Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа
В журналистской науке нет, наверное, более актуальной и животрепещущей темы, чем проблематика, связанная с обсуждением свободы журналистской деятельности.
Теме свободы посвящены многие страницы теоретической (в том числе философской) и публицистической литературы. Идея свободы вдохновляла и вдохновляет поколения людей на протяжении многих веков.
Введение…………………………………………………………………..………3
ГЛАВА1. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРОФЕССИЯ
1.1. Теоретические основы творческой деятельности журналиста …….…..5
1.2. Права и ответственность журналиста…………………………………...12
ГЛАВА 2 .ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Юридическая сторона свободы журналистской деятельности…………..18
2.2 Проблема свободы печати и журналистской деятельности……………....26
Заключение……………………………………………………………………….29Список литературы………………………………………………………………31
Пензенский государственный университет
Заочный факультет
Кафедра «Коммуникационный менеджмент»
Дисциплина «Социология массовой коммуникации»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Проблема свободы журналистской деятельности
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка гр. 08 ЗИЖ 61
Волкова Е.Е.
ПРОВЕРИЛА:
к.с.н., доцент
Мананникова Ю. В.
Пенза 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА1. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРОФЕССИЯ
ГЛАВА 2 .ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Юридическая сторона свободы журналистской деятельности…………..18
2.2 Проблема свободы печати и журналистской деятельности……………....26
Заключение……………………………………………………
Введение
В журналистской науке нет, наверное, более актуальной и животрепещущей темы, чем проблематика, связанная с обсуждением свободы журналистской деятельности.
Теме свободы посвящены многие страницы теоретической (в том числе философской) и публицистической литературы. Идея свободы вдохновляла и вдохновляет поколения людей на протяжении многих веков.
Слово «свобода» в естественном языке весьма многозначно. «Словарь русского языка» насчитывает около десятка значений этого слова. Но нас в данном случае должна интересовать «свобода» как понятие социальной науки, социологии, ибо теория журналистики не может исходить в своих определениях из понимания свободы, например, как «легкости, отсутствия затруднений в чем-либо» или «непринужденности, отсутствия связанности» или «состояния того, кто не находится в заключении, в неволе».
Свобода журналиста – это особое понятие, которое основывается на социальной позиции журналиста, то есть на его взглядах на то или иное событие, явление. Свобода – это возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. В современной России проблема свободы журналиста стоит очень остро и в социально-творческом, и в экономическом, и в юридическом планах. Многие журналисты страдают от давления на них государства или предприятий. Кто-то сознательно «продаёт» свою свободу богатым или влиятельным людям и компаниям. Некоторым свободу ограничивает редакция или владелец издания, навязывая собственное мнение, хотя сами руководители говорят, что «мнение авторов может не совпадать с мнением редакции». Существует закон о СМИ, в котором чётко прописано право журналиста на свободу изложения собственных мыслей, но, к сожалению, у нас в стране, да и за рубежом, он очень часто не соблюдается.
Выбранная тема актуальна для тех, кто выбрал своей профессией журналистское дело. В этом деле существует множество трудностей и сложных проблем. В российском обществе повысился интерес к различным аспектам функционирования гражданского общества и, особенно, к проблеме свободы слова, к проблеме свободы журналистской деятельности.
Объект исследования – журналистская деятельность.
Предмет исследования – проблема свободы журналистской деятельности.
Цель - анализ специфики журналистской деятельности на современном этапе.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною осуществлялись следующие задачи:
1) основы творческой деятельности журналиста.
2) права и ответственность журналиста.
3) рассмотрение проблемы свободы журналистской деятельности.
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРОФЕССИЯ.
Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, и, казалось бы, к XXI веку должно было сложиться устоявшееся представление о ней. Тем не менее не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания данной профессии. Более того, на рубеже тысячелетий в России началась и продолжается по сей день дискуссия о перспективах вузовского журналистского образования. Отсутствие «профессионально-общественного договора», определённого согласия создаёт проблемы при определении специфики журналистского труда, журналистики как социального института и духовно-практической деятельности – такое положение приводит к скрытому или явному конфликту между СМИ и обществом (аудиторией), между СМИ и центрами подготовки журналистов, между работодателями и молодыми специалистами, выпускниками факультетов и отделений журналистики.
В отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессионализма. Согласно первому подходу основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии, согласно второму – профессионализм приравнивается к технологизму, предполагающему «владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей». [2] Истоки первого подхода следует искать в истории XIX веке, когда в отношении к труду превалировали «такие компоненты, как творчество, талант, призвание, которые были необходимы не только для творческого саморазвития личности, но и прогресса всего общества. В этот период закрепилось гуманистическое (этическое) понимание профессионального отношения к своей деятельности (творчество, талант, призвание, служение обществу).
Параллельно с этическим пониманием, в эпоху индустриализации утвердилось отношение к труду как к зарабатыванию денег. На отношение к труду усилилось влияние социальных факторов, главным из которых выступало материальное благосостояние». [5].
Современная российская журналистика, перетерпевша с середины восьмидесятых годов прошлого века коренные изменения, всё ещё не определилась с выбором ведущей модели профессионализма: «В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в обществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция». [6].
Исследователи выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на современные представления о профессионализме.
Так, «…развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменение жизненных стратегий – установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни» [8]. Отсюда – формирование таких «профессиональных проявлений», как управление информацией и аудиторией; прагматизм; упрощённость подходов; «светский» образ жизни; стилистический талант; умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (с учётом меры проявлений, конкретных ситуаций некоторые из них возможно трактовать и позитивно, и негативно).
Профессионализм журналиста как способность выживать в условиях рыночной экономики (умение приспосабливаться, работать на износ, успех, карьерный рост): «Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и всё больше востребованы журналисты, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы заинтересованных частных лиц» [11] (с.17).
Современные СМИ – это одновременно и предприятия, и творческие коллективы. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только литературный редактор, но и менеджер, организатор производственно-творческого процесса. Предприятие по «производству и распространению информации» подразделяется на редакционный, технический и коммерческий отделы, к работникам которых предъявляются свои требования. Понятно, что журналист прежде всего корреспондент, но в современных условиях ему нередко приходится решать и смежные профессиональные задачи.
Преподаватели журналистики выделяют следующие ведущие качества, необходимые будущему журналисту: высокий уровень профессиональных знаний по специальности; инициативность, самостоятельность в принятии решений; организаторские навыки, умение работать с людьми; отличное владение русским языком, грамотно поставленная речь; стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу; знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней. [13]
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.
Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам.
Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами.
Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала, ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей. Во всем их многообразном комплексе выделяются базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию), профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные). Помимо того современному работнику СМИ присущи исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки.
Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономических и политических сил, особая надежда возлагается на активность интеллектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности.
Тесно связана с информационными процессами интуиция (этимологически это слово восходит к латинскому глаголу intueri, означающему «пристально, внимательно смотреть»), которая помогает решить задачу, максимально сократив (или вообще минуя) необходимые логические операции. У интуиции есть очень интересное свойство: она обостряется, когда мы сталкиваемся с чем-то непонятным, и дает возможность компенсировать недостающую информацию.
Журналисту необходимо владеть основами логики – науки о правильном мышлении, применять в своем творчестве общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование). Не менее существенна для него и способность рассматривать явления в многообразии их связей, взаимодействий, противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии, иначе говоря, диалектически.
В последние годы отечественные специалисты, занимающиеся проблемами масс-медиа, обратили внимание на необходимость развития социологического мышления журналиста [14].
Подчеркивая, что недопустимо противопоставлять обыденное сознание социологическому, исследователи тем не менее выявляют черты, их различающие. Социологическая культура мышления журналиста позволяет ему подняться над собственным повседневным опытом, преодолеть ограничения, связанные со спецификой определенной ситуации, воспитать уважение не только к факту, но и к точному теоретическому знанию.
В деятельности, тем более творческой, человек представлен целостно, в единстве его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Сложная гамма эмоций и не менее сложный комплекс чувств не просто сопровождают все этапы журналистской работы, но и сохраняются в ткани его произведений и таким образом передаются читателям, слушателям, зрителям.
Для журналиста
принципиально значимы
Как и у любой профессии у журналистики есть свои плюсы и минусы.
Плюсы: активный образ жизни; встречи и общение со многими известными, талантливыми и просто хорошими людьми; возможность путешествовать по разным городам и странам, бывать там, куда не пускают большинство; статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка».
Информация о работе Проблема свободы журналистской деятельности