Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Социология определяет в личности те качества, которые типичны для совокупности личностей, относящихся к той или иной общности, социальному строю и т.п. Основная социологическая проблема личности заключается в рассмотрении феномена личности в его формировании и развитии мотивов и потребностей, в неразрывной связи с некой общностью людей, а так же изучение особенностей социальной саморегуляции поведения той или иной личности, взаимосвязи общества и личности, личности и малых и больших социальных групп.

Содержание работы

1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности
2. Взаимодействие человека и общества
Практические задания
3. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.
4. Личность – продукт биографии. Правильно ли это?
5. Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Тема 8. Проблема личности в социологии

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «личность». Особенности  социологического изучения личности

 

Личность интересует представителей ряда гуманитарных наук, к ним относят ученых психологов, философов и социологов. Философия определяет личность как некий субъект познания мира, деятельности и, конечно, творчества. Психология рассматривает личность как совокупность целостных психических процессов и явлений, темперамент, характер, способности, и ряд других индивидуально-психологических свойств.

Социология определяет в личности те качества, которые  типичны для совокупности личностей, относящихся к той или иной общности, социальному строю и т.п. Основная социологическая проблема личности заключается в рассмотрении феномена личности в его формировании и развитии мотивов и потребностей, в неразрывной связи с некой общностью людей, а так же изучение особенностей социальной саморегуляции поведения той или иной личности, взаимосвязи общества и личности, личности и малых и больших социальных групп.

Понятие личности отражает индивидуально-типические ее особенности, определяемые социально значимыми чертами, а так же проявление ее сущности, как целостной совокупности всех общественных и социальных отношений. Социология изучает личность как источник социальных ценностей, формирования социальных личностных качеств, содержание и социальные функции личности. Личность с точки зрения социологии это, прежде всего носитель общественных отношений, но в, то, же время это индивидуальный человек, который при взаимоотношении с другими людьми способствует стабильному развитию общественных отношений.[3,153]

В случае рассмотрения личности как системы в ней выделяют две основные подсистемы:

1. Внутреннею, которая скрыта от других людей, но бывает непонятной и для самой личности.

2. Деятельностная, эта  подсистема не только открыта  для других людей, она так  же позволяет догадываться другим  людям о свойствах переживаний и чувств личности.

Понятие «личность» определяет социальные свойства человека, то есть те начала, которые человек способен реализовывать в социальных связях, культуре общества, а именно в жизни  общества, в процессе неразрывной  связи с другими людьми.

Социальную структуру  личности составляют те конкретные свойства индивида, которые он приобретает под непосредственным влиянием общности, к которой он принадлежит.

В связи, с чем основную характеристику личности составляет ее деятельность, как самостоятельная, так и во взаимодействии с другими людьми общности. Структура личности не может рассматриваться без тщательного анализа ее деятельности.

Личность – это  содержание субъективной сущности человека как части общественных отношений  и совместной деятельности. Личность определяет специфические свойства человека, которые характеризуют его принадлежность к определенному классу, национальности, профессии, вида деятельности, а так же мировоззрения и системы ценностей, интересов, целей, предпочтений.

В процессе своей жизни личность в обществе играет самые разнообразные социальные роли.

В науке существует четыре основные концепции понимания  личности:

1. Ролевая концепция,  получившее свое начало в американской  социологии и психологии, в последующие  годы распространилась в большинстве социологических течений. Представители данного направления рассматривают личность как субъекта ролей, которые она исполняет в течение жизни. Социальная роль представляет собой некую совокупность социальных особенностей присущих только конкретной роли. Такая роль чаще всего бывает заданной системой общественных и межличностных отношений. Данная концепция вводит два основных понятия роли, ее играние и принятие. Играние роли представляет собой создание неких общественных и межличностных свойств роли каждой личностью, принятие роли представляет собой подражание некому уже существующему человеку в конкретной общности, а порой простое принятие на себя личностью определенной ей роли. Примером принятия роли может быть врач поликлиники, к которому пришел пациент. Способность человека отличить свою собственную жизнь от жизни других является показателем его социальной зрелости, это очень актуально для детей и юношей.

