Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:01, творческая работа
Среди важнейших теоретических проблем социологии можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока ещё нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям – это не их вина или заслуга. Талант, одарённость – в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большое материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их «талантами, предприимчивостью, инициативой», и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Заринский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Социология |
Тема |
Проблема социального равенства |
Фамилия |
Фибих |
Имя |
Надежда |
Отчество |
Леонидовна |
№ контракта |
1070012400401005 |
Среди важнейших теоретических проблем социологии можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока ещё нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям – это не их вина или заслуга. Талант, одарённость – в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большое материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их «талантами, предприимчивостью, инициативой», и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно. К. Маркс говорил, что интуитивно сознание людей в определении социальной справедливости исходит из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда неэффективно используется возможность или какая – то группа присваивает больше, чем ей полагается. В данном случае можно вспомнить болезненную реакцию на всякого рода привилегии, которые стали системой в жизни российского, а также киргизского общества и прошлого, и настоящего.
С давних времён ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетённых и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Ещё древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на бедных и богатых. Он говорил, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое – богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов», считает К. Поппер. В своём труде «Республика» Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).Общество, по мнению Платона, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трёх классов – правителей, воинов и чиновников, работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актёров). Правители подразделялись им на правящие и не правящие группы. Всем этим основным слоям (классам) приписывались определённые функции. Мудрые правители выступали как родителя по отношению к остальным двум классам. Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса и предполагал полное равенство возможностей для всех детей, с тем, чтобы каждый имел равные шансы проявить свои природные , способности, и был обучен для выполнения своей собственной роли в жизни. Если такая селекция и обучение могли быть выполнены в совершенстве, то в таком случае , было бы справедливо признание абсолютной власти победителей. Чтобы избежать влияния семьи , Платон предложил упразднение семьи в классе правителей и установил, что члены этой группы не должны владеть какой – либо частной собственностью, кроме минимально необходимой, с тем, чтобы они не защищали свои собственные интересы. Они должны сосредоточиться только на общественном благополучии.
Так, в идее справедливости выработанной греческой философией, преобладает элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается «правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим». Справедливость состоит, поэтому, в том, « чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит»; несправедливо браться за занятие другого человека.И так, Платон спроектировал высоко стратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии. Аристотель в «политике» также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс – очень богат; другой – очень беден; третий же – средний. Этот третий – наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Богачи же и бедняки встречают трудности в следовании этому принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие. Взгляды Аристотеля на собственность развивалось в прямом споре с Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Однако Платон ничего подобного не писал - в его «Республике» земледельцы и ремесленники живут в системе частной собственности, и только правящий класс лишен любых средств производства, потребляя плоды земледелия и ремесла, и ведет аскетическую, но благородную жизнь. По мнению Платона, частная собственность разрушила бы единство правящей элиты и ее преданность государству, потому он запрещает ее дня правителей. Аристотель не считал, что частная собственность вредит моральному совершенству, доказывая это четырьмя соображениями: «Когда у людей есть личные интересы, они не ропщут одни на другого, а заняты каждый своим делом, и прогресс ускоряется».
Обладание чем – то доставляет удовольствие, «ибо всё, или почти всё, любят деньги и другие вещи». Аристотель резко отдаляет такую любовь к собственности от эгоизма и мелочности, рассматривая её с точки зрения самореализации и самоуважения. Щедрость. При общественной собственности никто не может быть щедрым и великодушным, так ка ни у кого ничего нет. В системе частной собственности богатство и неравенство «дают возможность проявлять щедрость и милосердие. Видимо, идея частной собственности глубоко укоренилась в душе человека» если существует так долго – «нельзя пренебрегать опытом веков». Что до строя с общественной собственностью, то «если б он был хорош, то за столько лет примеры его были бы известны». Аристотель знает о бедах, сопутствующих системе частной собственности, но считает, что они «вызваны совсем другой причиной порочностью человеческой натуры». Несовершенство общества исправляется не уравнением состояний, а моральным улучшением людей. Начинать реформу не столько с уравнения собственности, сколько с того, чтобы приучить благородные души обуздать желания и принудить к этому неблагородные ( то есть, мешая им, но, не применяя грубую силу). Законодатель должен стремиться не к равенству, а к выравниванию собственности. Важно не у кого собственность, а как её используют.
