Проблема миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Даже Америке, стране эмигрантов, не всегда удается справиться с возникающими трудностями. Для России же, доселе не сталкивавшейся с массовым «переселением народов», понимание миграционных процессов с точки зрения социологии, экономики, политики и трудовых ресурсов представляется исключительно актуальной задачей. От взвешенного подхода и правильного решения проблем, возникающих в связи с активным перемещением населения, во многом зависит демографическое благополучие нашей страны.

Файлы: 1 файл

социология..doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

 
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА

РУКОВОДИТЕЛЬ

проф., д.пол.н.

     

Хомелева Р.А.

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

РЕФЕРАТ

Проблема миграции в  России

по дисциплине: Социология

 
 

РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ(А)

СТУДЕНТ(КА) ГР.

4114

     

Слепухина Д.М.

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

Санкт-Петербург 2013

 

Введение. 
 
Сегодня волна миграции буквально захлестнула весь мир, и обсуждение глобальных проблем, таких как безопасность, экология, энергетика, политика, экономика, стало невозможным без рассмотрения вопросов перемещения человеческих масс. Проблемы миграции в той или иной мере касаются каждой страны. Даже Америке, стране эмигрантов, не всегда удается справиться с возникающими трудностями. Для России же, доселе не сталкивавшейся с массовым «переселением народов», понимание миграционных процессов с точки зрения социологии, экономики, политики и трудовых ресурсов представляется исключительно актуальной задачей. От взвешенного подхода и правильного решения проблем, возникающих в связи с активным перемещением населения, во многом зависит демографическое благополучие нашей страны.  

1. Миграция как социальный процесс. 
 
1.1. Общее понятие о миграции. 
 
Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно. 
 
Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе. 
 
Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции. 
 
1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п. 
 
2. Притяжение - это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда, где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных, экономических или политических условиях существования в двух регионах, тем вероятнее миграция под воздействием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно, для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов" в определенные районы, где их не хватает. 
 
3. Пути миграции - это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну. То же можно сказать о языковых барьерах, получении разрешения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов. 
 
Обычно различают миграцию международную (т.е. переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям. 
 
Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее. 
 
^ 2. Миграционные процессы в России. 
 
2.1. Особенности миграционных процессов в России. 
 
Отличительными чертами миграционных процессов в России 2000-х гг. стали доминирование экономической иммиграции, всплеск внешних трудовых миграций, диверсификация ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения иммигрантов, повышение подвижности населения, принадлежащего к титульным национальностям и иным этническим группам государств СНГ, активизация их иммиграции и временной трудовой занятости в России.  
 
Социальные последствия складывающихся взаимоотношений принимающего населения и иноэтничных мигрантов вызывают тревогу. Во-первых, социально-экономическая дискриминация, этносоциальная стратификация и сепарация иноэтничных мигрантов поддерживают и воспроизводят этническую идентичность в ущерб гражданской, становясь серьезным препятствием формирования гражданского общества. 
 
Во-вторых, этносоциальная стратификация и сегментация общества по этническому основанию, практики использования принудительного труда иноэтничных мигрантов, подрывают общественные устои, подвергая эрозии базовые институты, определяющие тип современного общества. 
 
В-третьих, сепарация иноэтничных мигрантов, формирование субкультурных мигрантских анклавов в принимающей среде, в т.ч. территориальных анклавов, становится проблемой, угрожающей социально-экономической и политической стабильности, особенно на локальном уровне. 
 
В-четвертых, существует опасность, что ставшие обыденными дискриминационные практики взаимоотношений принимающего населения с иностранными гражданами начнут распространяться на российских граждан, не принадлежащих к этническому большинству или традиционным для данной местности меньшинствам. 
 
Распространению практик, усугубляющих исключенность иноэтнических мигрантов из социальной жизни, способствует неэффективность институтов миграционной политики, в первую очередь, института регистрации пребывания и института порядка осуществления трудовой деятельности. Существование этих институтов в нынешнем виде способствует распространению неправовых практик, расширяя пропасть между законодательством и правоприменением, подрывая доверие общества к властным институтам.  
 
Большие сомнения вызывает также экономическая и социальная эффективность миграционной политики начала 2000-х гг. Самые серьезные изъяны стратегии ограничения иммиграции и внешних трудовых миграций в том, что не достигая поставленных целей ограничения притока незаконных мигрантов, усугубляя социальные проблемы, она порождает новые вызовы.  
 
