Проблема наркомании среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Наркомания сегодня рассматривается как социальная патология, принадлежащая к глобальным проблемам современности. Социологическое изучение наркомании позволяет раскрыть латентные социальные механизмы, лежащие в её основании. Социологический подход к исследованию наркомании позволяет:

Файлы: 1 файл

наркота.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

ВЕДЕНИЕ

     Наркомания  сегодня рассматривается как  социальная патология, принадлежащая  к глобальным проблемам современности. Социологическое изучение наркомании позволяет раскрыть латентные социальные механизмы, лежащие в её основании. Социологический подход к исследованию наркомании позволяет:

- выявить  социокультурный механизм приобщения человека к наркотикам; 
- определить социокультурные факторы, способствующие и препятствующие возникновению и развитию наркотической зависимости; 
- выявить основные тенденции развития наркомании как особой,  главным образом молодёжной, субкультуры; 
- выяснить отношении групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, а в особенности - к проблеме потребления наркотиков ; 
- проанализировать мотивы потребления   наркотиков  среди   молодежных групп населения.

     Основная цель – исследовать причины возникновения наркомании среди молодых людей.

     Основной задачей моего исследования является выявление проблем потребления наркотиков в молодежной среде. Практически важным, на мой взгляд, является вопрос выявления первопричин употребления наркотиков среди молодёжи. Мероприятия по преодолению наркомании должны строиться в виде концепции, строящейся на социальной и психологической адаптации к реалиям жизни. Что должно включать научный и социологический анализ групп риска, склонности к аддиктивному поведению. Определяющий необходимость образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно - организационных усилий по отношению к молодежи. Обеспечению её адекватной самооценкой и способам самореализации, подбора оптимальных психологических вариантов социальной адаптации, способствующих максимально возможной реализации потенциала личности на благо общества. 
 
 
 
 
 

     Глава 1.

     Распространение токсикомании и наркомании в России за последние десять лет приняло катастрофические размеры. На состоявшейся недавно коллегии ФСКН России были приведены последние статистические данные о распространенности наркомании в России. Ежегодно в России умирают около 30.000 человек вследствие приема наркотических средств. Каждый год в стране выявляются 80.000 новых наркозависимых. Общее количество наркоманов от 2.000.000 до 2.500.000 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Из них более 140 тысяч детей-подростков.

     Но  особую озабоченность вызывает употребление наркотиков молодежью, что становится одной из наиболее острых социальных проблем современного российского  общества.

     Между тем, несмотря на огромные масштабы этого  явления, отечественная образовательная  система все еще демонстрирует  откровенную неспособность к  системной и комплексной профилактической работе. В  учебных заведениях учебно-воспитательный процесс ориентирован, прежде всего, на передачу учащимся теоретических знаний, формирование умений и навыков, связанных с определенным кругом учебных дисциплин. Что же касается проблем самопознания и самовоспитания, то они пока плохо осознаются участниками педагогического процесса, а попытки их разрешить носят, как правило, стихийный и бессистемный характер. Так что воспитание потребности в здоровом образе жизни больше декларируется, чем реализуется. 

     Причины наркомании, на мой взгляд, следующие: недооценка и замалчивание социальной опасности наркомании и токсикомании; плохо поставленная антинаркотическая пропаганда; отсутствие должного контроля за посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений; несовершенство охраны и режима отпуска наркотических средств в аптеках, лечебных учреждениях и т.д.; недостатки в профилактической работе правоохранительных органов; несвоевременное раскрытие преступлений и изобличение всех виновных лиц; безынициативность и разрозненность действий местных правоохранительных органов, общественных организаций и медицинских учреждений, которые в течение многих лет не контролировали ситуацию, а порой просто игнорировали выполнение принятых постановлений по данному вопросу; распространенность пьянства; повсеместная продажа спиртных напитков; бездуховность и низкий уровень культуры части граждан и др.

     Что же подталкивает молодых  людей к тому, чтобы  начать принимать  наркотики? А причин порой бывает не так уж и мало. Молодые люди начинают употреблять наркотики часто из-за глубоких личных внутренних проблем: девушка отвернулась, кроссовки старые, неприятный разговор с родителями (для подростка это все серьезные проблемы). И в такой момент найдется «доброжелатель», который «поможет» справиться с тяжелыми чувствами и мыслями — просто и легко — с помощью наркотика уйти от решения проблемы. 

     Некоторые начинают из любопытства: «Что же это  такое, если о нем так много  говорят и пишут?» Конечно, любопытство  — это хорошая черта, и то, что молодые люди хотят знать всё — это прекрасно. Но тем и опасно оно, что трудно управляемо. Многие молодые люди начинают потреблять наркотики не потому, что это нужно для организма, а потому, что есть мода на них. «Все, что модно — нам нужно». Это псевдоценность, и в ней нет позитивного переживания, а о последствиях они задумываться не хотят.

     А иногда, чтобы просто поднять настроение; получить новые, необычные ощущения; вести себя раскованнее или чтобы  не отстать от других и быть «как все». Все радуются, бесятся, смеются: «Смотри, как нам весело, присоединяйся  и погружайся в наш мир. Ты не с  нами, значит против нас, но тогда мы на тебя обидимся». И неважно, что  выйти из «этого» мира не получится  никогда. Но ради псевдодружбы, псевдосолидарности, псевдорадости человек следует за «друзьями», не понимая истинного значения группового давления, не в состоянии противостоять им или отказать.

