социологии, психологии и философии. Пришлось
срочно перестраивать учебные планы, перенимать
знания технологии обучения. Народное
хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых
специалистов, обладающих современными
знаниями. Это повлекло за собой колоссальный
ущерб в экономической области. К нему
надо добавить ущерб социальный и нравственный.
Ведь поколение людей воспитанных на старых
традициях, занимает ключевые позиции
в обществе, следовательно, направляет
страну не всегда так, как требуют новые
реалии. Урон же от неправильной внешней
и внутренней политики, непродуманных
государственных решений вообще не поддается
исчислению. Функции и дисфункции бывают явными,
то есть официально заявленными, всеми
осознанными и очевидными для всех, и латентными,
то есть скрытыми, не заявленными. Явные
функции институтов являются необходимыми.
Они формируются и декларируются в кодексах
и закреплены в системе статусов и ролей.
Латентные функции выражаются в непредусмотренных
результатах деятельности институтов
или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России
в начале 90-х годов, через парламент, правительство
и президента стремились улучшить жизнь
народа, создать в обществе цивилизованные
отношения и внушить гражданам уважение
к закону. Таковы были явные цели и задачи.
На самом же деле в стране вырос уровень
преступности, а уровень жизни населения
упал. Таковы результаты латентных функций
институтов власти. Явные функции свидетельствуют
о том, чего хотели добиться люди в рамках
того или иного института, а латентные
– о том, что из этого получилось. Вся совокупность
социальных институтов образует некую
целостность, которую называют институциональной
структурой общества. Нормативная система
является не хаотичной суммой разрозненных
элементов, а подвижной целостностью,
все части которой связаны друг с другом
и выполняют определенные функции позволяющие
менять элементы в зависимости от изменившейся
ситуации, перестраивать содержание оставшихся
и вносить другие изменения, позволяющие
сохранять устойчивость на протяжении
столетий и тысячелетий. Нормативные системы
существуют в обществе и культуре. Великие
цивилизации прошлого и настоящего, будь
то древнегреческая, древнеегипетская,
византийская, китайская, французская
или русская, сохраняли свою устойчивость
на протяжении очень долгого времени,
именно благодаря прочности своей нормативной
системы. Благодаря ей сохранилось духовное
единство нации, этическое самосознание
и способность народа к постоянному творческому
поиску. В начале 20 века Т. Веблен определил
социальный институт как совокупность
общественных обычаев и социальных норм,
в которых воплощены образ мысли и образ
жизни людей и которые передаются из поколения
в поколение. Многие современные социологи
трактуют социальный институт как сложную
конфигурацию обычаев, традиций, верований,
установок, правил-регуляторов, и законов,
которые имеют определенную цель и выполняют
определенные функции. Обычаи представляют
собой образцы поведения, сохранившиеся
на протяжении веков и указывающие, как
следует вести себя в повседневной жизни.
Обычаи являются настолько привычной
частью жизни, что их редко замечают. Некоторые
обычаи, например, встречи выпускников
какого-нибудь учебного заведения, празднование
юбилея или дня рождения, встреча Нового
года, повторяются, время от времени; с
другими обычаями приходится сталкиваться
на дню по несколько раз, например, приветствие
при встрече, пожелание здоровья, выражение
благодарности, извинения и т.д. Редко
повторяющиеся обычаи называют обычаями
и традициями, а повседневные – привычками. Усвоение
культурных обычаев начинается с двухлетнего
возраста и может продолжаться всю жизнь. Нравы
– это строго соблюдаемые и не нарушаемые
обычаи. Нравы воспринимаются окружающими
очень серьезно. Они сопровождаются оценкой
правильности и неправильности. Поведение,
нарушающее нравы, именуются аморальным,
безнравственным и осуждается обществом. Условности – этот термин
употребляется в двух значениях. Будучи
разновидностью нравов и обычаев, условности
тоже возникли в далеком прошлом. Они не
регулировались никакими административными
постановлениями и не и не касались важных
сфер человеческого поведения, в отличие
от обычаев и нравов. Их сфера – область
вежливого обхождения. Условности касаются
манеры выражения, форм одежды, обстановки,
украшений. Этикет
– кодекс вежливого поведения который
часто путают с манерами. Манеры выражают
отношение или установку по отношению
к другим людям. Можно хорошо знать книжный
этикет и в тоже время иметь дурные манеры.
Существуют хорошие и дурные манеры, но
дурного этикета – нет. Традиции – можно
уподобить тенденциозно изложенной истории.
Писаные традиции передают истинную историю
в легендарном виде. Таковы легенды, предания,
сказания и прочие. Когда говорят о каких-то
национальных традициях, например, о традиции
гостеприимства или о традиции демократичного
общества, то подразумевают целый ряд
исторических явлений, представляющихся
типичными и осознаваемых как общественная
ценность. Поскольку образование, культура
и наука остаются самыми престижными и
одновременно самыми бедными институтами
общества, то представители других институтов
борются между собой за право диктовать
им свою волю. Политики, фонды, благотворительные
организации, партии выступают в роли
спонсоров, промышленные корпорации подбирают
себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,
проводя рекламные кампании и организуя
профессиональную ориентацию школьников
и студентов. В итоге институт образования
становится ареной состязаний между другими
институтами общества. Институциональная
конкуренция может существовать в рамках
одной и той же сферы общества, между родственными
институтами. Например, в культуре подчас
идет непримиримая борьба. Институт телевидения
отбирает аудиторию как минимум у трех
институтов культуры – кино, театра и
чтения. Телевидение, киностудия и театр
представляют собой разновидность социальной
организации, а чтение – социальной практики.
У первых есть свои органы управления,
статьи финансирования, кафедры и вузы,
газеты и журналы, а чтение – это коллективная
привычка образованных людей получать
информацию, сопереживая событиям и анализируя
информацию. Хотя они все разные, между
ними могут существовать отношения не
только взаимодополнения, но и взаимной
конкуренции.[1]