Роль включает в  себя следующие основные элементы:

1. описание типа поведения.

2. предписание требований, которые могут быть связаны  с данным поведением.

3. оценка выполнения  предписываемой роли.

4. социальные последствия,  санкции в рамках определенных  требований и предписаний общества.

2. Поведенческая концепция.  Данная концепция определяет, что поведение каждого человека обуславливается той социальной средой, к которой он принадлежит, через языки, обычаи, традиции, институты, средства массовой информации. Поведение человека всегда определяется своим собственным интересом, если его действия поощряются, то и личность всегда будет лояльной, доброжелательной, если наблюдаются противоположные действия от социальной среды, формируется агрессия. Поведенческое направление в социологии рассматривает личность как совокупность самых разнообразных потребностей и мотивов, которые могут быть реализованы в той или иной степени, от качества самореализации личности зависит ее общественное положение, а так же взаимоотношения с другими членами общества.

Таким образом, в социологии личность рассматривается как индивид, имеющий определенные социальные связи, особенности принадлежности к общности людей, являющейся субъектом той или иной совместной и индивидуальной деятельности.

 

2. Взаимодействие  человека и общества

 

Личность и любое  общество всегда взаимодействуют в процессе социализации. Общество передает личности необходимый для нормальной жизнедеятельности опыт, нормы, обычаи и традиции, а та в свою очередь усваивает их в необходимом качестве и количестве.

С самого раннего детства  ребенка окружают люди, которые способны передать ему нормы и правила жизни в обществе.

Для более полного  понимания взаимодействия человека и общества необходимо разграничить понятия человек, индивид, личность.

Человек – это собирательный  образ человеческого рода во всех его проявлениях.

Индивид – это один из представителей рода людей, конкретный единственный человек.

Личность – это  носитель определенных необходимых  черт, это индивидуальность.

Согласно воззрениям ученого мира человек – это  представитель духовного мира, биосоциальное существо, которое имеет ряд особенностей.

Человек генетически  связан с другими формами жизни, из которых он вышел благодаря  труду и другим осознаваемым явлениям, таким как мышление  и речь.

Личность – это  относительно самостоятельная система, которая обладает динамичностью, но в, то, же время она достаточно устойчива. Она выражена в социально-культурных качествах человека, в его моральных и этических устоях. Главная цель жизнедеятельности личности как можно более полное развитие себя, раскрытие своих способностей, все это не возможно без взаимодействия с обществом.

Личность всегда характеризуется  индивидуальностью, это то, что отличает каждую конкретную личность от ряда других.

При осмыслении взаимодействия человека и общества нужно разделить все факторы, влияющие на это взаимодействие на три большие группы:

1. Биологические, включает  в себя еду сон, дыхание,  жажда и другие проявления  биологической жизни организма  человека.

2. Психический фактор определяет проявление человеком эмоций и чувств, восприятие мира вокруг себя.

3. Социальный фактор  и будет определять отношения  личности между собой и обществом  как таковым.[1, 57 -60]

Важную основу взаимодействия человека и общества составляет социализация. Этот процесс начинается с самого раннего возраста и заканчивается в старости и представляет собой процесс освоения и утверждения в сознании социально-культурных норм.

В социологии личность может быть представлена как наиболее полное и достаточное развитие и формирование индивида, итог развития и усвоения всех необходимых и важных социальных и культурных качеств.

Механизм формирования личности в социологии раскрывает процесс  социализации.

Элементы культуры, разнообразные нормы и традиции, необходимые элементы, на основании которых индивид и становится личностью.

Социализация –  это становление социального  Я личности, в ее процессе и осуществляется взаимодействие самой личности, и общества к которому она принадлежит.