Резкое снижение численности трудовых ресурсов, неизбежно ускоряющееся с 2006 года без компенсирующей внешней миграции, создаст серьезные проблемы функционирования институтов армии и правопорядка, здравоохранения, образования, социального обеспечения. 
 
Вероятные непопулярные мобилизационные меры (повышение пенсионного возраста, снижение уровня социального обеспечения, ухудшение качества здравоохранения, повышение срока военной службы и доли призывников, призываемых в армию, сокращение сроков обучения и др.), чреваты обострением социальной напряженности, дестабилизацией социально-политической и социально-экономической обстановки.  
 
Миграционная политика Российской Федерации должна содействовать реализации стратегии политического и социально-экономического развития Российской Федерации, устойчивому социально-экономическому и демографическому развитию России и ее отдельных территорий, обеспечению национальной безопасности страны в соответствии с национальными геополитическими интересами.  
 
Иммиграция может стать важнейшим элементом сдерживания естественной убыли населения Российской Федерации, значимым источником восполнения потерь населения России в трудоспособных возрастах, поддержания потенциала экономического развития, особенно на региональном уровне. 
 
Иммиграция и привлечение временных трудовых мигрантов позволяют нивелировать влияние динамичного ухудшения возрастного состава населения и трудовых ресурсов, последствия которых скажутся, в противном случае, на стабильности систем социального обеспечения, здравоохранения, образования и др.  
 
Без привлечения иммигрантов крайне сложно обеспечить сохранение геополитической стабильности в отдельных регионах России и на постсоветском пространстве, обеспечить национальную безопасность страны. Имеется множество иных социально-экономических, политических аргументов в пользу изменения нынешней миграционной политики, слабо увязанной с современными вызовами и перспективами социально-экономического, демографического и политического развития России.  
 
Большое значение приобретает временной фактор. Относительно динамично развивающаяся экономика России делает ее привлекательным местом заработка и проживания для граждан новых независимых государств: социально-экономическое развитие России диктует устойчивый внутренний спрос на труд мигрантов, инициируемый предпринимателями, иммигранты удовлетворяют спрос на рабочую силу, который структурно обусловлен потребностями постиндустриальной экономики и демографическим развитием России.  
 
Однако деление государств на страны-доноры и страны-реципиенты подвижно: масштабы иммиграции зависят не только от дифференциации экономического развития государств. Появление новых центров притяжения мигрантов, возрастающая конкуренция за труд иммигрантов со стороны развитых стран и отдельных государств постсоветского пространства, настоятельно требуют повышения конкурентоспособности не только российской экономики, но и социальной среды. 
 
Возможности пересмотра стратегии и трансформации миграционной политики связаны с рядом проблем. Во-первых, миграционная политика обладает известной инерционностью, обусловленной особенностями ее формирования, законодательными, организационными рамками, преемственностью, кадровым составом и т.п.  
 
Во-вторых, проблемы внутриполитические: ключевой проблемой миграционной политики становится отсутствие общественного консенсуса относительно целей, задач, приоритетов такой политики в увязке со стратегическими целями и задачами развития России. Однако в обществе отсутствует согласие относительно долгосрочных и среднесрочных целей и приоритетов развития страны, на решение которых и должна быть направлена миграционная политика.  
 
В-третьих, все более значимую роль играют социокультурные факторы, ограничивающие вариацию мер миграционной политики: массовые миграции с полным основанием можно отнести к травматическим социальным изменениям исторического масштаба. Важнейшими из социокультурных факторов миграционной политики становятся: интолерантность принимающего населения; слабые адаптивные возможности части мигрантов, недостаточная включенность иноэтничных мигрантов в повседневный культурный контекст принимающей стороны, отсутствие у них потребности следовать общепринятым образцам и традициям и/или незнание этих образцов и традиций; специфический исторический опыт и традиции межкультурного взаимодействия принимающего населения; особенности общественного сознания.  
 
 
^ 2.2. Факторы, влияющие на миграцию в России. 
 
По данным некоторых экспертов, в России на сегодняшний день насчитывается свыше 4 миллионов мигрантов, что позволяет нашей стране по этому показателю занимать после США второе место в мире. Рост миграционных процессов во всем мире, в том числе и в России, закономерен и объективен. Он обусловлен, прежде всего, экономической составляющей развития разных стран. Страны с более развитой экономикой, культурой, более высоким уровнем жизни населения становятся своего рода «магнитом» для проживающих по соседству наций и народностей, которые, не сумев найти удачного применения своим способностям на родине, легально и нелегально стремятся приобщиться к благам цивилизации. 
 
