Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:40, статья
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимание любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства».
Проблема несовершеннолетних преступников в современном мире.
Минимальные стандартные правила
ООН, касающиеся отправления правосудия
в отношении несовершеннолетних
было эффективным, необходимы усилия всего
общества в целом в целях обеспечения
гармоничного развития подростков при
уважении к их личности и поощрении
ее развития с раннего детства. При
осуществлении настоящих
Эти предписания Казахстан, как член ООН, неукоснительно соблюдает. Именно по этой причине осуществляемые в стране кардинальные изменения в социальной, социально-экономической, политической, правовой и воспитательной сферах казахстанского государства позволили оказать существенное положительное влияние на динамику преступности несовершеннолетних, на ее качественные и количественные характеристики.
Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев в числе основных приоритетных задач в программе «Казахстан - 2030» назвал укрепление национальной безопасности и борьбу с преступностью, включая преступность несовершеннолетних. Это связано с тем, что не все в стране происходит одинаково хорошо и бесконфликтно. «В результате экономического спада доходы и уровень жизни большинства наших граждан ухудшились. Ликвидация уравниловки, и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными. При этом низка прослойка среднего класса - ведущей опоры государства, основного стабилизирующего фактора общества. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породило острое, доселе неизвестное нам в таких масштабах проблемы бедности и безработицы. Они создают питательную почву преступности, накромании, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности».
Давно известно: лишение свободы не может никого перевоспитать, большинство отбывших наказание подростков становятся рецидивистами. Мэри Макколи в своей книге рассказывает об опыте нескольких европейских стран, где действуют альтернативные стратегии реагирования на отклоняющееся от нормы поведение подростков.
В нашей стране все больше
и больше становится детей, лишившись
свободы. В других странах в тюрьмы попадают
десятки, а то и единицы.
Так происходит вовсе не потому, что европейские
подростки более законопослушны. Дело
в принципиально ином подходе к ребенку.
Лишение свободы применяется только тогда,
когда подросток представляет реальную
угрозу жизни и здоровью окружающих. Таких
случаев, как правило, совсем немного.
Для того чтобы лишению свободы была реальная
альтернатива, должна существовать действенная
система социальной поддержки. В Казахстане
есть множество государственных служб
и ведомств, занимающихся проблемами молодежной
преступности, однако деятельность их
не слажена и поэтому неэффективна.
Здесь мы расскажем об опыте трех европейских
стран,: Италии, Германии и Финляндии.
Германия
В Германии основной акцент
работы с малолетними
Более половины дел закрывается на этой
стадии. Остальные попадают к ювенальному
судье, который, в свою очередь, прекращает
15–20% дел. Предварительное заключение
применяется только в исключительных
случаях: при попытке побега или когда
ребенку негде жить.
Судья обязан прежде всего рассмотреть
воспитательные меры: воспитательное
обучение, общественные работы, примирение,
надзор социального работника.
Дисциплинарные санкции (официальное
предупреждение, штраф, условное наказание
или краткосрочное задержание на срок
до одного месяца) применяются только
если воспитательные меры признаны недостаточными.
Тюремное заключение (минимум 6 месяцев
– максимум 5 лет) применяется только как
крайняя мера. Приговоры на срок до 2 лет
могут быть условными. В итоге за решеткой
оказываются лишь 7% несовершеннолетних
нарушителей.
Италия
В Италии система ювенальной
юстиции включает в себя не только
ювенальные суды, но также собственную
полицию, прокуратуру и юридическую
службу по делам несовершеннолетних.
Все они размещаются в одном
здании и отвечают за гражданские, административные
и уголовные дела с участием подростков.
Исполнение гражданских и административных
решений суда лежит на отделах социального
обеспечения. Эти органы работают вместе
с прикрепленными к судам службами по
делам несовершеннолетних.
В законе о ювенальной юстиции сказано,
что главная ее цель – «ограничить соприкосновение
несовершеннолетних с системой правосудия»,
а задача судьи – «вынести в отношении
правонарушителя специфические распоряжения,
направленные на его образовательный
и культурный рост».
Подростки, подозреваемые в совершении
преступления, могут быть задержаны на
срок до четырех дней в приемном центре.
В течение 48 часов обвинитель должен представить
дело ювенальному судье, который может
прекратить его на стадии предварительного
расследования (за незначительностью
нарушения или отсутствием улик) либо
направить на предварительное слушание.
Предварительное слушание может состояться
через несколько недель или месяцев после
совершения правонарушения. Все это время
подозреваемый подросток находится в
ювенальной тюрьме.
Судья может прекратить дело на основании
ограниченной вменяемости, помиловать
(если он считает, что обвиняемый не совершит
преступления повторно) или приостановить
производство по делу на испытательный
срок (до трех лет).
