Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:43, доклад
Что же представляет из себя проблема жизни и смерти ? Дать даже относительно развёрнутый ответ на этот вопрос не так легко, как могло бы показаться на первый взгляд. Именно по той причине, что он был актуальным всегда, со времен, когда человек начал мыслить, и до настоящего момента, человечество старалось ответить на него – в любой форме: мифа, философии, науки, религии, искусства. Тысячи научных, художественных, религиозных и философских работы написаны по этой тематике, миллионы мыслей рождались и многие из них распространялись. Именно эта проблема продвинула вперёд культуру и науку, рождала религии, развивала философию.
Что же представляет из себя проблема жизни и смерти ? Дать даже относительно развёрнутый ответ на этот вопрос не так легко, как могло бы показаться на первый взгляд. Именно по той причине, что он был актуальным всегда, со времен, когда человек начал мыслить, и до настоящего момента, человечество старалось ответить на него – в любой форме: мифа, философии, науки, религии, искусства. Тысячи научных, художественных, религиозных и философских работы написаны по этой тематике, миллионы мыслей рождались и многие из них распространялись. Именно эта проблема продвинула вперёд культуру и науку, рождала религии, развивала философию.
Так было, так есть; скорее всего, так будет и дальше. Но страх смерти (об этом писал даже “отец психоанализа” З. Фрейд) имеет биологический базис. Может ли живущий человек, даже развитый, полностью порвать со своей природой ?
В самом деле, понятно, что каждый человек не является только социальным существом, а ещё и биологическим; мы не будем поднимать здесь другой вопрос – что доминирует в человеке: природное или общественное, – но в любом случае, биологический компонент существует, а раз так, человек как живое существо боится, приходит в ужас от этого страха – страха умереть, страха смерти. Биологическая жизнь – постоянная борьба за существование, борьба со смертью. Человек существует, человек живой, человек вступает в борьбу за своё существование в процессе этого существования, в борьбу за жизнь – так как знает, что она, эта жизни, когда-нибудь закончится, а ему этого совсем не желается. “Неизбежность смерти – самая тяжёлая из наших горестей”, – утверждал французский мыслитель семнадцатого столетия де Клапье де Вовенарг. Тяжело не согласиться с его словами. Жизнь (по крайней мере, своя собственная) входит одним из важнейших элементов (или даже именно важнейшим, решающим) в ценностный мир почти каждого человека. Итак, мыслящий человек хочет эту жизнь максимально продолжить и победить, преодолеть смерть.
Таким образом, проблему жизни и смерти мы понимаем как поиск возможностей победить смерть и продолжить свою жизнь, в идеале, до бесконечности. Можно сказать иначе: проблема жизни и смерти – это попытки подавить, нейтрализовать или разрешить гнетущий страх смерти, которая когда-нибудь обязательно настанет, постоянно существующий в человеке. Попыток решить эти проблемы за историю человечества накопилось великое множество; также очень много их существует и в современном мире. Это и направление научно-биологическое (попытки, всё более удачные, продлить жизни человека за счёт вмешательства в человеческий геном, то есть на генетическом уровне), и криогенное (ожидания возможности оживления специально замороженных только что умерших людей в будущем, когда наука будет находиться на более развитом, чем сейчас, уровне), и один из взглядов материалистической философии, по которому человек продолжает свою жизнь в детях и своих достижениях, и масса религиозных и религиозно-философских взглядов, утверждающих, что у человека существует бессмертная душа, которая остаётся после смерти физического тела, и прочие подходы.
Смерть – это процесс прекращения существование сложных биологических систем, которые состоят из крупных органических молекул, потеря их способностей к самопродуцированию и поддержке своего существования в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.
Смерть являлась постоянной проблемой, сопровождавшей человечество на протяжении всей его истории.