Миграция может быть как легальной, так и нелегальной, незаконной. Например, многие россияне предпочитают выезжать на постоянное место жительства в ФРГ, Испанию, Канаду, Австралию, США; если выехать и остаться в избранной стране не удается официальными путями, используются различные ухищрения, в том числе и незаконные. 
 
В конце 19 – начале 20 веков в мире постоянно шли захватнические войны за новые территории. Государство считалось тем более цивилизованным, чем больше имело вассалов, колоний. Сейчас ситуация изменилась: такие высокоразвитые страны, как Великобритания и Франция, ранее имевшие в своем подчинении большие колонии, в настоящий период времени все чаще ощущают дискомфорт из-за огромного количества мигрантов в стране, подавляющее большинство которых составляют выходцы из этих колоний. 
 
Аналогичная ситуация отмечается и в России, которая после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик. Обладая суверенитетом, эти бедные, экономически зависимые страны, не в состоянии обеспечить своим гражданам работу, учебу, а подчас и просто изыскать средства для существования. Главная причина миграционных процессов лежит в экономической сфере, так как подавляющее большинство мигрантов на вопрос о цели приезда отвечает «заработать денег, поправить материальное положение, найти хорошо оплачиваемую работу» и т. п.  
 
По данным экспертов, в Москве насчитывается более 1 миллиона мигрантов из 121 страны, преимущественно, из стран ближнего зарубежья.  
 
По сведениям миграционной службы, за последние 10 лет в Саратовскую область на постоянное место жительства прибыло примерно 200 тысяч переселенцев, из числа которых только 57 тысяч смогли приобрести статус гражданина России.  
 
Так как миграционных процессов нельзя избежать, их следует надлежащим путем урегулировать, ввиду того, что существующее законодательство не в полной мере отвечает складывающимся в обществе отношениям. Этот тезис можно подтвердить следующими доводами. 
 
Субъекты Российской Федерации ежегодно, по оценкам экспертов, нуждаются примерно в 1 миллионе рабочих, так как местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, водителями общественного транспорта. 
 
Субъектами федерации официально заказывалось и прибывало в Россию мигрантов: в 2001 году – около 500 тыс. человек, в 2002 году – около 700 тыс. человек, а в 2003 году – только 230 тыс. человек. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени отпасть не могла, поэтому следует сделать вывод о том, что ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигрантов. 
 
Одновременно с увеличением числа нелегальных мигрантов возникло большое количество организаций, которые за 500-700 рублей (если верить множеству объявлений) способны помочь таким лицам оформить официальные регистрационные документы. В это же время регулярные рейды и проверки показали, что только 22% мигрантов-гастарбайтеров имеют миграционные карты и разрешение на работу в России. Этот факт говорит либо о том, что появился новый способ мошенничества, и волна мошенников осваивает новую «золотую жилу», либо о новой коррупционной волне в рядах правоохранительных органов. 
 
Не сумев легализоваться, не сумев заработать законным путем денег, мигранты вынуждены добывать их преступным путем. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем и интенсивностью миграционных процессов и степенью криминальной активности этнических преступных формирований. Отрицательное влияние миграционных процессов усиливается, когда они выступают во взаимодействии с другими негативными социально-экономическими и политическими факторами.  
 
К числу основных факторов, влияющих как на процессы миграции в России, так и на деятельность правоохранительных органов по предупреждению незаконной миграции, на наш взгляд, следует отнести следующие. 
 
1. Ситуация в экономике и промышленном производстве. Затянувшийся процесс разгосударствления предприятий, «заказных банкротств» и приватизации привел к возникновению новых субъектов хозяйствования на базе акционерного и частного капитала, чрезмерной их раздробленности, недобросовестной конкуренции. В результате на сегодняшний день в промышленности возникло большое количество предприятий, которые неспособны решать серьезные производственные задачи. Денежная реформа 1992 года и дефолт 1998 года, кризисная ситуация в банковской сфере, отзыв лицензий у целого ряда банков в 2004 году породили недоверие народа к власти и неуверенность в завтрашнем дне. 
 
2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохохяйственной продукцией привели к созданию огромного числа маломощных фермерских хозяйств, неспособных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов – хлеба, мяса, птицы. Решать вопросы подъема урожайности, производительности труда в сельском хозяйстве сегодня приходится с помощью гастарбайтеров – корейцев, китайцев и рабочих других национальностей. Несмотря на сужение агропромышленного сектора в структуре российской экономики, криминогенная обстановка в нем продолжает оставаться сложной. Здесь выявляется 8% от всех преступлений экономической направленности.  
 
