Проблема человека в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:12, реферат

Описание работы

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Понятие социального статуса в социологии………………………4
Социальная роль…………………………………………………..…8
3. Проблема человека в современной социологии…………………13

Заключение………………………………………………………………...17

Библиографический список………………………………………………18

Файлы: 1 файл

проблема человека в социологии.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием Исследование нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24 тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили, что частота нарушений, обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законопослушных "подсадных" и возрастает до 44% когда "подсадные" начинают играть роль нарушителей. Милграм (1974 год) сообщает, что в его экспериментах на подчинение люди с низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы человека в современной социологии

В современной социологии проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. У социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика. Здесь важно определение специфики различных наук, в том числе социологии, в подходе к человеку. Не рассматривая специально проблему человека в искусстве и религии, обратимся к научным знаниям.

Предмет и специфика каждой науки определяет ее подход к человеку. Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: первые занимаются изучением человека как общественного существа, вторые — как биологического, природного. Однако границы такого различия в определенной степени относительны. При изучении социальных аспектов человеческой жизни нельзя не считаться с биологическими факторами, и наоборот, обращаясь к человеку, естественные науки не могут игнорировать социальную сторону его жизни. Без учета личностного фактора не могут быть решены многие теоретические и практические вопросы науки и техники.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, в результате чего происходит их взаимное обогащение. Особенно тесно социология связана с социальной философией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Одним из главных звеньев -  проблема человека, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний. В то же время эта проблема является фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научного знания.

Объективный процесс интеграции наук не исключает необходимости их разграничений, нередко связанных с определенными трудностями. В нашем случае речь идет о разграничении предметов социологии, философии, социальной и общей психологии.

Философия рассматривает бытие человека и общества в широком историко-теоретическом плане, намечая подходы к решению существующих здесь «вечных» вопросов. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа, его цели, идеалы и пути их достижения. В последнее время внимание многих философов концентрируется на социальной философии и социальной антропологии, затрагивающих ряд общих с социологией вопросов, в том числе и таких, которые относятся к человеку и личности. Социология тесно связана с социальной психологией, также изучающей человека и его сообщества.

В учебнике по социальной психологии существует законность «присутствия» проблемы личности в этой науке, хотя и отмечает отличие ее трактовки в социальной психологии от двух «родительских» дисциплин — социологии и общей психологии. В структуру социологического знания входит раздел «Социология личности», а раздел «Психология личности» давно завоевал прочное место в общей психологии. Определяя специфику социально-психологической проблематики личности, некоторые авторы возражают против довольно распространенной точки зрения, согласно которой задача социальной психологии — анализ личности как объекта и субъекта общественных отношений. Они считают, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который, получается, от взаимоотношений личности с конкретной группой). Главная проблема анализа личности в социальной психологии — выявление того, посредством каких механизмов осуществляется влияние общества на личность, как участвует в этом процессе микро- и макросреда.

Но взаимоотношения общества и личности не сводятся только к влиянию общества на личность. Не менее, если не более, важен и другой вопрос, включающий множество аспектов: «Как сама личность влияет на общество?» Многозначность данного вопроса базируется на парадигме: «Личность — субъект общественных отношений», которая и определяет главное содержание социологии личности, или, в другой формулировке, социологической теории личности. Но если это так, то социология личности должна изучать ее как определенную целостность в социально-функциональном аспекте.

Современная социология личности должна учитывать данные не только социальной, но и общей психологии, которые содержат немало ценных мыслей и обширный экспериментальный материал, относящийся к различным сторонам существования человека.

Следует сказать и об огромном вкладе психоанализа в современное понимание человека и личности, 3. Фрейд, К. Хорни и Э. Фромм подчеркивают роль в поведении человека инстинктов и влечений, находящихся за порогом сознания. Фрейд доказывал, что именно подсознательные психические функции составляют структуру личности. Для социологии личности большой интерес представляет работа 3. Фрейда «По ту сторону удовольствия», в которой он утверждал, что История человеческой психики складывается из двух тенденций: консервативной — биологической и прогрессивной — социологической. По мнению Фромма, великая истина, открытая Фрейдом, состоит в том, что человек — это иррациональное животное, им управляют неодолимые невротические стремления, детерминирующие его мысли, поступки, чувства, а его хваленый разум есть не что иное, как раб его иррациональных, бессознательных импульсов, тогда как его рациональные мысли являются в значительной степени лишь рационализациями этих импульсов.

Многие философы, социологи, да и психологи считают такие утверждения полемическим преувеличением. Однако нельзя не признать, что люди далеко не всегда в своих поступках руководствуются разумом. Современная наука, все глубже проникая в сферу человеческого «Я», конечно, не может отрицать значения подсознательного, иррационального в поведении человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, человек — понятие общее, представляющее собой био-социальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность в современной социологии. Человеку предоставляется широкий выбор сфер приложения своих сил, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как Личность.

 

Библиографический список:

  1. Кравченко А. И. Социология: хрестоматия для ВУЗов. – М., 2004
  2. Козлова О. И. Социология. – М., 2004
  3. Кравченко А. И. Социология: общий курс. – М., 2000   
  4. Петровский А. В. Психология. Словарь. М. Политиздат, 1990 г

 

 

 

 


 



Информация о работе Проблема человека в социологии