Традиционно в социологии выделяют два основные уровня социализации первичный и вторичный. Каждый из них характеризуется своими агентами и институтами социализации.

Агентами социализации в науке именуют конкретных людей, которые являются ответственными субъектами за передачу общественного и культурного опыта.

Институты социализации  представляют собой отдельные организации, которые осуществляют направление  социализации.

Первичная социализация всегда происходит в малых группах, она продукт межличностных взаимоотношений. Ее агентами чаще всего являются родители, близкие и дальние родственники, врачи, тренера, сверстники, друзья и т.п. Эти люди, взаимодействуя с индивидом в общении и деятельности, оказывают непосредственное воздействие на его развитие как личности.

Вторичная социализация осуществляется уже на уровне больших социальных групп. Вторичными агентами могут быть государство, образовательные и воспитательные учреждения, армия. Каждый агент социализации вторичного уровня действует согласно предназначенным им функциям, таким образом, агенты первичной социализации могут быть заменяемыми, тогда как агенты вторичной социализации замене не подлежат.

Социализация всегда проходит этапы, которые непосредственно  связаны с основными жизненными циклами.

На каждом этапе  индивид сначала отучается от старых ценностей, если это необходимо, а потом приобретает новые.[2, 158 -159]

Таким образом, личность, являясь продуктом социального исследования, формируется под воздействием социальной среды и воздействующих на нее агентов социализации, приобретая как общие для всех представителей конкретного общества свойства, так и присущие только ей особенности, которые являются индивидуальными.

Взаимодействие личности и общества обуславливается ее жизнедеятельностью и социализацией, в результате которой  индивид становится личностью, получая некий социальный статус, и приобретая конкретные социальные роли.

Практические задания

 

1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.

 

На мой взгляд, не каждого человека можно считать личностью с точки зрения социологии. В социологическом смысле личность – это итог формирования и развития индивида под воздействием той общности людей, к которой он принадлежит.

Так же личностью не может  быть любой человек в связи  с тем, что каждую личность отличает ее индивидуальность, а именно совокупность таких свойств и особенностей, которые характерны лишь для этой личности.

Таким образом, личностью  в социологическом понимании  можно считать лишь такого человека, который прошел ряд этапов ее становления, совокупность таких этапов в социологии называют социализацией, и обладает только ему присущими индивидуальными особенностями.

При этом следует понимать, что индивидуальность не всегда проявляется  как положительное качество личности, очень часто бывает так, что человек отличается от других достаточно сильно, но такое отличие не способствует развитию общества в целом, оно лишь разрушает его существование, например, совершение преступления, да, же самого изысканного и отличного от других не влечет за собой положительного эффекта, а значит человека, который его совершил то же нельзя назвать личностью. Либо такая личность не заслуживает уважения со стороны той общности людей, к которой она принадлежит.

По моему мнению, личность в понимании социологов – это совокупность индивидуальных особенностей человека, отличных от других людей, но в, то, же время способная давать развитие тому обществу, в котором живет. Очень часто личность в социологическом смысле становится агентом социализации, и старается передать общественный и жизненный опыт следующим поколениям людей.

 

2. Личность – продукт биографии. Правильно ли это?

 

На мой взгляд, такое  категоричное суждение не имеет право  на существование. Трудно сказать биография  продукт жизнедеятельности личности, или все же личность образует биографию.

На мой взгляд, оба  эти понятия связаны между  собой и их связь неразрывна.

Биография – это документальное свидетельство развития и становления  личности человека, в то время как  личность – это продукт развития и формирования человека, и именно ее стремление к самоопределению и самовыражению ведет к оформлению биографии. Биография является документальным свидетельством социализации любой личности, независимо от того, какие события в ней изложены, положительно или отрицательно характеризующие личность.

К тому же биография может  быть и у индивида, просто отдельного человека, которого нельзя назвать  личностью в социологическом  понимании, однако, составление биографии  возможно и в этом случае.

Информация о работе Проблема личности в социологии