3. Теневизация и криминализация экономики. Теневая экономика в современных условиях составляет до 40-45% к внутреннему валовому продукту. Из них примерно 25% ВВП приходится на так называемую неформальную экономику, т.е. скрываемую, но не запрещенную законом деятельность, а около 20% ВВП приходится на незаконную экономику. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до половины всех частных предприятий и до 60% государственных. Это стало возможным благодаря существующему порядку акционирования промышленных предприятий и включению в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников, контролируемых организованными преступными группировками. В настоящее время действует более 550 тысяч такого рода фирм-посредников, не отчитывающихся перед налоговыми органами, либо представляющих «нулевые» балансы.  
 
4. Снижение уровня правосознания населения. На фоне снижения эффективности деятельности правоохранительных органов в России формировалась и расширялась практика внеправового реагирования физических и юридических лиц на преступность. Проведенные в 2003 году исследования показывают, что доверяют работе сотрудников милиции только 16,7% населения, а не доверяют – 68,5% опрошенных респондентов. 
 
Поэтому обществу предстоит большая работа по борьбе с преступностью, включающая, в том числе, пересмотр немалого числа общественных отношений, сфер деятельности и назначения государственных и общественных институтов, общественного сознания. На сегодняшний день крайне актуально формирование правовой культуры не только основной массы населения, но и государственных, и общественных деятелей. 
 
5. Политическая нестабильность в стране, использование грязных технологий в ходе борьбы за власть, коррумпированность государственных чиновников на всех уровнях власти и управления. В то же время используются и средства шантажа, угрозы, физического устранения неугодных должностных лиц, политиков. Распространено лоббирование конкретных решений, соответствующих криминальным интересам. Отмечается фактическое замещение в регионах, отраслях, различных структурах реального влияния легитимных государственных, иных политических органов и должностных лиц руководящим влияниям лидеров криминальной среды. Политическая сфера жизни общества на сегодняшний день представляет собой поле разнообразной преступной деятельности различных субъектов. 
 
6. Кризис в идеологии. С исчезновением главной цели – построения коммунизма, не произошло ее равноценной замены, а отсутствие национальной идеи, внутреннего стержня, всегда негативно сказывается на всех сферах жизни населения. Появление вместо цели двух глобальных задач, обозначенных как «построение правового государства» и «повышение благосостояния народа», не разрешает проблемы, так как готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.  
 
7. Несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев. Высокий прожиточный минимум наряду с задержками выплаты заработной платы, систематическое повышение цен за коммунальные услуги приводят к обнищанию населения и росту социальной напряженности. 
 
8. Возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Правоохранительные органы должны служить народу, опираясь на закон. Ситуация сегодня складывается таким образом, что эти органы главным образом служат только власти и себе. Об этом говорит целый ряд аргументов – высокий уровень латентной преступности, возрастание количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД, снижение процента раскрываемости зарегистрированных преступлений, недоверие населения ОВД и правоохранительной системе в целом, готовность граждан разрешать конфликты неправовыми методами, без обращения в милицию, прокуратуру, суд и т.д. По данным социологического фонда «Общественное мнение», лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% опрошенных уверены, что сегодняшнее состояние правоохранительных органов представляет для них реальную угрозу. Многие граждане воспринимают правоохранительные органы как некую организацию, работающую исключительно в собственных коммерческих интересах. Только 23% опрошенных сегодня считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных органов. 
 
9. Невиданный размах организованной и транснациональной преступности, позволяющий ей оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни общества. 
 
На фоне относительной стабилизации уровня преступности мигрантов в 1998 и 1999 годах можно было бы говорить о некотором ослаблении влияния на преступность в Российской Федерации миграционных процессов, однако с 2000 году снова начали проявляться негативные тенденции преступности, связанной с миграцией, и ее влияние на криминальную ситуацию в стране усилилось.

 
Сохранялись наметившиеся в последние  годы тенденции вовлечения мигрантов  в экономическую преступность, в  большинстве регионов России наблюдается  рост числа зарегистрированных преступлений, по видам деятельности, требующим  выхода на международный уровень  и сотрудничества преступных объединений различных стран. Это – наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления в экономике и кредитно-финансовой сфере и другие.  
 
Отличительной чертой современной российской организованной преступности являются ее этносоциальные особенности. Не менее половины выявленных организованных преступных групп имеют в качестве лидеров или активных участников представителей закавказских государств и северокавказских республик РФ. 
 
