Проблемы духовной культуры современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:20, статья

Описание работы

Проблема духовной культуры общества приобретает особую значимость в контексте осмысления проблем глобализации современного мира и их влияния на традиционные ценности. Информационные технологии, массовая коммуникация изменили духовную основу жизнедеятельности современного человека, его духовную культуру, привели к появлению негативных процессов в духовной сфере.
Конец XX - начало XXI вв. отмечены системными трансформациями украинского общества, которые неизбежно привели к смене ценностных приоритетов в духовной культуре украинцев, изменили представления о нравственности, о порядочности или непорядочности человека, видоизменили точку отсчета в оценке нравственности.

Файлы: 1 файл

statya.docx

— 23.38 Кб (Скачать файл)

Проблемы духовной культуры современной молодёжи.

 
Проблема духовной культуры общества приобретает особую значимость в  контексте осмысления проблем глобализации современного мира и их влияния на традиционные ценности. Информационные технологии, массовая коммуникация изменили духовную основу жизнедеятельности  современного человека, его духовную культуру, привели к появлению  негативных процессов в духовной сфере. 
Конец XX - начало XXI вв. отмечены системными трансформациями украинского общества, которые неизбежно привели к смене ценностных приоритетов в духовной культуре украинцев, изменили представления о нравственности, о порядочности или непорядочности человека, видоизменили точку отсчета в оценке нравственности. 
Важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни выступает молодежь, сущностной социокультурной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить культурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного творчества и транслировать будущим поколениям, внося, тем самым, свой вклад в развитие общества. Трансформационные процессы в украинском обществе, глобализация современного мира усложнили процессы восприятия, формирования и закрепления ценностей духовной культуры молодых украинцев. Молодежь оказалась на острие современных противоречий. 
Древние мыслители утверждали, что в бесконечном поиске истины следует изучать прошлое, глядя в будущее, соизмеряя его с прошлым. Чтобы заглянуть в будущее, надо заглянуть в прошлое. А для Украины это сейчас особенно важно, так как в своем духовном развитии она как бы возвращается к началу прошлого века. XX век это время величайших свершений, научных открытий, прорыва в космос, познания природы и в то же время - это эпоха трагических катастроф, социальных потрясений, опустошительных проектов, экологических бед, военных конфликтов, варварских экспериментов над людьми. 
Все деяния человечества отражаются в его духовной культуре, которая является той частью общей культуры человечества, где облагораживании природной, социальной и индивидуально-личностной сред осуществляется через реализацию добра в различных его модификациях, что требует от человека повышенной активности в таком облагораживании. Добро в данном контексте выступает высшей ценностью культуры как одно из отношений между людьми, одно из выражений человечности человека, воплощенное в различных носителях и выступающее в таких модификациях, как ответственность, порядочность, милосердие, совестливость. Духовная культура в этой ситуации есть объективная надиндивидуальная реальность, укорененная не только во внутреннем мире человека, но и в исторической памяти народа.

Духовная культура украинского общества как особый духовный опыт украинского народа прошла длительный путь своего становления, функционирования и развития, пройдя через войны, революции, бунты, введение цензуры, террор, тем не менее, в ней сохранились, независимо от модификаций в тот или иной исторический период украинского общества, фундаментальные ценности, передаваемые из поколения в поколение и зафиксированные в традициях и обычаях. 
Генезис духовной культуры украинского общества можно представить как формирование в ее структуре идей, органически связаны с Добром, таких как идей соборности, всеединства, героизма, идеи всечеловечности, идеи трудолюбия и ценности труда, идеи просвещения и эволюционное закрепление их в фундаментальных нравственных ценностях: коллективизма, патриотизма, интернационализма, образования.

