Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:20, статья
Проблема духовной культуры общества приобретает особую значимость в контексте осмысления проблем глобализации современного мира и их влияния на традиционные ценности. Информационные технологии, массовая коммуникация изменили духовную основу жизнедеятельности современного человека, его духовную культуру, привели к появлению негативных процессов в духовной сфере.
Конец XX - начало XXI вв. отмечены системными трансформациями украинского общества, которые неизбежно привели к смене ценностных приоритетов в духовной культуре украинцев, изменили представления о нравственности, о порядочности или непорядочности человека, видоизменили точку отсчета в оценке нравственности.
Проблемы духовной культуры современной молодёжи.
Проблема духовной культуры общества
приобретает особую значимость в
контексте осмысления проблем глобализации
современного мира и их влияния на
традиционные ценности. Информационные
технологии, массовая коммуникация изменили
духовную основу жизнедеятельности
современного человека, его духовную
культуру, привели к появлению
негативных процессов в духовной
сфере.
Конец XX - начало XXI вв. отмечены системными
трансформациями украинского общества,
которые неизбежно привели к смене ценностных
приоритетов в духовной культуре украинцев,
изменили представления о нравственности,
о порядочности или непорядочности человека,
видоизменили точку отсчета в оценке нравственности.
Важнейшим субъектом воспроизводства
духовной жизни выступает молодежь, сущностной
социокультурной характеристикой которой
является способность наследовать и воспроизводить
культурные образцы, трансформировать
их с учетом изменившегося социального
опыта на основе собственного инновационного
творчества и транслировать будущим поколениям,
внося, тем самым, свой вклад в развитие
общества. Трансформационные процессы
в украинском обществе, глобализация современного
мира усложнили процессы восприятия, формирования
и закрепления ценностей духовной культуры
молодых украинцев. Молодежь оказалась
на острие современных противоречий.
Древние мыслители утверждали, что в бесконечном
поиске истины следует изучать прошлое,
глядя в будущее, соизмеряя его с прошлым.
Чтобы заглянуть в будущее, надо заглянуть
в прошлое. А для Украины это сейчас особенно
важно, так как в своем духовном развитии
она как бы возвращается к началу прошлого
века. XX век это время величайших свершений,
научных открытий, прорыва в космос, познания
природы и в то же время - это эпоха трагических
катастроф, социальных потрясений, опустошительных
проектов, экологических бед, военных
конфликтов, варварских экспериментов
над людьми.
Все деяния человечества отражаются в
его духовной культуре, которая является
той частью общей культуры человечества,
где облагораживании природной, социальной
и индивидуально-личностной сред осуществляется
через реализацию добра в различных его
модификациях, что требует от человека
повышенной активности в таком облагораживании.
Добро в данном контексте выступает высшей
ценностью культуры как одно из отношений
между людьми, одно из выражений человечности
человека, воплощенное в различных носителях
и выступающее в таких модификациях, как
ответственность, порядочность, милосердие,
совестливость. Духовная культура в этой
ситуации есть объективная надиндивидуальная
реальность, укорененная не только во
внутреннем мире человека, но и в исторической
памяти народа.
Духовная культура украинского
общества как особый духовный опыт украинского
народа прошла длительный путь своего
становления, функционирования и развития,
пройдя через войны, революции, бунты,
введение цензуры, террор, тем не менее,
в ней сохранились, независимо от модификаций
в тот или иной исторический период украинского
общества, фундаментальные ценности, передаваемые
из поколения в поколение и зафиксированные
в традициях и обычаях.
Генезис духовной культуры украинского
общества можно представить как формирование
в ее структуре идей, органически связаны
с Добром, таких как идей соборности, всеединства,
героизма, идеи всечеловечности, идеи
трудолюбия и ценности труда, идеи просвещения
и эволюционное закрепление их в фундаментальных
нравственных ценностях: коллективизма,
патриотизма, интернационализма, образования.
