Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:54, курсовая работа
Проблема курения в настоящее время представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.
Причины курения подробно описаны в конце второй главы. Гипотезы, выдвинутые при начале исследования, целиком и полностью подтвердились.
Решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоления этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий курения также эффективно воздействуют на сознание молодых людей.
Введение ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………...6
§1.1 Появление табака в Европе и России……………………………………...6
§1.2 Курение как социальная проблема……………………………….....……10
§1.3 Влияние социальной рекламы на современную молодежь………..…...16
ГЛАВА 2. КУРЕНИЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ, МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………20
§ 2.1 Методы социальной работы по профилактике курения среди молодежи………………………………………………………………………...20
§ 2.2 Исследовательская работа на тему «Проблема курения среди молодежи»……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………44
Библиографический список…………………………………………………….46
Приложение А.
Приложение Б.
Все методы воспитания можно подразделить на две категории:
1) методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания;
2) методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.
При работе над проблемой профилактики курения действенны методы убеждения и побуждения. Убеждать - это значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.
Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения - пример.
Технология успеха в убеждении зависит от ряда условий, которые социальный работник как воспитатель должен соблюдать:
1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения в социальной среде (в семье, на работе, в быту и т.д.)
2. Эффективность убеждения зависит от личности воспитателя, от его поведения и отношения к обсуждаемой проблеме, от искренности его желания помочь клиенту.
3. Успех убеждения зависит от умения профессионально вести беседу. Очень важно уметь правильно и ясно формулировать мысли, владеть техникой речи, вызывать у подопечных интерес и производить на них соответствующее впечатление и, конечно, знать историю и основные проблемы того вопроса, который педагог старается донести до ребят.
4. Убеждать - значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:
- показывать
индивиду ошибочные и
- ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;
- вовремя подмечать
и поощрять положительные
- не рекламировать, не выставлять напоказ заботу, доброту, внимание к другим людям.
Главное при методе побуждения - нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение - важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Работа по профилактике курения проводится в основном с целыми классами или группами учащихся. Широко применяются сюжетно-ролевые игры, которые содержат и нормативную базу, и элементы игры, и в то же время вовлекают учащихся во взрослую жизнь. К примеру, очень увлекательно проходит «Суд над сигаретой», где дети сами изобличают вред курения и принимают необходимые решения: либо не начинать курить, либо бросить, если уже начали. (И вот здесь опять стоит задача социального работника: помочь тем учащимся, которые сделали осознанный выбор об отказе от сигареты, ведь бросить курить гораздо сложнее, чем начать).12
При планировании работы совета профилактики внимание уделяется пропагандистской работе: выпуску информационных листовок, бюллетеней, стенгазет, тематических линеек и т.п. Возможно диагностирование учащихся с целью выяснения причины курения. Проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни».
Появление социальной рекламы, которая может быть представлена:
1. Брошюрами антитабачного содержания или пропагандой ЗОЖ через отказ от курения.
2. Плакатами, направленными на непосредственные недостатки курения и преимущества некурения (например, лозунг "Поцелуй некурящую, почувствуй разницу" на фоне красивых девичьих губ).
3. Плакатами, направленными на защиту от загрязнения табачным дымом (например, "Не кури. Зона работы легких"), лучше преподносить не в назидательном стиле, а с использованием юмора.
4. Рекламой некурения (главная мысль – как замечателен мир без табачного дыма, как мы хорошо проводим время и т.п.). К сожалению, редко удается донести идею, что рекламируется некурение, поэтому иногда такая реклама превращается просто в красивые картинки, где идею некурения можно осознать только благодаря указания "рекламодателя"
5. Презентацией, слайд-шоу, роликом или мини-фильмом, посвященным проблеме курения.
6. "Анти-брендовые" плакатами. Бренд – в рекламном бизнесе это концепция рекламирования определенного товара или марки, которая включает основного героя (ковбоя Мальборо, например), основной лозунг (Добро пожаловать в страну Мальборо, к примеру) и набор визуальных символов. Смысл в том, чтобы переделать, извратить. Использовать те же визуальные приемы, но с антитабачным посланием (как это сделали в Швеции, где лозунг "Добро пожаловать в страну Мальборо" размещен на фоне кладбища).
С середины 2012 года, в рамках нашего ВУЗа, начал свою активную работу проект «Дети Индиго», пропагандирующий здоровый образ жизни среди молодежи. Было организованно 2 семинара, один из которых проходил в КГМУ, другой в ЮЗГУ. Целью являлось: донесение до студентов информации об алкоголе и курении, доказывающей их пагубное влияние. Внутри нашего университета была проведена акция «Сигарета за конфету», в ходе которой всем желающим (как студентам так и работникам университета) предлагалось обменять сигарету на любую из представленных конфет. Всего за несколько минут мы обменяли 5 сигарет, и получили много благодарностей.