Рост распространенности и активная деятельность на территории Российской Федерации организованных этнических преступных формирований, стали неотъемлемым элементом современной российской организованной преступности. Организованные преступные группы, объединенные по этническому признаку, действуют в настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации. Этнические формирования создают неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, в основном, ведут противоправную деятельность, в первую очередь в отношении своих соотечественников, часть которых пребывает в России незаконно. 
 
Указанные факторы и обстоятельства оказывают весьма значительное влияние на миграционные процессы в Российской Федерации и, безусловно, подлежат всестороннему учету при разработке мероприятий по оказанию воздействия на незаконную миграцию и предупреждение преступности мигрантов. 
 
^ 3. Проблемы миграции в России. 
 
3.1. Этнические проблемы и миграция. 
 
Миграция является неотъемлемой компонентой глобализации, прямым следствием масштабных перемещений мигрантов становится все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие общества. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов является возникающее напряжение между местным населением и мигрантами.  
 
Миграционная и этническая (национальная) политика рассматриваются властями, СМИ и общественностью в неразрывной связи. Особенностью российского дискурса является преувеличенное значение этничности: многие социальные, политические, экономические проблемы сводятся к поиску причин, лежащих в сфере этничности и межнациональных отношений, этническая принадлежность выступает ключевым маркером отношений «свой-чужой».  
 
Миграционная и национальная политика претерпели существенные коррективы в минувшем году, многие из которых не могут быть адекватно оценены вне социально-политического контекста, общественной реакции на ключевые события, оказавших существенное воздействие на формирование общественного мнения.  
 
Динамичное - на фоне других государств СНГ – экономическое развитие России, относительно высокие заработки стимулируют приток временных трудовых мигрантов, численность которых с каждым годом возрастает. По оценкам, в России ежегодно работают до 4,5-5 млн. трудовых мигрантов из многих государств, из них около половины фактически постоянно проживают на территории России. Подавляющее большинство трудовых мигрантов – граждане государств СНГ, особо значительно представлены граждане Украины, Азербайджана. Вопреки расхожим представлениям, численность граждан Китая, постоянно присутствующих на территории России (включая имеющих на то законные основания), не превышает 400 тысяч человек. 
 
Иноэтничные трудовые мигранты, в отличие от иммигрантов не настроенные на адаптацию к местным реалиям и зачастую игнорирующие традиции и культуру принимающего населения, вызывают у населения наибольшее отторжение. Наблюдается дальнейший рост ксенофобий. Ксенофобские настроения разделяет большинство населения России. Это же большинство склонно поддержать целиком или с оговоркой лозунг «Россия для русских!»; отрицательное отношение к нему преобладает только среди этнических нерусских.  
 
Рост ксенофобий фиксируется повсеместно, во всех регионах России. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и апелляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования «иных».  
 
Крайне негативно отношение населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам.  
 
Особо настораживает, что наиболее подвержена этнофобиям молодежь, демонстрирующая сегодня более высокий уровень интолерантности, чем все население. По данным опроса, 67% респондентов в возрасте до 19 лет относились к цыганам с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом, к чеченцам – 64 %, к азербайджанцам - 49 % - к евреям – 19,5 %. 
 
Вирусу этнофобий сегодня более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. В массовом сознании молодых москвичей ксенофобия представляется воплощением патриотизма. 
 
Преувеличенное значение этничности, «этнизация» социальных контактов в первую очередь затрагивает мигрантов. Антимигрантские настроения, базируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами (трудящиеся-мигранты), переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России (мигранты) или из-за ее пределов (иммигранты). 
 
И власти, и политики, и СМИ делают акцент преимущественно на негативных последствиях притока мигрантов и формирования «новых диаспор». И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики – во благо общества и его лично.  
 
Образ иммигранта, создаваемый в прессе независимо от позиции на шкале оценок, неизбежно содержит коннотации «иного», которые легко при необходимости трансформируются в «чужого». 
 
Таким образом, миграция порождает собой этнические проблемы, этнофобии, особенно среди молодых людей. Помочь справиться с этими последствиями миграции должна правильная миграционная политика, направленная на смягчение нравов людей. 
 
 
^ 3.2. Проблема нелегальной миграции. 
 
Нелегальная миграция – это въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. В настоящее время нелегальная (незаконная) миграция в Россию в основном трудовая - и осуществляется по экономическим причинам. Основные потоки нелегальных мигрантов направляются из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан). Мигрантов из стран дальнего зарубежья не более 15-20%. Это, по большей части, тоже трудовые мигранты, но среди них больше транзитников. Самую большую часть мигрантов из дальнего зарубежья составляют граждане Китая. Корейцы, вьетнамцы, афганцы представлены меньше. Из других государств нелегальные миграционные потоки пока достаточно слабы. 
 