По мере превращения Украины
в страну, занимающую определенное место
в системе международного разделения
труда, количественные изменения, произошедшие
в инфраструктуре культуры украинского
общества, сопровождались и существенными
качественными переменами, в частности,
происходит американизация культуры,
интенсивное насыщение культурного поля
Украины не только иноязычными словами,
но и чуждыми украинской культуре ценностями,
продолжается разграбление культурного
достояния и т.д.
Однако в сегодняшней Украине есть то,
что отражает позитивные изменения: например,
либеральная конституция, свободные выборы,
многопартийность, оппозиция, парламент,
свободные СМИ, неподцензурное книгоиздательство,
беспрепятственный въезд и выезд из страны
за границу, свобода совести, взлет гуманитарного
образования, предпринимательства и любой
частной инициативы, полная культурная
свобода.
Долгое время считалось, что молодые люди
должны усваивать духовные ценности отцов
и следовать им. Однако опыт жизни разных
поколений показывает, что эта установка
оказывается мифом. Действительно, молодежь
входит в жизнь и сталкивается с традиционной
системой ценностей. Но это не означает,
что она его полностью устраивает. Каждое
новое поколение нравственно отличается
от предыдущего.
Позитивное изменение ситуации в духовной
культуре украинской молодежи возможно
только в условиях актуализации проблемы
формирования у молодежи активной гражданской
жизненной позиции. Одна из них связана
с бунтарско-созидательным отношением
к жизни, при котором активизируется стремление
молодежи доказать несправедливость мира
обществу и самому себе с дальнейшей возможностью
его переустройства. Бунтарство здесь
может выступать, с одной стороны, как
одна из форм социализации, а с другой
- как защитный механизм от внешних посягательств
на собственное «Я» молодого человека
или на открытый им мир. Именно это и необходимо
использовать для возрождения созидательных
компонентов духовного мира современной
российской молодежи.
Переживаемый современным российским
обществом духовно-нравственный кризис
застрагивает широкие слои населения,
но наибольшее беспокойство вызывает
то, что происходит в детской и молодежной
среде. В Украине молодые люди до 18 лет
составляют около 23 % населения. Дети —
одно из ключевых слагаемых не только
индивидуального благосостояния граждан
государства, но и его социально-экономического
роста и развития. В нашей стране социальное
положение молодежи драматично. Состояние
физического здоровья детей (от года до
14 лет) в последние годы вызывает озабоченность
специалистов, родителей, педагогов. Растут
невротизация молодежи, психо-соматические
и психологические заболевания. О духовном
неблагополучии молодежи свидетельствуют
проявления табачной (первое место в мире
по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе
и пивной), наркотической и других зависимостей,
включая все виды так называемой «экранной
зависимости» — телеманию, виртоманию
(компьютерную игровую), интернет-манию.
Другими объективными показателями неблагополучия
детей являются их уход из дома, беспризорность
и бродяжничество, рост подростковой преступности
и жестокости, криминализация быта детей,
беспрецедентный рост самоубийств несовершеннолетних.
Сами ценностные установки, присущие молодежному
сознанию, во многом деструктивны и разрушительны.
Причины такого положения лежат не столько
в экономической сфере, психологии или
психиатрии, сколько в духовной, которую
человек формирует своими действиями.
В обществе исчезли представления о высших
ценностях и идеалах. Оно стало ареной
необузданного эгоизма и нравственного
хаоса, что порождает негативные явления
в политике, экономике и социальной области.
Для преодоления кризиса важно обратиться
к духовным началам. В связи с эим духовно-нравственное
воспитание молодого поколения приобретает
чрезвычайную значимость и это следует
осмыслить как одну из приоритетных государственных
задач в аспекте национальной и духовной
безопасности страны.
В последнее время в Украине немало делается
в этом направлении. Государство, общество
объединяют свои силы для защиты духовности
и культуры нашей страны. Однако общий
анализ современных педагогических образовательных
программ и «технологий» нравственного
воспитания и развития показывает, что
они зачастую слепо копируют иностранные
образцы. На Западе под просвещением понимается,
прежде всего, изучение наук, овладение
различными техническими, технологическими
умениями и навыками, т.е. очень важная,
но все же прикладная категория педагогики.
Современные школьные программы очень
часто направлены лишь на интеллектуализацию,
рассудочность, на имморальность (т.е.
