Проблема социального равенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:01, творческая работа

Описание работы

Среди важнейших теоретических проблем социологии можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока ещё нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям – это не их вина или заслуга. Талант, одарённость – в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большое материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их «талантами, предприимчивостью, инициативой», и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно.

Файлы: 1 файл

Template.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Заринский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Социология

Тема

Проблема социального  равенства

Фамилия

Фибих

Имя

Надежда

Отчество

Леонидовна 

№ контракта

1070012400401005


 

Основная часть

Проблема социального равенства 

         Среди важнейших теоретических проблем социологии можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока ещё нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям – это не их вина или заслуга. Талант, одарённость – в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большое материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их   «талантами, предприимчивостью, инициативой», и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба  обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно. К. Маркс говорил, что интуитивно сознание людей в определении социальной справедливости исходит из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда неэффективно используется возможность или какая – то группа присваивает больше, чем ей полагается. В данном случае можно вспомнить болезненную реакцию на всякого рода привилегии, которые стали системой в жизни российского, а также киргизского общества и прошлого,  и настоящего. 

С давних времён ученые задумывались над  природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетённых и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Ещё древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на бедных и богатых. Он говорил, что государство представляет  собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое – богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов», считает К. Поппер. В своём труде «Республика» Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).Общество, по мнению Платона, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трёх классов – правителей, воинов и чиновников, работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актёров). Правители подразделялись им на правящие и не правящие группы. Всем этим основным слоям (классам) приписывались определённые функции. Мудрые правители выступали как родителя по отношению к остальным двум классам. Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса и предполагал полное равенство возможностей для всех детей, с тем, чтобы каждый имел равные шансы проявить свои природные , способности, и был обучен для выполнения своей собственной роли в жизни. Если такая селекция и обучение могли быть выполнены в совершенстве, то в таком случае ,  было бы справедливо признание абсолютной власти  победителей. Чтобы избежать влияния семьи , Платон предложил упразднение семьи в классе правителей и установил, что члены этой группы не должны владеть какой – либо частной собственностью, кроме минимально необходимой, с тем, чтобы они  не защищали свои собственные интересы. Они должны сосредоточиться только на общественном благополучии.

Так, в идее справедливости выработанной греческой философией, преобладает  элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается «правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим». Справедливость состоит, поэтому, в том, « чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит»; несправедливо браться за занятие другого человека.И так, Платон спроектировал высоко стратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии. Аристотель в «политике» также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс – очень богат; другой – очень беден; третий же – средний. Этот третий – наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Богачи же и бедняки встречают трудности в следовании этому принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают  преступниками, а другие мошенниками. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие. Взгляды Аристотеля на собственность развивалось в прямом споре с Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Однако Платон ничего подобного не писал -  в его «Республике» земледельцы и ремесленники живут в системе частной собственности, и только правящий класс лишен любых средств производства, потребляя плоды земледелия и ремесла, и ведет аскетическую, но благородную жизнь. По мнению Платона, частная собственность разрушила бы единство правящей элиты и ее преданность государству, потому он запрещает ее дня правителей. Аристотель не считал, что частная собственность вредит моральному совершенству, доказывая это четырьмя  соображениями: «Когда у людей есть личные интересы, они не ропщут одни на другого, а заняты каждый своим делом, и прогресс ускоряется».

Обладание  чем – то доставляет удовольствие, «ибо всё, или почти  всё, любят деньги и другие вещи». Аристотель резко отдаляет такую  любовь к собственности от эгоизма  и мелочности, рассматривая её с точки зрения самореализации и самоуважения. Щедрость. При общественной собственности никто не может быть щедрым и великодушным, так ка ни у кого ничего нет. В системе частной собственности богатство и неравенство «дают возможность проявлять щедрость и милосердие. Видимо, идея частной собственности глубоко укоренилась в душе человека» если существует так долго – «нельзя пренебрегать опытом веков». Что до строя с общественной  собственностью, то «если б он был хорош, то за столько лет примеры его были бы известны». Аристотель знает о бедах, сопутствующих системе частной собственности, но считает, что они «вызваны совсем другой причиной порочностью человеческой натуры». Несовершенство общества исправляется не уравнением состояний, а моральным улучшением людей. Начинать реформу не столько с уравнения собственности, сколько с того, чтобы приучить благородные души обуздать желания и принудить к этому неблагородные ( то есть, мешая им, но, не применяя грубую силу). Законодатель должен стремиться не к равенству, а к выравниванию собственности. Важно не у кого собственность, а как её используют.

