Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.

Содержание работы

Введение

1
Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности


Понятие личности.
1.2 Особенности социологического изучения личности

2
Взаимоотношение личности и общества

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

К.Р.-Проблема личности в социологии.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить известные «10 заповедей», изложенные в Библии, или еще незабытый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. 

В любом, в том числе и современном обществе, нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. 

По это же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.

В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой.

Поэтому форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

После ознакомления с темой «Проблема личности в социологии» я пришел к следующим выводам:

  1. Итак, личность все-таки непостоянна. И изменяется она не только на протяжении жизни человека, но и совершенствуется поколение за поколением.
  2. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты.
  3. Личность является механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни, вырабатывать смысл своего существования. 
  4. Черты складываются и проявляются только в процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для описания личности является понятие социальной роли. 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

  1. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. 
  2. Комаров М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов. М.: Наука. 1994. 
  3. Ильенков И.В., Что такое личность, М., 1991.
  4. Ильенков Э.В., Философия и культура, М., 1991.
  5. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма. 2003. 
  6. Хьел Д., Зиглер Д., Теория личности, М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания

 

    1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.

Я считаю, что в социологическом понимании каждый человек является личностью. 
Говоря о человеке, мы можем рассматривать его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее "социологичной" будет характеристика человека как субъекта общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры. Каждый конкретный человек - это индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности.  
В этом смысле каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово "личина" - маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, по сути, и по характеру представляется нам, прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл.

 

2. Личность - продукт  биографии. Правильно ли это?

Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии». 

 

3. Выберите из  перечня характеристик те, которые  являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый. 
Свойства личности: целеустремленный, любознательный, ответственный, консерватор, меланхолик, трудолюбивый.

 
1. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 81-84

 
2. Комаров М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов. М.: Наука. 1994. с.111.

 
3. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма. 2003. с. 188

 


Информация о работе Проблема личности в социологии