Уже указанные монотеистические религии (христианство, мусульманство, иудаизм) воспринимают смерть, как и жизнь, в двух градациях. Первое понимание смерти – это прекращения физического существования, то есть смерть телесная; душа же и дух – бессмертные, а раз так, со смертью физического тела они получают освобождение, так как более не привязаны к телу. После этого душа человека попадает, соответственно своей земной жизни, в рай или в ад, где смерть как таковая не существует. Второе понимание смерти – смерть духовная. За внеэтические, антиморальные или тяжёлые внеэтические, антиморальные поступки душа человека теряет возможность быть спасённой, то есть теряет возможность оказаться благословенной и попасть в рай. По таким представлениям, мертвый душою человек может быть даже ещё живым телесно, но фактически, он уже в аду. Понятно, что именно второй вариант смерти является наижутчайшим для верующих, так как в нём бессмертная душа теряет возможность вечной блаженной жизни в раю и обрекается на вечные адские мучения.
религия заметно изменяет отношение человека к жизни и к смерти. Христиане склонны к эмпатии и чувствительности, они имеют, как правило, позитивную картину мира, себя и других в нём (“Бог всемогущий, а раз так, он создал вполне справедливый мир, в котором для каждого есть возможность спасения”, “Господь любит всех и служит примером для нас”, и т.п.). Смерть же воспринимается относительно спокойно, так как, если человек живёт в согласии с библейскими заповедями, то она открывает путь к раю после физической смерти, то есть смерть, в принципе, может быть даже желательной (такое может иметь место, когда личность пребывает в трудных и крайне сложных условиях своего существования; но и в этом случае страх смерти не будет отсутствующим – он лишь отступит, замещённый более сильными, чем он сам, состояниями веры и надежды, с одной стороны, боли и страдания – с другой). Психологические феномены веры и надежды – постоянные спутники религиозного мировосприятия. Таким образом, на ориентацию в проблеме жизни и смерти в христианской культуре феномены веры и надежды имеют решающее влияние.
“Вера – убеждённость человека в чём-то, что не подкрепляется убедительными логическими аргументами или фактами.
Надежда же – это существование в сознания определенного желательного образа, такого, реализация которого в действительности была бы для человека нужной, приятной и т.д.
Такая призма мировосприятия и миропонимания, которая построена на основах веры и надежды в те или иные сакральные силы, пронизывает всю психологию религиозных людей, в нашем случае – христиан. Смысл жизни оправдан, так как мир и законы существования в нём созданы Богом, а потому несут в себе в большей или меньшей степени справедливость и определённость. Более того, христианами считается, что корректно прожитая жизнь, то есть жизнь, прожитая в соответствии с библейскими нормами, гарантирует путь к лучшему миру – в рай; таким образом, присутствует ценностно-ориентированная, смысловая определённость человека на своём жизненном пути и в обществе. Психологам известно, что человеком, как правило, воспринимается как “плохое”, “страшное” то, что непонятно или же что не находит своего смысла в субъективно разверзающейся детерминационной бесповоротности событий мира, – а именно такой является смерть. Для христиан, таким образом, смерть более “добрая”, “справедливая” относительно людей атеистически настроенных, не говоря уже об отношении к жизни, которое видится обоснованным и уж никак не бессмысленным.
Мир и окружающие существующие люди воспринимаются христианами, в основные, как носители Божьих искр, как проводники Его замысла в земном мире, как Его творения, не лишённые также Его божественных качеств.
Мир и жизнь осмысливаются как что-то живое и сознательное, откликающееся; такие элементы мировоззренческой и жизненной философии создают, как правило, общее более позитивное отношение к жизни и более спокойное к смерти: с точки зрения верующего, последняя может быть справедливой и оправданной, ибо достойно прожитая жизнь открывает путь к значительно более лучшему миру и бытию.
Конечно, в христианстве существуют также представления об аде, мире, существование в котором связывается со страшными мучениями и страданиями; считается, что душа человека направляется в ад в том случае, когда её земная жизнь была греховной, негодной, шла вразрез с библейскими заповедями. Христианская религия даёт надежду на спасение от посмертных страданий, даёт веру в вечную жизнь, но лишь благодаря прохождению определенного пути самореализации, пути духовного и личного самосовершенствования в соответствии с библейскими заповедями.
