Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Именно конкретно-исторические типы и виды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности. Однако, при всех качествах, выделяющих человека из животного мира, все же человек остается биологическим существом, звеном в цепи развития живых организмов на Земле.

Содержание работы

1. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности
2. Основные концепции социологии личности
3. Ролевые теории и социальный статус личности
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

13 проблема личности в социологии!!!.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Большое упрощение трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс действия социальных факторов на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. К воздействию социальной среды человек относится избирательно на основе сложившейся у него в сознании системы ценностей, и уже приобретенные социальные качества выступают своеобразным ситом, через которое просеиваются импульсы социальной среды. Конечно же, сама индивидуальность личности, ее потенциальные возможности освоить культурный пласт общества, ее потребности и интересы, направленность ее социальной активности — выступают важнейшими факторами ее социализации.

Анализ факторов и механизмов социализации личности позволяет выделить в процессе две фазы – адаптацию и интериоризацию.

Социальная адаптация — вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам,              институтам, организациям, к условиям функционирования различных сфер общества. В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды.

Интериоризация — процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды вследствие социальной деятельности. Процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «я». Интериоризацию отличают от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации, каковыми, например, есть память и восприятие. Результат интериоризации есть индивидуальность личности, неповторяемость ее духовного мира, специфика социальной активности, порождаемая сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий.

Естественно, если в первой фазе социализации личности, то есть в процессе адаптации, происходит приспособление индивида к социальной среде, то затем во второй фазе интериоризации воздействия социальной системы, преломляясь через внутреннее Я человека, проявляется в изменении его поведения. Поведенческие новации начинаются с нарушения равновесия в адаптации личности к особенностям системы и завершаются стабилизацией, но уже на новом уровне.

Воспитание, выступая одной из целенаправленных форм социализации, осуществляется обществом с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество решает цель: формирование личности и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить самый большой эффект воспитательного воздействия. При формулировании целей и задач воспитания, поиске средств и методов его реализации
учитывается стихийные, непреднамеренные факторы социализации личности. Их учет позволяет сделать воспитательный процесс более эффективным, потому что если воспитатель пытается внушить воспитуемому идеи, несогласующиеся с ходом объективного развития или конкретных условий жизнедеятельности воспитуемого, то результативность воспитания будет очень низкой или даже нулевой.

В современном цивилизованном обществе воспитание приобретает постоянный характер и осуществляется посредством деятельности ряда социальных институтов: семьи, образования, средств массовой информации. Важнейшую роль в формировании культуры новых поколений играет семейное воспитание. Именно в семье закладывается фундамент тех чувств, ценностных ориентации, представлений, которые затем начинают выполнять функции критериев отбора информации и ее оценки, предпочтения одних форм поведения другим и т. п. Семейное воспитание имеет широчайший диапазон. Оно осуществляется через психологическую атмосферу семейной жизни и через организацию деятельности члена семьи, словесным убеждением и личным примером, посредством оценки реального поведения, поощрения и наказания. Для выявления степени эффективности воспитательного воздействия и факторов, ее определяющих, в современном обществе широко используются социологические исследования по проблемам социализации личности.

Исследуя процессы социализации личности, социология широко использует социально-психологические методы: социометрию, референтометрию, приемы ролевого поведения и метод типизации. Используемый метод типизации предполагает осуществление процедур абстрагирования, то есть выделение черты, стороны личности, на основании которой строятся впоследствии типы. Абстрагирование бывает двух видов: частное абстрагирование, когда в процессе исследования воспроизводятся отдельные свойства личности и сущностное абстрагирование, представляющее выделение существенных систем, образующих признаки личности и т. п. Двум видам абстрагирования соответствуют два способа конструирования типов личности. Первый способ конструирования типов личности: логический, состоит в определении свойств, качеств личности, значимых, с точки зрения исследования. Формируются всевозможные их комбинации, каждая из которых представляет отдельный тип жизненных позиций личности. Так, на основе индикаторов: уровень включенности личности в социальную среду, уровень личностного контроля над жизненными обстоятельствами и общая направленность мотивов жизнедеятельности и ценностных ориентации — выделили четыре типа жизненных позиций личности: гармоничный, технологократический, традиционный и неадаптированный.

Второй способ — эмпирический, состоит в выделении типов личности с помощью статистических методов. Способ предполагает, что на стадии анализа полученных эмпирических данных может применяться и их логический анализ с целью систематизации выделенных качеств личности.

Сочетание логического и эмпирического способов конструирования типов личности в конкретном социологическом исследовании создает основу надежности и достоверности результатов, что особенно важно для повышения эффективности деятельности социальных институтов, непосредственно обеспечивающих социализацию человека. Важную роль в социализации личности играет и система образования.

 

3. Ролевые теории и социальный статус личности

 

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Миитоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной ' и профессиональной принадлежности), так и. во внутренней позиция (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом вне зависимости от. усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость в т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированнью и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возражают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие вес окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «это» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Информация о работе Проблема личности в социологии