Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:30, курсовая работа
Давно известно, что носители культурно-исторических генотипов любого этнополитического сообщества и его жизненных сил являются средние слои. Еще Аристотель считал, что государство, в котором преобладают «средние слои», будет иметь наилучший государственный строй. Эта мысль актуальна и сегодня. Не случайно тема среднего класса – одна из ключевых в идеологии российских реформ. Представители различных общественно-политических направлений объявляли себя выразителями интересов среднего класса, но интерпретировали эту тему по-разному
Введение
1. Понятие класса
2. Типология классов
3. Средний класс в России
Заключение
Список использованной литературы
Как определить, что такое «средний класс»? Если мы спросим об этом экономиста, он даст определение в терминах дохода или, в лучшем случае, в терминах материальных активов. Социологи разделятся на две группы. Первые назовут средним классом людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие на первый план выдвинут критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию. Кто же из них прав?
Наверное, в эволюционно
развивавшихся рыночных экономиках
такой проблемы либо не существует,
либо она не имеет подобной остроты.
Все перечисленные критерии обладают
высокой консистентностью: люди с высшим образованием
обладают высокой конкурентностью на
рынке труда и в других экономических
сферах, имеют высокий доход (неважно –
трудовой или предпринимательский) и,
как результат, высоко оценивают свой
статус в обществе. Не случайно преобладающим
подходом в современной западной науке
является доходная стратификация, построенная
на вычленении групп населения по уровню
материальных активов. Между тем, в современной
России эта проблема существует. Неудивительно,
что представления о границах и составе
этого слоя существенно варьируются, и
различные исследователи оценивают их
на уровне от 15 до 60-70% населения страны.
И проблема вовсе не в том, что они используют
различные эмпирические базы, иногда сомнительные,
как было уже упомянуто выше. Глубинная
причина – в том, что все исследователи
вкладывают различный смысл и пользуются
различными определениями среднего класса.
Не будем спорить – данный феномен многогранен,
противоречив и сложен, как и судьба самого
термина «средний класс». Есть все основания
согласиться и с первым, и со вторым, и
с третьим. А вывод прост: средние классы
не могут быть описаны одним интегральным
критериальным признаком. Средние классы
– социальная совокупность, характеризующаяся
цепочкой признаков, к которым относятся:
материальные ресурсные признаки – уровень доходов
(расходов, потребления); объем накопленных
сбережений; уровень имущественной обеспеченности;
нематериальные ресурсные признаки – уровень образования,
профессионально-
Как показало исследование, с точки зрения социально-профессиональных позиций к среднему классу относятся 21,9% домохозяйств, по материальному положению – 21,2%, а по самоидентификационным оценкам – 39,5%9.
Но что же в итоге? Какой же из этих классов можно назвать средним классом? Все три? Или только один? Какой из критериев имеет приоритетное значение? Кто же из них представляет собой «настоящий» средний класс?
На пересечении этих признаков находится около 7% российских домохозяйств, то есть семьи, обладающие всеми базовыми характеристиками среднего класса. Это бесспорный и наиболее стабильный средний класс, так называемое «ядро средних классов».
Вместе с тем группа домохозяйств, обладающих только двумя характеристиками, настолько близка к средним классам, что нельзя не принимать их во внимание, особенно, если мы хотим не только зафиксировать масштаб сегодняшнего среднего класса, но и попытаться понять, каковы перспективы его расширения, при каких условиях в него могут влиться новые социальные слои и какие именно из этих социальных слоев имеют наилучшие шансы. Двумя (любыми) признаками среднего класса обладают 12% российских семей. В результате обобщенный средний класс можно оценить в 19% от общего числа семей
Итак, средние классы составляют около 20%. Много это или мало – зависит от угла зрения. В любом случае эти результаты опровергают тезис «В России средних классов нет», как, впрочем, и антитезис «Подавляющее большинство россиян – средний класс».
20-процентная доля
средних классов, хотя и
Заключение
Итак, средние классы в России, хотя и невелики по своему размеру, все же существуют.
Процесс формирования среднего класса, способного жить в условиях рыночной экономики и демократии, идет. Хотя следует признать, что идет он крайне противоречиво. И дело не только в том, что за короткий исторический срок качественно изменить социальную структуру общества, складывающуюся десятилетиями, сформировать устойчивое самостоятельное и в экономическом, и в политическом отношении сословие очень трудно. Проблема – в самом качестве нынешнего «рынка» и «демократии». Когда реформы буксуют, а разочарование в демократических идеалах постперестроечных времен налицо, растут социальная поляризация и отчуждение граждан от общества и государства. Получается, что сама логика российских реформ в том виде, как они осуществляются, - против создания в стране мощного среднего класса10.
Тем не менее, даже при неблагоприятных экономических условиях в России есть социальные слои, которые по общепринятым критериям (душевой доход, социальный статус, стандарты потребления, образование и др.) могут быть отнесены к среднему классу.
Российский средний класс обладает рядом качеств, которые позволяют говорить о его высокой «живучести», сопротивляемости неблагоприятным условиям.
Это – высокий по сравнению с другими слоями общества уровень адаптированности к рыночной экономике.
Это – высокая социальная мобильность и гибкость, ориентация на максимальное использование своих ресурсов, главным из которых является высокое качество рабочей силы и готовность к дальнейшему повышению стоимости своего «человеческого капитала».
Это – иное, по сравнению с другими слоями общества, отношение к государству. На фоне довольно распространенного в обществе патернализма представители среднего класса в большей степени склонны полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха.
Это, наконец, наличие ряда ценностей, разделяемых большинством представителей среднего класса, - ориентация на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности и ряд других.
Таким образом, при изучении среднего класса эмпирически фиксируется центральная проблема социально-экономического развития российского общества: собственно средний класс, который является основанием политической устойчивости, составляет меньшинство; большая же часть средних слоев остается на грани бедности, и, следовательно, их стабилизирующая роль остается весьма проблематичной.
Список использованной литературы
средний класс общество
1 Андреев, А.Л. Социальное ядро нации (Средние слои в современном российском обществе) [Текст]// Общественные науки и современность.- 2000. - №3.- С. 8.
2 Средний класс в современном российском обществе [Текст]/ Под ред. М.К. Горшкова, К.Е. Тихоновой, А.Ю. Чепуренко. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Российский независимый институт социальных и национальных проблем» (РНИСиНП), 2000. – С. 24.
3 Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ А.И. Кравченков – М.: Академический проект, 2001.- 3-е изд., перераб. и доп. – С. 10.
4 Шкаратан О.Н. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества[Текст]/ О.Н. Шкаратан// Мир России.- 2004.- №.1- С. 10.
5 Малева, Т. Россия в поисках среднего класса[Текст]/ Т. Малева// Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре.- 2007.- №3.- С. 68.
6 Михайленок О.М. Понятие «среднего класса» в современной социально-политической науке [Текст]/ О.М. Михайленок// Социально-гуманитарные знания.- 2007.- №1.- С. 110.
7 Аврамова, Е.М. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии [Текст]/ Е.М. Аврамова; Под ред. Т. Малеевой; Моск. Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2003. – С. 16.
8 Степанова, А. Какой класс в России средний? [Текст]/ А. Степанова// Вопросы социального обеспечения.- 2007.- №3.- С. 23.
9 Здравомыслов, Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности [Текст]/ Г.А. Здравомыслов // Социс. - 2001. - №5.- С. 8.
10 Рубвальт, Д.А. О приоритетах и темпах социально-экономического развития [Текст]/Д.А. Рубвальт// Власть.-2004.-№5.-С. 18.
Информация о работе Проблема среднего класса в современном российском обществе