Проблема молодежной музыкальной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет.
Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

Файлы: 1 файл

Социология!Субкультуры_ispr.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

Социологическое исследование по предмету:

Социология

На  тему:

Проблема молодежной музыкальной субкультуры (если вы про музыкальные субкультуры, тогда тему так и пропишите)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

I Раздел:

Субкультура - свод накопленных ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Субкультура - часть общественной культуры.

Молодёжь - поколение людей, проходящих  стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет.

Молодежная  субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

Расскажем поподробнее  о каждой составляющей субкультуры:

Знание (картина мира в узком смысле)- под этим понятием имеется ввидувся совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве.

Ценности – один из компонентов социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый.

Стиль и образ жизни - эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Субкультура может  отличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой. Основой  субкультуры могут быть стиль  музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.

В рамках молодежной субкультуры  принято выделять три направления:

1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры.

2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло.

3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях.

Музыкальные субкультуры – субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки

Готы -субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к готической музыке.

Металлисты- это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в России в 1980-х годах.

Панки - молодёжная субкультура придерживается различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Для панков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя".

Рокеры - носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом.

Эмо - молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Выражение эмоций - главное правило для тех, кто относит себя к субкультуре эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение.

Рэп- ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп.

 

  • Молодежная субкультура- достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Степень разработанности: вопросы субкультурного развития в последнее время исследуются многими отечественными психологами и социологами. Среди отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина. Многие исследователи этого вопроса описали в своих работах символику и выразительное поведение той или иной субкультуры. Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения.

Отвечая на вопрос «Перечислите представителей, каких молодежных субкультур вы встречали?»

Результаты были следующие:какое исследование?источник?

Что большинство музыкальных субкультур, а именно 62,87% , т.е. мода и музыкальные пристрастия, наиболее важные признаки в молодежной среде

Чуть меньше трети  субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов (20,92%)

И незначительные меньшинства  ответили следующим образом:

субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые – 7,78%

Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения  различными видами спорта – 6,24%

Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной  направленности и деликвентного / криминального  поведения – 2,19%(Таблица №1)

 Следующим вопросом  к респондентам был «Представители, каких музыкальных субкультур вы встречали?»

Большая часть ответила, что это панки (25, 13%), чуть меньше, ответили, что это эмо (22,32%), далее ответили, что это Рэперы и готы (19,06% и 12,94%) и незначительное меньшинство  4,1 %, что это хиппи, металлисты, неформалы, другие. ( Таблица №2)

Мотивы, по которым молодые  люди становятся участниками определённой субкультуры, значительное большинство, а именно 42,63% - Интерес,

34,71% - Попытка победить внутреннее одиночество, желание найти друзей и единомышленников и очень редко отвечали, что это потребность в защите и независимости 4,29% (Таблица №3)

Основные источники информации о субкультурах - телевидение – 35,20% и по рассказам друзей – 23,70%;то, что они сами являются частью молодежных субкультур ответили (10,52%), и лишь (0,84%) оставили этот вопрос без ответа. ( Таблица № 4)

 

Таблица №1

Перечислите представителей, каких молодежных субкультур вы встречали?

Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных  пристрастий, соответствующей моды

62,87%

Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые

7,78%

Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов

20,92%

Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта

6,24%

Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной  направленности и деликвентного / криминального  поведения

2,19%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

Представители, каких музыкальных субкультур вы встречали?

