Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:24, контрольная работа
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.
Введение
1
Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности
Понятие личности.
1.2 Особенности социологического изучения личности
2
Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Список литературы
Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить известные «10 заповедей», изложенные в Библии, или еще незабытый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.
В любом, в том числе и современном обществе, нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.
Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла.
По это же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.
В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой.
Поэтому форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.
Заключение
Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
После ознакомления с темой «Проблема личности в социологии» я пришел к следующим выводам:
Список литературы
Практические задания
Я считаю, что в социологическом
понимании каждый человек является личностью.
Говоря о человеке, мы можем
рассматривать его я, как высшую ступень
эволюции на Земле, и как сложную систему,
соединяющую природное и социальное, физическое
и духовное, наследственное и жизненное
приобретенное. Однако наиболее "социологичной"
будет характеристика человека как субъекта
общественных отношений, общественно-исторической
деятельности и культуры. Каждый конкретный человек
- это индивид. Он уникален, неповторим.
Вместе с тем он универсален, ибо всегда
является существенным индивидом. Ведь
каждый человек зависит от социальных
условий, среды, в которой живет, людей,
с которыми общается и взаимодействует.
Индивид всегда является членом определенной
социальной общности (осознает он это
или нет), что не отменяет его индивидуальности.
В этом смысле каждой
человек - индивид, имеющий свое особое
"лицо". С этим термином и связано
понятие личности (сравните древнерусское
слово "личина" - маска). Индивид является
личностью постольку, поскольку в отношениях
с другими, ему подобными, в рамках конкретных
социальных общностей он выполняет определенные
функции, реализует в своей деятельности
социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие
личности и по своей природе, по сути, и
по характеру представляется нам, прежде
всего социологическим, в отличие от понятий
"человек" и "индивид", имеющих
социально-философский смысл.
2. Личность - продукт биографии. Правильно ли это?
Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».
3. Выберите из
перечня характеристик те, которые
являются свойствами личности: высокий,
целеустремленный, любознательный, смуглый,
ответственный, консерватор, сильный,
меланхолик, здоровый, трудолюбивый.
Свойства личности: целеустремленный, любознательный,
ответственный, консерватор, меланхолик,
трудолюбивый.
1. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность
социального //Социально-гуманитарные
знания. 2003. № 4. с. 81-84
2. Комаров М.С. Введение в социологию :
учеб. для вузов. М.: Наука. 1994. с.111.
3. Социология. Основы общей теории: учебник
для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный
член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма. 2003.
с. 188