Потенциал адаптации у мигрантов достаточно высок. Об этом можно судить по их хорошему владению русским языком, знанию культуры и традиций России - в центральной части России такое знание культуры и языка среди мигрантов в целом выше. Если брать за критерий успешной адаптации уровень общения в свободное время с местным населением, можно сказать, что лучше всего интегрируются в российское общество мигранты в центральных городах России.  
 
В потоках нелегальных мигрантов в регионы России в последнее время нарастает число выходцев из Кавказского региона, которые заинтересованы в оседании в Российской Федерации. 
 
Среди этнических групп нелегальных мигрантов хуже всех интегрируются в российское общество выходцы из Китая. Они представляют собой замкнутые, иерархически организованные сообщества, не ассимилируются с местным населением, и хотя их число пока незначительно, представляют собой группу, обладающую самым большим миграционным потенциалом. Ареал их миграций - Дальневосточный регион. В регионах центральной России их число незначительно. 
 
Среди трудовых нелегальных мигрантов большинство - мужчины трудоспособного возраста. Наиболее образованны в этом потоке - русскоязычные мигранты из бывших союзных республик, мигранты из кавказского региона - менее образованны и квалифицированны, но обладают высоким потенциалом к адаптации. Еще ниже по квалификации и образованию - мигранты из Центральной Азии (не русскоязычные) и из Китая.  
 
Как показало исследование, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и всегда неофициально - с 29%. 
 
На решение о миграции в Россию достаточно сильное влияние оказывают успешные примеры выезда в РФ родственников или знакомых мигрантов. При этом агентства по трудоустройству, службы занятости и средства массовой информации крайне неэффективно снабжают потенциальных мигрантов объективной информацией о перспективах работы, условиях жизни в России. Такая информация до сих пор распространяется «сетевым» способом - от человека к человеку. Затрудненный доступ к информации препятствует развитию трудового обмена между Россией и другими странами, негативно сказывается на эффективности использования трудового потенциала мигрантов, готовых работать в России. 
 
С процедурой получения регистрации по месту жительства хорошо знакомы в целом около трети мигрантов, В целом по выборке совершенно незнакомых с этой процедурой - около 20%. Что же касается наличия такой регистрации, то ее имеет в среднем половина мигрантов. С необходимостью такой процедуры согласны 74% всех опрошенных мигрантов, но с приемлемостью ее правил - около 56%. Гораздо хуже обстоят дела с процедурой получения разрешения на работу. Совершенно не знакомы с ней 44% мигрантов, а знают хорошо только 19%. С приемлемостью правил получения разрешения на работу согласны в среднем 18%. 
 
Опрос показал, что жить длительное время в России (более года), а потом вернуться в страну исхода хотят 36% нелегалов, вернуться домой через несколько месяцев (до года) - 13%; на оседание ориентированы 28% (хотят остаться навсегда, получить российское гражданство); иметь постоянный вид на жительство (но не гражданство) - 8%. Транзитников среди нелегальных мигрантов - только около 7%. 
 
Согласно самооценке мигрантов, в результате миграции происходит смещение уровня благосостояния мигрантов из низших и высших по уровням дохода группам - в средние.  
 
В среднем нелегалы работают 6 дней в неделю. В среднем по выборке среднемесячный заработок мигрантов в стране выезда составлял 112 долларов США, а в России эта средняя величина достигла 196 долларов, т.е. заработки возросли примерно в два раза. 
 
Соответствие работы основной специальности одинаково редко встречается у всех мигрантов. Более половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала. 
 
Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей. 
 
Трудовая миграция, позволяя мигрантам из стран ближнего зарубежья (а именно эта миграция составляет большую часть в нелегальных миграционных потоках) поддерживать себя и свои семьи в финансовом плане, гасит социальную напряженность в сопредельных с Россией государствах и играет связующую, интегрирующую роль между Россией и странами исхода мигрантов. 
 
Следует говорить о вовлеченности нелегальных мигрантов в теневую экономику, а не в криминальную среду России. Ситуация с неуплатой налогов нелегалами совпадает с ситуацией уклонения от налогов легально работающих граждан России. По большей части проблема легальной трудовой деятельности иностранцев в России создается расхождением российского трудового законодательства с практикой его исполнения, когда процедура легального привлечения иностранцев крайне затруднена бюрократическими проволочками.  
 