“Панки”

25,13%

“Эмо”

22,32%

“Рэперы”

19,06%

“Готы”

12,94%

“Хиппи”

6,64%

“Металлисты”

5,5%

“Другие”

1,43%




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3

 

Мотивы, по которым  молодые люди становятся участниками  определённой субкультуры

Интересы

42,63%

Попытка победить внутреннее одиночество, желание найти  друзей и единомышленников

34,71%

Потребность в  эмоционально насыщенном общении

12,48%

Конфликты на учёбе  и дома

5,89%

Потребность в  защите и независимости

4,29%




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №4

Респондентам задавали вопрос: «Что является основным источником информации о субкультурах?»Результаты получились следующие:

- Телевидение – 35,20%- Рассказы  друзей – 23,70%- Наблюдаете со  стороны, являетесь очевидцем  – 14,59%- Сами активно участвуете  в жизни какой-либо из субкультур – 10,52%- Газеты, журналы, радио – 10,52%- Интернет – 4,63%- Нет ответа – 0,84%

 

 

 

В статье «Рок-субкультура  в современном социокультурном  пространстве» Магранов А.С., студент  факультета социологии и политологии (специальность социология); Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону , обсуждается проблема возникновения и развития рок-культуры и её влияние на молодежь: Появление новой звуковой ауры рока способствовало созданию особого вида общения молодёжи. Данное общение противопоставлено общепринятой коммуникации.   В нём отсутствует иерархичность, так как рок, объединяя и созидателей и поклонников, выражает дух групповой солидарности. Через обмен эмоциональными реакциями, вызванными рок-музыкой, легче концентрируются общие идеи, декларируются ценности, утверждается тот или иной тип поведения – складывается характерный культурный стиль. Автор статьи анализирует события, связанные с появлением этой субкультуры, её развитие и изменения: Безусловно,  развитие  рока  тесно связано с техническим,  экономическим, политическим  и социальным  развитием человечества.  Развитие  рока  идет,  так же, благодаря меняющимся  общественным  ценностям,  морали  и нравам.  Рок-музыка является следствием глубинных событий, происходивших в XX веке, и социальных, и политических.

 

 

 

В статье «Общество, культура, нравственность: концепты XXI века Молодежные субкультуры: вчера  и сегодня Брешин А.А., аспирант; Российский государственный социальный университет, Москва» автор утверждает, что проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная  проблема.  И именно  к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контркультуры как таковой. Из проведенных исследований выяснили: В  начале XXI  века  ситуация  несколько  изменилась.  Одним  из ярчайших  примеров  движения PUBLIC ART – «Искусство  ведения  войны  в городских  условиях».  Это  своеобразная «игра»,  отданная  в «открытый  доступ»,  и ставшая популярной за счет отсутствия авторства как такового, неограниченного числа участников и предельно простых правил. Следовательно, из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что появление  новых субкультурных  образований  в  нашей стране  обуславливается не стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться  от  действительности,  но  стремлением позиционировать себя (молодежь) как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержания благоприятного климата в обществе.

 

II Раздел:

  1. Описание проблемной ситуации:

Итак, тема субкультур –  это одна из интереснейших тем. Она  обширна и многогранна. Она жизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры  не стоят на месте, они развиваются и изменяются. Они все шире охватывают человечество.

Актуальность этой темы обусловлена появлением в последнее  время большого количества разнообразных  субкультур и ростом интереса исследователей и общества к этому феномену. Просто интерес – это не есть проблема, нужно сказать, почему именно изучение этой ьемы важно для общества, какие последсвия существования субкультур для общества могут быть и т.д.

Многообразие  субкультур было подтверждено на примерах, включивших в себя лишь малую долю существующих субкультур.

Объект исследования - являются респонденты, возраст которых  от 15 до 25 лет.

Предмет исследования - являются музыкальные молодежные субкультуры России.

Эта работа, опираясь на опыт проведенных исследований, ставит перед собой цель:

  1. Изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнюю атрибутику.
  2. Выяснить отношение общества к представителям молодежных субкультур.
  3. Исследовать причины вступления молодых людей в молодежные неформальные объединения.
  4. Определить отличаются ли молодые люди, причисляющие себя к молодежным субкультурам, по степени выраженности и видам агрессии.
  5. Определить отличается ли самооценка подростков, причисляющих себя к молодежным субкультурам, от самооценки их сверстников, не причисляющих себя ни к какой субкультуре.

Информация о работе Проблема молодежной музыкальной субкультуры