Аристотель хвалит общество, где средний класс сильнее всех. Там же, где у одних много, у других – ничего, можно прийти к двум крайностям – плутократическому режиму («олигархии»). В интересах только богатых или к пролетарскому режиму («демократии») – в интересах городской бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией. И по ныне суть всех обсуждений проблем неравенства и социальной справедливости сводится к тем же вопросам, которые ставили и обсуждали великие греки. Поэтому мы уделили их размышлениям столько внимания.
Решающее значение для складывания современные представления о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с К. Марксом, имел М. Вебер – классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов М Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид – субъектом социального действия. Он стремился развить альтернативный анализ исходя из множественности источников социальной иерархии.
В противовес К. Марксу, М. Вебер, кроме
экономического аспекта стратификации.
Учитывал также такие аспекты
как власть и престиж Вебер
рассматривал собственность, власть и
престиж как три отдельных, взаимодействующих
фактора, лежащих в основе иерархий
в любом обществе. Различия в собственности
порождают экономические классы; различия,
имеющие отношение к власти, порождают
политические партии, а престижные различия
дают статусные группировки, или страты.
Отсюда он сформулировал своё представление
о «трёх автономных измерениях стратификации».
Он подчеркивал. Что классы, статусные
труппы и партии – явления, относящиеся
к сфере распределения власти внутри сообщества.
Можно следующим образом реконструировать
веберовскую типологию классов при капитализме:
Рабочий класс, лишенный собственности.
он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется
по уровню классификации. Мелкая буржуазия
– класс мелких бизнесменов и торговцев.
Лишенные собственности « белые воротнички»,
технические специалисты и интеллигенция.
Администраторы
М. Вебер считал необходимым признание
того факта, что «закон господства»
является технологическим законом,
и что общество в силу этого
оказывается для неимущего рабочего класса,
по собственным словам М. Вебера «домом
рабства». Он подчёркивал, что рационализация
означает деление общества на правящий
класс собственников, руководствующийся
исключительно своей выгодой, и лишенный
собственности рабочий класс, вынужденный
смирится со своим жребием под угрозой
голода. Однако он никогда не обсуждал
вопроса о возможном революционном выступлении
масс. М .Вебер в отличии от К. Маркса. Сомневался
в вероятности того, что рабочие смогут
подняться до настоящей классовой сознательности
и объединиться в общей классовой борьбе
против системы, эксплуатирующей их. Это
может произойти, по М. Веберу, только в
том случае, когда контраст жизненных
шансов перестанет восприниматься рабочими
как неизбежный, и когда они поймут, что
причиной этого контраста является несправедливое
распределение собственности и экономическая
структура в целом.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Научный_метод |
http://ru.wikipedia.org/wiki /Научный_метод
|
2 |
Эмиль Вебер |
http//ru.wikipedia.org/wiki |
3 |
Аристотель |
http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
№ п/п |
Библиографическое описание использованной литературы |
1 |
Этапы развития социологической мысли Арон.Р |
2 |
Социология .Фролов С.С. |
3 |
Социологический энциклопедический словарь |
4 |
Социология М.Вебера П.П.Гайденко |
5 |
Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. |
6 |
Кравченко Е. И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. 3. |
7 |
Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000. |
8 |
Маркс К. и Энгельс Ф. — Международные обзоры. |
9 |
Маркс К. — К критике политической экономии. |
10 |
Маркс К. и Энгельс Ф. — Международные обзоры. |
11 |
Аристотель. Политика. |
12 |
Психологические сочинения Аристотеля. |
13 |
Аристотель. Первая аналитика. |
14 |
Философский словарь |
15 |
Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993 |
16 |
Сорокин П. Проблема социального равенства. |
17 |
Козловский В.В., Уткин А.П., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. |
18 |
Гордон Л. А. Бедность, благополучие, противоречивость: |
19 |
Аберкромби Н, Хилл С., Тёрнер С. Социологический словарь |