Проблемы детской агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

За последнее десятилетие во всем мире, особенно в России, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство, так как агрессивные наклонности в поведении появляются уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Файлы: 1 файл

Проблемы детской агрессивности.docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)

                                Проблемы агрессивных детей

За последнее  десятилетие во всем мире, особенно в России, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над  людьми. Такие социально опасные  проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство, так как  агрессивные наклонности в поведении  появляются уже у детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Повышенная агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

   Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Значимое место в исследованиях детской агрессии занимают причины или факторы, вызывающие это явление, так как очень часто все многообразие проявлений агрессивности детей взрослые объясняют, ограничиваясь либо личностными качествами, либо взаимоотношением в семье.                                                                                                                                            

Неадекватный стиль семейного  воспитания рассматривается как  одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. В семье может  проявляться прямое или сексуальное  насилие, холодность, безразличие или  враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное  неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение  отца к матери. Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка :

Недостаток тепла и  ласки со стороны родителей;

Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;

Явное отвержение ребенка, проявляющееся  в невнимании, жестокости, избегания  контактов родителей с ребенком;

Отсутствие или недостаточный  контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;

Непоследовательность в  применении наказаний;

Использование строгих, в  том числе физических, наказаний;

     Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростка по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи.

Психологи, изучающие причины  проявления агрессии в детском возрасте, не ограничиваются только исследованием  семейных и индивидуальных факторов, из-за которых вырастают склонные к жестокости дети. Они считают, что  не менее важным является влияние  школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка.                                                                                       

Проблемы агрессии, распространенные в настоящее время в школах, с нашей точки зрения, могут  быть значительно смягчены педагогами, владеющими информацией о причинах подобного поведения детей, должным  надзором, вмешательствами и микроклиматом  в классах. Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников. Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.

      Во многом  поведение  наших детей определяется  их сверстниками. Установлено, что  сверхагрессивные дети, попадая  в группу сверстников и получая  отпор со стороны других детей,  становятся менее агрессивными. Пассивные же дети остаются  такими же. Отмечено, что существуют  индивидуальные различия в усвоении  агрессии, демонстрируемой сверстниками, и не всегда дети, подвергающиеся  агрессии со стороны других  детей становятся агрессивными.  Взаимодействие со сверстниками  играет важную роль в формировании  у ребёнка представлений о  возможных способах проявления  агрессии, нормах и границах её  применения, в том числе и ответной.  «Приемлемость – не приемлемость»  тех или иных форм агрессии  «соразмерность» агрессии действиям  обидчика усваивается ребёнком  не только на примере других, но и на собственном опыте,  в кругу сверстников, когда  ребёнок сталкивается с проявлением  агрессии по отношению к себе.

И, наконец, дети учатся агрессивным  реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа. Считается, для того чтобы  понять условия жизни детей в  современном обществе, их связи с  семьей, школой и другими детьми, необходимо изучить влияние средств  массовой коммуникации и, в частности, телевидения на них. Статистика телевизионных программ и Интернет ресурсов свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 10 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория. Данная тема тщательно исследуется, так как имеет большое социальное значение, особенно в настоящее время, когда телевизионные программы открыто рассказывают о насильственных преступлениях, телевидение постоянно демонстрирует различные репортажи об убийствах и фильмы с многочисленными сценами насилия.  Хотя исследователи и не придерживаются одинаковых взглядов на связь между просмотром телевизионных программ и агрессивным поведением детей, практически все отмечают важную роль средств массовой информации (в первую очередь телевидения) в распространении этих форм поведения, так как считается, что чем больше сцен насилия человек видел в детстве, тем более склонным к насилию он будет в юношеском возрасте и ранней зрелости. Это не происходит с детьми сразу после просмотра передачи, но они принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе или семье ребенок реализует имеющуюся у него модель поведения. Конечно, насилие на экране непосредственно не стимулирует агрессию, но оно формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.                                                                

Так же следует упомянуть  и об увлечении современных детей  компьютерными играми, многие из которых  агрессивны по содержанию. В отличие  от фильмов, игры дают  возможность  стать участником процесса, ребенок  в них может реализовать себя, самоутверждаясь «сурагатным» образом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.

 

 

 

    

 

 

 

 

                                                


Информация о работе Проблемы детской агрессивности