Регулярное проведение подобных акций и мероприятий, по нашему мнению, мотивирует молодых людей на ведение здорового образа жизни, и естественно ведет к отказу от вредных привычек.
§2.2 Исследовательская работа на тему «Проблема курения среди молодежи»
До недавнего времени курение как научная проблема существовала только на медико-биологическом уровне. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение человека к табаку.
Цель нашего исследования – изучить проблему курения среди молодежи. В качестве объекта нашего исследования выступают студенты ЮЗГУ в возрасте 18-25 лет.
Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. При этой форме опроса респондент отвечает наиболее правдиво, так как анкетирование – это тайное изучение мнений, где респондент неизвестен, и нельзя обнаружить его фамилию, таким образом, гарантируется полная анонимность респондента. В случае выбора беседы или интервьюирования в качестве метода сбора социологической информации, исследуемые могли бы скрыть достоверные и истинные факты.
Несмотря на ухудшение
материального положения
Предполагается также, что отношение молодых людей к сигаретам носит вполне положительный характер.
Предполагается также, что отношение молодых людей к курению носит вполне положительный характер.
По моему мнению, молодое поколение, то есть сегодняшние студенты и молодежь в целом, не верят в возможность искоренить табакозависимость, таким образом, считая, что общество без сигарет это иллюзия.
Социальная среда, условия жизни
порождают предпосылки для
Для того чтобы достичь поставленной нами цели нужно:
1) проанализировать научную литературу на предмет социальных проблем современной молодежи и определения молодежи как особой социальной группы;
2) отношение
опрашиваемых к табаку и
3) рассмотреть особенности и причины курения в молодежной среде;
4) узнать, влияют ли взаимоотношения с окружающими (семья, близкие, друзья, противоположный пол) на курение молодежи;
5) определить степень
осведомленности граждан о
По итогам проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы, которые будут представлены ниже.
Возраст большинства опрошенных респондентов 20-22 года (60%). 29% студенты 17-19 лет, и 11% 23-25лет.
Курящих респондентов оказалось всего 27%. Иногда, «баловаться» сигаретами предпочитают 4%. Большинство же студентов, коих 67%, ЮЗГУ не курят, чем несомненно можно гордиться.
Рассмотрев таблицу сопряженности двух вопросов «Ваш возраст» и «Курите ли Вы?», можно сказать следующее: 40.7% курящих это студенты 17-19 лет, 44.4% - 20-22 лет, и всего 14,8% 23-25 лет. Из чего можно сделать вывод, что молодежь после 22х лет задумывается о здоровом образе жизни, бросая пагубные привычки.
|
На вопрос «Пробовали Вы когда-нибудь курить» 68% респондентов ответили «да». Не пробовали всего 32%, следовательно больше половины респондентов, которые пробовали курить в настоящее время уже не курят.
Из таблицы сопряженности с вопросами «Ваш пол» и «Курите ли Вы?», мы видим, что курящих мужчин 24,6%, некурящих же 68%. Среди женщин - курящих респондентов оказалось 30,2%, а некурящих 69%. Из чего можно сделать вывод, что курение от пола не зависит, и количество как курящих, так и не курящих приблизительно одинаковое.
Таблица сопряженности Курите ли вы? * Ваш пол | |||||
Ваш пол |
Итого | ||||
Мужской |
Женский | ||||
Курите ли вы? |
да |
Частота |
14 |
13 |
27 |
% в Ваш пол |
24,6% |
30,2% |
27,0% | ||
нет |
Частота |
39 |
30 |
69 | |
% в Ваш пол |
68,4% |
69,8% |
69,0% | ||
иногда |
Частота |
4 |
0 |
4 | |
% в Ваш пол |
7,0% |
,0% |
4,0% | ||
Итого |
Частота |
57 |
43 |
100 | |
% в Ваш пол |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
У большинства респондентов родители курят, тем самым подают плохой пример подрастающему поколению, таких 71%. У 29% родители никакого отношения к табачному яду не имеют.
68% респондентов
относятся к курению близких,
друзей или одногруппников
Положительные стороны в процессе курения находят всего 3%. Склонны считать, что они есть, но их мало 29%. В основном респонденты считают, что положительных вещей в процессе курения нет, коих 68%.
Согласились с суждением, что курение пагубно влияет на здоровье 55%, таких студентов больше половины. Вариант «да, в какой-то мере» выбрали 28%. Считают, что крепкому здоровью несколько сигарет не причинят никакого вреда 16%.