     Часто это протест против образа жизни, против существующих отношений (в частности  в семье — между родителями и близкими людьми). Если взрослые не дают возможности быть самим собой, значит, ему с ними неуютно и некомфортно. И он обязательно будет искать в другом месте возможности чувствовать себя человеком и личностью. Где он найдет желаемое — непредсказуемо. Плохое поведение — это ответная реакция человека на неправильные действия родителей, педагогов и близких.

     А желание казаться взрослее?! Желание  самоутвердиться и быть принятым в кругу общения (пусть даже такой  ценой)?! Или просто потому, что их легко достать, а так как они  существуют и рядом, так почему бы их и не попробовать? Тем более, что  приобрести наркотики сейчас в нашей  стране не так уж и трудно. Их пытаются распространять даже в школах. И  первый раз их предлагают, как правило, бесплатно, а затем могут насильственно  вовлекать и даже шантажировать.

     Каждый  родитель должен сделать  все, чтобы предупредить беду или остановить её на начальном этапеЕсли этот момент упустить, то может случиться так, что уже ни кто: ни сами, ни кто-то другой не сможет помочь подростку. Мы всегда должны помнить, что наша поддержка, наше понимание, наша помощь необходимы для подростка. Каждый может попасть в трудные ситуации или в ситуации искушения наркотиками (от этой беды не застрахован никто), неважно, откуда они — из богатой семьи, или из бедной, и где учатся.

     Дополнительной  причиной наркомании является отсутствие разумных развлечений, которые иногда заменяются "нездоровой" литературой, телепередачами, специфическими кинофильмами, в которых смакуются переживания  наркоманов, их жизнь и приключения. Здесь уместно вспомнить английского  писателя Томаса Де Квинси, который  своей книгой "Исповедь английского  опиофага" дал толчок развитию опиумной наркомании в Западной Европе, став, можно сказать, «отцом» европейских  наркоманов.

     Широко  распространенной ошибкой является уверенность в том, что только материально обеспеченные и неустойчивые молодые люди могут стать наркоманами. Практика показывает, что наиболее способными к осмысленной организации  свободного времени выявляются те молодые люди, чьи родители находятся на верхних ступенях социальной лестницы, поскольку у них увеличивается время обучения и подготовки к жизни. Неспособны и не приучены к серьезному анализу ситуации, начинают не только перенимать конкретные недостатки, но, и отвергают прогрессивные идеи, здоровый образ жизни, культуру, правила поведения и т.п.

     В последние годы получены данные о  некоторой роли патологической наследственности наркомании. Во время обследования наркоманов часто проявляют наследственную отягощенность, от которой частично и зависит риск возникновения  наркотической страсти, хоть это  и не обязательно. Это, прежде всего  конституциальная предрасположенность, врожденные признаки, определяющие характер и личностные особенности будущего наркомана. На таком фоне и развивается  впоследствии наркомания. Этот фон  влияет не только на причины, определяющие первое употребление наркотика. Но это  не значит, что тот или иной человек  обречен наркоманией с рождения. Наркоманами не рождаются. Наследственный фактор представляет собой лишь почву  для развития пристрастия к наркотикам и формирование наркомании.

     Надо сказать, что педагогически грамотная  работа с родителями уже может  стать профилактической мерой, позволяющей  снизить уровень наркотизации учащихся.

     Злоупотребление наркотическими веществами необходимо обязательно распознавать, потому что молодые люди, употребляющие наркотики, часто уверены в возможности скрыть эту пагубную привычку. Именно такая возможность нередко является одним из основных аргументов, с помощью которого распространители наркотиков приобщают к наркомании молодых людей. По их словам "преимущество" употребления наркотиков, по сравнению с алкоголем, например, состоит в том, что они "не пахнут", и, если молодой человек попробует наркотическое вещество, никто об этом не узнает. 

     Необходимость проверки на наркотики в учебном  заведении можно установить путем  предварительного анонимного анкетирования, на основе рассказов учащихся об использовании  наркотиков, сообщений учителей и преподавателей об употреблении наркотических средств, сообщений об использовании наркотиков от родителей, общественных организаций, при обнаружении в туалетах сопутствующих наркотических принадлежностей и т. п.

     Впрочем, проверка на наркотики в учебных заведениях, как представляется, должна рассматриваться только как один из компонентов более широкой программы педагогической профилактики употребления психоактивных веществ. Для эффективной борьбы с наркоманией необходима комплексная работа, охватывающая все уровни педагогического процесса: от теоретических разработок новейших методик до их внедрения практическими специалистами, в том числе социальными педагогами, медицинскими работниками, юристами.

Глава 2.

     Первым методов моего исследования – анкетирование.  Для проведения анкетирования я взяла возрастную группу от 17-25 лет, так как считаю, что именно в этом возрасте полностью формируется личность со своими интересами, привычками и пристрастиями.   Мною было опрошено 100 человек, и данную анкету я размещала в социальных сетях и лично проводила опрос в городе Саратов среди молодежи.

АНКЕТА

  1. Ваш пол:

    А) мужской

    Б) женский

  1. Сколько Вам лет:

    А) менее 17

    Б) от 17 до 21

    В) от 21 до 25

  1. В какой семье Вы живете:

    А) обеспеченной

    Б) среднего достатка

    В) малообеспеченной

    Г) многодетной

    Д) неблагополучной

    Е) неполной (нет отца, матери)

  1. Какие у Вас отношения с родителями:

    А) доверительные

    Б) не доверительные

  1. Охотно ли вы посещаете школу или иное учебное заведение:

    А) да

    Б) нет

    В) вообще не посещаю

  1. Чем Вы занимаетесь в свободное время:

    А) читаю

    Б) занимаюсь  спортом

    В) общаюсь  в социальных сетях

    Г) слушаю музыку

Информация о работе Проблема наркомании среди молодежи