Нелегальный труд иностранцев в России создает питательную среду для развития теневой экономики, коррупции. Но проблема может быть решена при активных действиях российских властей по легализации труда иностранцев. Со стороны нелегальных мигрантов, как показывают результаты исследования, есть большое желание работать именно на легальной основе. 
 
Один из экономических аспектов нелегальной миграции всегда вызывает оживленные дискуссии - это вывоз мигрантами валюты из России.  
 
По данным, полученным в ходе исследования, деньги на родину пересылают до 35% всех мигрантов. В среднем мигранты пересылают на родину около 109 долларов ежемесячно. Если принять за общую численность нелегальных мигрантов экспертную оценку в 5 миллионов человек, приводимую Ж.А. Зайончковской, Г.С. Витковской, то, рассчитывая сумму ежегодного вывоза валюты мигрантами из России ("миградоллары"), мы получим следующий результат:  
 
5 миллионов человек * 0,35 * 109 долларов * 12 месяцев = 2289 миллионов долларов 
 
Даже если предположить, что деньги пересылает каждый мигрант, а не 35% то:  
 
5 миллионов человек * 109 долларов *12 месяцев = 6540 долларов.  
 
Т.е. можно говорить о том, что из России ежегодно мигрантами вывозится от 2,3 млрд. долларов до 6,54 млрд. долларов, но речь не идет о десятках миллиардах долларов. Необходимо учесть, что эта цифра охватывает вывоз валюты только теми мигрантами, которые работают в России по найму, или как индивидуальные мелкие предприниматели. Эти капиталы заработаны трудом, не соответствующим по своим условиям никаким трудовым нормам, осуществляемым в немалой степени в тех сферах, где коренные жители работать не хотят и к тому же, нередко оплачиваемым по заниженным ставкам (как явно, так и скрыто - через увеличение продолжительности рабочего дня, невыплату социальных компенсаций за тяжелые условия и прочее). 
 
 
^ 3.3. Проблемы миграционной политики в России. 
 
Многие нюансы российских дискурсов, общественных настроений по отношению к мигрантам, не могут быть поняты без учета слабости институтов гражданского общества, неразвитости гражданского самосознания и отсутствия традиций гражданского контроля в России.  
 
Слабость институтов гражданского общества в России, отсутствие традиций гражданского контроля, прямо сказываются на непрозрачности разработки миграционной политики, ее имплементации. С отсутствием традиций гражданского контроля связано и безразличие к оценке эффективности миграционной политики.  
 
Незаполненное пространство между публичной сферой политики и частной жизнью семьи, которое обычно заполняют добровольные объединения (так называемая социологами «социологическая пустота») способствует гражданскому невниманию к сложившимся дискриминационным социальным практикам, проблемам обеспечения социальных, экономических, отчасти и культурных прав мигрантов. Немалую роль играет также эрозия норм социальных коммуникаций и социальных ценностей советского периода, не компенсируемая иными нормами и ценностями. 
 
Представления властей и населения о миграционных процессах и возможностях их регулирования во многом базируются на опыте советского периода. Закрытость советского общества, отсутствие укоренившихся традиций иммиграции в России последних полутора столетий, сказываются сегодня на отношении к мигрантам со стороны принимающего населения, самой тональности российских дискурсов о миграционной политике, в которых преобладают алармистские настроения.  
 
Советским опытом навеяны и устоявшиеся представления о действенности административных мер, механизмов и инструментов, работавших в другое время, и постсоветский синдром доминирования политических и административных соображений над экономическими, предпочтение, отдаваемое решению конъюнктурных задач в ущерб долгосрочным.  
 
Среди специалистов и практиков распространены представления о жесткой экономической детерминированности миграционных процессов, о мотивации к миграции с позиций рационального выбора индивидуума. Недооценка социальных факторов принятия решения об эмиграции, новых условий развития экономики России, формирующей устойчивый спрос на иммигрантский труд, сочетается с преувеличением возможностей регулирования миграционных потоков. 
 
Независимо от избранного курса иммиграционной политики, центральным ее моментом становится политика адаптации и интеграции мигрантов. Отсутствие интеграционной политики, усугубляемое непониманием и противодействием принимающего населения интеграции мигрантов, играют важнейшую роль в неэффективности миграционной политики. Без ясной и понятной политики интеграции, приемлемой и для принимающего населения, и для иммигрантов, не удастся снять напряжение в обществе.  
 