толерантность как принятие зла наравне
с добром), моральную нейтральность, на
манипулятивный характер методов воспитательного
воздействия и обучения. Они используют
аутотренинг и другие психотехники в ущерб
формированию свободной воли поведения
ребенка и его самовоспитания; расходятся
с традиционным православным взглядом
на педагогические приоритеты, забывают
о важности воспитания вообще и нравственного
воспитания в частности. Учитывая, что
школа сама по себе не в состоянии во всей
полноте решить вопросы, связанные с воспитанием,
чрезвычайно важным в современном обществе
является укрепление семьи, поскольку
в ней начинается воспитательная и образовательная
работа, которая затем продолжается и
завершается в школе.
По мнению большинства современных социологов
и философов, занимающихся проблемой культуры,
можно выделить два класса элементов.
Первый класс включает в себя идеи, ценности,
которые направляют и координируют поведение
и сознание людей в их групповой и индивидуальной
жизни. Второй класс элементов состоит
из социальных институтов и учреждений
культуры, благодаря которым эти идеи
и ценности сохраняются и распространяются
в обществе, доходят до каждого его члена.
Если первый класс элементов характеризует
культуру как систему эталонов общественного
поведения людей, то второй - как систему,
осуществляющую социальный контроль над
ценностями и идеями. К последнему классу
относятся системы просвещения и образования,
средств массовой информации и коммуникации,
различные виды культурного сервиса.
Культуру принято разделять на материальную
и духовную. Материальную культуру образуют
продукты материального, а духовную - продукты
духовного производства. Но их различия
ни в коем случае нельзя преувеличивать
хотя бы потому, что предметы духовной
культуры всегда так или иначе овеществляются,
материализуются, а материальная культура
несет в себе человеческую мысль, достижения
человеческого духа. Они связаны между
собой так, как и две обозначенные выше
области производства- материального
и духовного, причем первое к в конечном
счете играет в системе общественной жизни
ведущую, определяющую роль. Являясь выражением
способов и норм социальной организации
и регулирования жизнедеятельности общества,
культура обладает рядом функций. Это
социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся
в нормах, традициях и обычаях регулирующих
жизнь общества. Вторая, не менее важная
функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной.
Она заключается в трансляции опыта, знаний,
опредмеченных результатов человеческой
деятельности от поколения к поколению,
чем обеспечивается непрерывность исторического
процесса и его прогрессивное развитие.
Продукты культуротворческой деятельности
подвергаются своеобразной проверке,
социальному отбору: одни из них сразу
входят в культурный оборот и становятся
составляющей культурного прогресса,
для других требуется время, чтобы они
были осознаны и включены в социальную
практику. Социальной функцией культуры
является отбор и отсеивание в ходе трансляции
тех культурных ценностей, которые остаются
в употреблении у нового поколения и тех,
которые отсеиваются, отслужив свое. Эта
функция культуры называется ценностно-ориентационной.
Нельзя сводить культуру лишь к результатам
деятельности, это и сама деятельность.
именно так предстает перед нами культура
мировоззренческая, политическая, технологическая,
производственная, культура человеческого
общения, культура экологическая, правовая
и художественная. Культура данной эпохи
поэтому включает в себя и результаты,
и способы деятельности, причем не только
творческой, но и репродуктивной. Деятельность
выступает как составляющая и источник
культуры тогда, когда она носит общественный
характер, когда ее продукты имеют смысл
не только для данного индивида, но и для
других людей. Таким образом, культура
является продуктом общественной деятельности,
независимо от того в какой форме - коллективной
или индивидуальной - она осуществлялась.
Поэтому главный родовой признак культуры
- это неприродный, деятельностный, общественный
источник ее происхождения и развития.
Под этим источником подразумевается
общественный труд, который носит всеобщий
характер.
Таким образом, культура - это не только
производство вещей и идей в их оторванности
от человека, это производство самого
человека во всем богатстве и многосторонности
его общественных связей и отношений,
во всей целостности его общественного
бытия.
Информация о работе Проблемы духовной культуры современной молодёжи