Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:24, реферат
За последнее десятилетие во всем мире, особенно в России, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство, так как агрессивные наклонности в поведении появляются уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Проблемы агрессивных детей
За последнее
десятилетие во всем мире, особенно
в России, отмечается рост насильственных
действий, сопряженных с особой жестокостью,
вандализмом и глумлением над
людьми. Такие социально опасные
проявления, обычно связанные с понятием
агрессии и агрессивности, вызывают
серьёзное беспокойство, так как
агрессивные наклонности в
Традиционно главным
институтом воспитания является семья.
То, что ребенок в детские годы приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания
обусловлена тем, что в ней ребенок находится
в течение значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. Значимое
место в исследованиях детской агрессии
занимают причины или факторы, вызывающие
это явление, так как очень часто все многообразие
проявлений агрессивности детей взрослые
объясняют, ограничиваясь либо личностными
качествами, либо взаимоотношением в семье.
Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери. Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка :
Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;
Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;
Явное отвержение ребенка, проявляющееся
в невнимании, жестокости, избегания
контактов родителей с
Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
Непоследовательность в применении наказаний;
Использование строгих, в том числе физических, наказаний;
Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростка по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи.
Психологи, изучающие причины
проявления агрессии в детском возрасте,
не ограничиваются только исследованием
семейных и индивидуальных факторов,
из-за которых вырастают склонные
к жестокости дети. Они считают, что
не менее важным является влияние
школы как второго по значимости
после семьи социального
Проблемы агрессии, распространенные
в настоящее время в школах,
с нашей точки зрения, могут
быть значительно смягчены педагогами,
владеющими информацией о причинах
подобного поведения детей, должным
надзором, вмешательствами и
Во многом
поведение наших детей
И, наконец, дети учатся агрессивным
реакциям не только на реальных примерах
(поведение сверстников и
Так же следует упомянуть и об увлечении современных детей компьютерными играми, многие из которых агрессивны по содержанию. В отличие от фильмов, игры дают возможность стать участником процесса, ребенок в них может реализовать себя, самоутверждаясь «сурагатным» образом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.