Конструирование эффективной политики интеграции, являющейся ключевым и, одновременно, наиболее уязвимым звеном политики в отношении иммигрантов, становится социально значимой проблемой, выходящей за рамки собственно иммиграционной политики. Потребуются не только определенные материальные и финансовые издержки для реализации комплекса мер по социальной адаптации иммигрантов и членов их семей (в первую очередь, в сфере языка, образования), но и повышение действенности борьбы с дискриминацией, что становится важным условием социальной адаптации мигрантов, перевода части социокультурных различий между мигрантами и принимающим населением из разряда «значимых» в «незначимые», повышения социальной мобильности иноэтничных мигрантов. 
 
При артикуляции целей, задач и приоритетов политики интеграции, разработке ее инструментов и механизмов, придется учитывать различия в стратегиях адаптации представителей разных этнических групп мигрантов к принимающему сообществу, их возможности к интеграции (интеграционный потенциал). При разработке механизмов интеграции следует учитывать и все возрастающую социокультурную дистанцию между гражданами государств СНГ, обусловленную увеличивающимся разрывом в функционировании национальных социальных и политических институтов, дифференциацией социальных практик, сужением возможностей межгосударственных социокультурных коммуникаций. Различия в стандартах социального поведения, нормах и ценностях будут возрастать с каждой новой генерацией иммигрантов, прибывающих в Россию. 
 
При формировании и реализации миграционной политики крайне важен социокультурный и политический контекст, т.к. миграционная политика имеет специфику, отличающую ее от политики в других социальных сферах. Напрямую не затрагивающая непосредственных интересов граждан, миграционная политика имеет тенденцию быть подверженной политической конъюнктуре, игнорирующей среднесрочные и долгосрочные вызовы и угрозы социально-политической стабильности. 
 
Для того чтобы оградить политику в области миграции от популистских политических требований, необходимы общественные дебаты, социальный диалог, координация интересов и усилий всех секторов общества, способные привести к социальному консенсусу относительно целей, задач и приоритетов миграционной политики. 
 
В то же время стоящие перед страной вызовы слишком серьезны, чтобы оттягивать непопулярные решения. Выбор стратегий достаточно ограничен: социальная стабильность в краткосрочной перспективе, при возрастающих угрозах социально-экономического, политического и демографического развития на перспективу, либо попытка найти адекватные ответы перспективным вызовам, сопровождающихся ростом социальной напряженности.  
 
Государственные интересы, не позволяющие не учитывать данное обстоятельство, диктуют необходимость проведения сбалансированной миграционной политики, которая, не игнорируя текущие проблемы социального самочувствия россиян, была бы нацелена на решение стратегических задач России.  
 
Заключение. 
 
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы: 
 
1) миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. Миграция как социальный процесс характеризуется следующими чертами: а) единичные действия людей по смене места жительства не могут называться миграционным процессом; б) причинно-следственная взаимозависимость миграционных процессов; в) миграционные процессы порождаются, прежде всего, социальными проблемами общества и направлены на их снятие; г) миграция относится к классу спонтанных социальных процессов, возникающих под воздействием различных факторов и осуществляющихся как общественная инициатива. Специфика миграционного процесса состоит и в том, что он включает в себя три фазы: формирование факторов мобильности; собственно процесс перемещения мигрантов; их адаптация на новом месте жительства. 
 
2) Отличительные черты миграционных процессов в России 2000-х гг.: доминирование экономической иммиграции, всплеск внешних трудовых миграций, диверсификация ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения иммигрантов, повышение подвижности населения, принадлежащего к титульным национальностям и иным этническим группам государств СНГ, активизация их иммиграции и временной трудовой занятости в России. 
 
3) Факторы, влияющие на миграцию в России: ситуация в экономике и промышленном производстве; теневизация и криминализация экономики; снижение уровня правосознания населения; политическая нестабильность в стране, использование грязных технологий в ходе борьбы за власть, коррумпированность государственных чиновников на всех уровнях власти и управления; кризис в идеологии; несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев; возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой; невиданный размах организованной и транснациональной преступности, позволяющий ей оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни общества. 
 
4) социальные последствия миграции: этническая идентичность в ущерб гражданской, которая становится серьезным препятствием формирования гражданского общества; подрыв общественных устоев, эрозия базовых институтов, определяющих тип современного общества; сепарация иноэтничных мигрантов, формирование субкультурных мигрантских анклавов в принимающей среде, в т.ч. территориальных анклавов, становится проблемой, угрожающей социально-экономической и политической стабильности, особенно на локальном уровне; существование опасности, что ставшие обыденными дискриминационные практики взаимоотношений принимающего населения с иностранными гражданами начнут распространяться на российских граждан, не принадлежащих к этническому большинству или традиционным для данной местности меньшинствам.


Информация о работе Проблема миграции в России