Во время испытательного срока подросток
должен выполнять воспитательно-реабилитационную
программу, разработанную для него службой
по делам несовершеннолетних. Эта мера
не является эквивалентом условному приговору,
поскольку ни суда, ни приговора не было.
На этой стадии большинство дел прекращается
или выводится из системы уголовного правосудия.
Из оставшегося числа дел только 20% заканчивается
обвинением. На следующих слушаниях судьи
тоже предпочитают применять помилование
или «отсрочку».
Финляндия
Финская система правосудия
очень похожа на российскую. Здесь нет
ювенальных судов, а число специфических
мер, применяемых только к несовершеннолетним,
довольно ограниченно.
До 1970-х годов заключение было основной
санкцией по отношению к подросткам. За
несколько десятилетий система уголовного
правосудия была радикально реформирована.
Теперь полицейские могут допрашивать
подростка только в присутствии родителей
(или опекуна) и социального работника.
Они должны в течение суток либо прекратить
дело, либо передать его в местную социальную
службу, либо арестовать задержанного.
Дальше дело направляется прокурору, который,
в свою очередь, может прекратить его или
передать социальной службе, одновременно
вынося подростку предупреждение.
Если прокурор решает поддержать обвинение
и нарушение заслуживает санкции более
серьезной, чем штраф, то дело должно быть
передано социальному работнику, который
подготавливает воспитательно-реабилитационную
программу для подростка. Окончательное
решение принимает судья. Для тех, кто
совершил преступление впервые, любой
приговор до одного года является условным.
Существует также ювенальное наказание,
которое занимает промежуточное положение
между условным сроком и реальным заключением.
В качестве ювенального наказания могут
выступать неоплачиваемые общественные
работы (от 10 до 60 часов) или обучение под
надзором социального работника в течение
4–12 месяцев.
Одним из негативных последствий современного казахстанского общества является снижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Экономические проблемы, переживаемые взрослыми, прямо сказываются на психологической установке в семьях. Это приводит к отстраненности родителей от воспитания свои детей, неблагополучию в семьях. Сохраняется устойчивый уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. На сегодняшний день на профилактических учетах органов внутренних дел республики состоит более 12 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает около 34 тыс. детей.
Проблема преступности несовершеннолетних
усугубляется в целом кризисным
состоянием образования и воспитания.
Существенно снизилось
Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних рассматривались в трудах многих российских и казахстанских ученых. Среди них особое место занимают: Астемиров З.А., Бабаев М.М., Болдырев Е.В, Долгова А.И, Ермаков В.Д., Забрянский Г.И., Игошев К.И., Лелеков ВА. Миньковский Г.М., Абдиров Н.М., Акимжанов Т.К., Бейсенов Б.С, Бегалиев К.А., Бимурзин СБ., Бугыбай Д.Б., Каиржанов Е.И., Кусниденов К.К., Мауленов Г.С., Молдабаев С.С., Нарикбаев М.С., Нуртаев Р.Т., Орымбаев P.O., Рустемова Г.Р., Сейтжанов М, Чокморова A.C., Чукмаитов Д.С., Шапиновой С. А., Шаяхметова Ж.
Одним из негативных последствий современного казахстанского общества является снижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Экономические проблемы, переживаемые взрослыми, прямо сказываются на психологической установке в семьях. Это приводит к отстраненности родителей от воспитания свои детей, неблагополучию в семьях. Сохраняется устойчивый уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. На сегодняшний день на профилактических учетах органов внутренних дел республики состоит более 12 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает около 34 тыс. детей.
Проблема преступности несовершеннолетних
усугубляется в целом кризисным
состоянием образования и воспитания.
Существенно снизилось
Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних рассматривались в трудах многих российских и казахстанских ученых. Среди них особое место занимают: Астемиров З.А., Бабаев М.М., Болдырев Е.В, Долгова А.И, Ермаков В.Д., Забрянский Г.И., Игошев К.И., Лелеков ВА. Миньковский Г.М., Абдиров Н.М., Акимжанов Т.К., Бейсенов Б.С, Бегалиев К.А., Бимурзин СБ., Бугыбай Д.Б., Каиржанов Е.И., Кусниденов К.К., Мауленов Г.С., Молдабаев С.С., Нарикбаев М.С., Нуртаев Р.Т., Орымбаев P.O., Рустемова Г.Р., Сейтжанов М, Чокморова A.C., Чукмаитов Д.С., Шапиновой С. А., Шаяхметова Ж.
Использованные литературы:
1. Законы, нормативные акты и иные официальные документы
2. Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме от 30 августа 1995.
3. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989. Ратифицирована постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года № 77.
4. Минимальные стандартные
правила Организации
5. Указ Президента Республики
Казахстан «Концепция правовой
политики Республики
6. Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года №1245.
Информация о работе Проблема несовершеннолетних преступников в современном мире