. В массовом сознании нередко складывается отношение к исламу как к совершенно агрессивной системе взглядов по отношению к любому иному мировоззрению, приверженцы которого полностью полагаются на цитаты Корана, по которым Аллаху угодны убийства неверных и кровавая резня, мировое господство мусульманской религии, достигнутое любым способом, а к большинству мусульман – как к фанатически настроенным людям, агрессивным и полудиким (по отношению к западным культурным стандартам), таким, что видят смысл своей жизни в служении своему Богу и такой реализации этой цели, при которой они, не задумываясь, погибнут за свою веру и сумасбродные убеждения, как к одержимым идеей мирового господства “религии Аллаха” и ненависти ко всем “неправоверным”.
Такое отношение неадекватно и неразумно к современному исламу и мусульманам, а также к восприятию и осмыслению последними проблемы жизни и смерти – проблемы, которая нами рассматривается
Понимание существующего положения вещей не ограничивается тем, что значительная часть исламского мира не поддерживает терроризм, и тем, что многие из духовных лидеров ислама – уламов (авторитетных знатоков Корана) и имамов (руководителей мечетей) – высказывались и высказываются против кровопролития, и даже не тем, что большинство мусульман хочет мира, а не войны – так же, как и представители Западной и других культур.
Для принятия ислама необходимы простые формальности: очищение путём омовения и проговаривания со всей честностью и искренностью простой фразы, выражающей символ веры, – она называется “шахада”. Выйти же из ислама значительно сложнее, так как в Коране сказано, что тот, кто отрекается от ислама, заслуживает на смерть.
Если христианство в отношениях с Богом ссылается на любовь (и в этом вопросе оно более гуманно относится к человеку в его отношениях с Абсолютом), то иудаизм и ислам склонны делать большой акцент на покорности и страхе.
Жизнь как таковая ценной не является, а отсюда и разрешение на кровную месть или попросту говоря убийство другого человека. В то же время, при изучении законов Ислама мы можем наблюдать неприятие самоубийства даже в том случае, если его совершает преступник. Жизнь даёт Аллах и в Его же власти забрать её. Согласно нормам мусульман нельзя спасать тонущего человека, ибо он во власти Бога.”10 Бог постоянно включен в жизненную действительность, без Него ничто не происходит, Он влияет на действительность всегда и постоянно.
Г. Морев в одной из своих статей10, например, изучая Коран, а в особенности те его части, которые посвящены проблеме жизни и смерти, строит следующие заключения относительно мусульманского мироотношения:
“1. Жизнь человеку даёт Аллах.
2. Он же вправе забрать её в любой момент, не сообразуясь с желаниями человека.
3. Человек не в праве по своей воле оборвать собственную жизнь, но может это сделать со своим врагом, что считается за честь, а на войне и за доблесть.
4. Жизнь нужно прожить достойно, чтобы попасть в рай.
5. Честь выше, чем жизнь.
6. Жизнь загробная бесконечна и именно она является конечной целью всех живших ранее и живущих сейчас.
7. Жизнь даётся лишь раз.
8. Всё в этом мире происходит по воле Аллаха”.10
Индуизм – религия, которая утверждает: люди разделяют судьбу всей природы, то есть рождение, жизнь, смерть, а после неё – возрождение на Земле вновь, после чего цикл снова и снова повторяется. Эти представления нашли своё прямое выражение в идее о реинкарнации, то есть (вечном) перевоплощении, называемом “сансара”. Индусы считают, что нынешняя жизнь человека определяет его будущую жизнь, её качество, и здесь мы видим моральную составляющую данного мировоззрения. В такое мировосприятие очень гармонично вписывается система каст, и допускается, что наименее достойные воплощаются даже в животном виде. Тем не менее, после 1955 г., когда соответствующий закон против расовой и религиозной дискриминации уничтожил барьеры, создаваемые кастовой системой, индуизм почти не пострадал, поэтому можно утверждать, что касты не служили его основополагающей структурой.