Аристотель хвалит общество, где  средний класс сильнее всех. Там  же, где у одних много, у других – ничего, можно прийти к двум крайностям – плутократическому режиму («олигархии»). В интересах только богатых или к пролетарскому режиму («демократии») – в интересах городской бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией. И по ныне суть всех обсуждений проблем неравенства и социальной справедливости сводится к тем же вопросам, которые ставили и обсуждали великие греки. Поэтому мы уделили их размышлениям столько внимания.

Решающее значение для складывания  современные представления о  сущности, формах и функциях социального  неравенства, наряду с К. Марксом, имел М. Вебер – классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов М Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид – субъектом социального действия. Он стремился развить альтернативный анализ исходя из множественности источников социальной иерархии.

В противовес К. Марксу, М. Вебер, кроме  экономического аспекта стратификации. Учитывал также такие аспекты  как власть и престиж Вебер  рассматривал собственность, власть и  престиж как три отдельных, взаимодействующих  фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал своё представление о «трёх автономных измерениях стратификации». Он подчеркивал. Что классы, статусные труппы и партии – явления,  относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества. Можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме: Рабочий класс, лишенный собственности. он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню классификации. Мелкая буржуазия – класс мелких бизнесменов и торговцев.  Лишенные собственности « белые воротнички», технические специалисты и интеллигенция. Администраторы                                                                              и менеджеры. Собственник, которые также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы. Класс собственников, то есть те. Кто получает ренту от владения  землёй, шахтами . т.д. М. Вебер не принимал распространенных в его время идей о гармонии классовых отношений. Для М. Вебера свобода контракта на рынке означала свободу собственника эксплуатировать рабочего. Однако в этом вопросе между ним и Максом были существенные различия.

М. Вебер считал необходимым признание  того факта, что «закон господства»  является технологическим законом, и  что общество в силу этого  оказывается для неимущего рабочего класса, по собственным словам М. Вебера «домом рабства». Он подчёркивал, что рационализация означает деление общества на правящий класс собственников, руководствующийся исключительно своей выгодой, и лишенный собственности рабочий класс, вынужденный смирится со своим жребием под угрозой голода. Однако он никогда не обсуждал вопроса о возможном революционном выступлении масс. М .Вебер в отличии от К. Маркса. Сомневался в вероятности того, что рабочие смогут подняться до настоящей классовой сознательности и объединиться в общей классовой борьбе против системы, эксплуатирующей их. Это может произойти, по М. Веберу, только в том случае, когда контраст жизненных шансов перестанет восприниматься рабочими как неизбежный, и когда они поймут, что причиной этого контраста является несправедливое распределение собственности и экономическая структура в целом.                                                                                                     

   

     

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный_метод

       http://ru.wikipedia.org/wiki

/Научный_метод

 

2

Эмиль Вебер

http//ru.wikipedia.org/wiki

3

Аристотель

http://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель


 

Список использованных источников

 

№ п/п

Библиографическое описание использованной литературы

              1

Этапы развития социологической мысли

Арон.Р

             2

Социология .Фролов С.С.

              3

Социологический энциклопедический  словарь

              4

Социология М.Вебера П.П.Гайденко

             5

Вебер М. Основные социологические  понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.

6

Кравченко Е. И. Теория социального  действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. 3.

7

Парсонс Т. О структуре социального  действия. — М.: Академический проект, 2000.    

8

Маркс К. и Энгельс Ф. — Международные  обзоры.

9

Маркс К. — К критике политической экономии.

10

Маркс К. и Энгельс Ф. — Международные  обзоры.

11

Аристотель. Политика.

12

Психологические сочинения Аристотеля.

13

Аристотель. Первая аналитика.

14

Философский словарь

15

Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993

16

Сорокин П. Проблема социального равенства.

17

Козловский В.В., Уткин А.П., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе.

18

Гордон Л. А. Бедность, благополучие, противоречивость:

19

Аберкромби Н, Хилл С., Тёрнер С. Социологический  словарь


 




Информация о работе Проблема социального равенства