По мере превращения Украины в страну, занимающую определенное место в системе международного разделения труда, количественные изменения, произошедшие в инфраструктуре культуры украинского общества, сопровождались и существенными качественными переменами, в частности, происходит американизация  культуры, интенсивное насыщение культурного поля Украины не только иноязычными словами, но и чуждыми украинской культуре ценностями, продолжается разграбление культурного достояния и т.д. 
Однако в сегодняшней Украине есть то, что отражает позитивные изменения: например, либеральная конституция, свободные выборы, многопартийность, оппозиция, парламент, свободные СМИ, неподцензурное книгоиздательство, беспрепятственный въезд и выезд из страны за границу, свобода совести, взлет гуманитарного образования, предпринимательства и любой частной инициативы, полная культурная свобода. 
Долгое время считалось, что молодые люди должны усваивать духовные ценности отцов и следовать им. Однако опыт жизни разных поколений показывает, что эта установка оказывается мифом. Действительно, молодежь входит в жизнь и сталкивается с традиционной системой ценностей. Но это не означает, что она его полностью устраивает. Каждое новое поколение нравственно отличается от предыдущего. 
Позитивное изменение ситуации в духовной культуре украинской молодежи возможно только в условиях актуализации проблемы формирования у молодежи активной гражданской жизненной позиции. Одна из них связана с бунтарско-созидательным отношением к жизни, при котором активизируется стремление молодежи доказать несправедливость мира обществу и самому себе с дальнейшей возможностью его переустройства. Бунтарство здесь может выступать, с одной стороны, как одна из форм социализации, а с другой - как защитный механизм от внешних посягательств на собственное «Я» молодого человека или на открытый им мир. Именно это и необходимо использовать для возрождения созидательных компонентов духовного мира современной российской молодежи. 
Переживаемый современным российским обществом духовно-нравственный кризис застрагивает широкие слои населения, но наибольшее беспокойство вызывает то, что происходит в детской и молодежной среде. В Украине молодые люди до 18 лет составляют около 23 % населения. Дети — одно из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния граждан государства, но и его социально-экономического роста и развития. В нашей стране социальное положение молодежи драматично. Состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает озабоченность специалистов, родителей, педагогов. Растут невротизация молодежи, психо-соматические и психологические заболевания. О духовном неблагополучии молодежи свидетельствуют проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей, включая все виды так называемой «экранной зависимости» — телеманию, виртоманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями неблагополучия детей являются их уход из дома, беспризорность и бродяжничество, рост подростковой преступности и жестокости, криминализация быта детей, беспрецедентный рост самоубийств несовершеннолетних. Сами ценностные установки, присущие молодежному сознанию, во многом деструктивны и разрушительны. 
Причины такого положения лежат не столько в экономической сфере, психологии или психиатрии, сколько в духовной, которую человек формирует своими действиями. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса, что порождает негативные явления в политике, экономике и социальной области. Для преодоления кризиса важно обратиться к духовным началам. В связи с эим духовно-нравственное воспитание молодого поколения приобретает чрезвычайную значимость и это следует осмыслить как одну из приоритетных государственных задач в аспекте национальной и духовной безопасности страны. 
В последнее время в Украине немало делается в этом направлении. Государство, общество объединяют свои силы для защиты духовности и культуры нашей страны. Однако общий анализ современных педагогических образовательных программ и «технологий» нравственного воспитания и развития показывает, что они зачастую слепо копируют иностранные образцы. На Западе под просвещением понимается, прежде всего, изучение наук, овладение различными техническими, технологическими умениями и навыками, т.е. очень важная, но все же прикладная категория педагогики. Современные школьные программы очень часто направлены лишь на интеллектуализацию, рассудочность, на имморальность (т.е. толерантность как принятие зла наравне с добром), моральную нейтральность, на манипулятивный характер методов воспитательного воздействия и обучения. Они используют аутотренинг и другие психотехники в ущерб формированию свободной воли поведения ребенка и его самовоспитания; расходятся с традиционным православным взглядом на педагогические приоритеты, забывают о важности воспитания вообще и нравственного воспитания в частности. Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии во всей полноте решить вопросы, связанные с воспитанием, чрезвычайно важным в современном обществе является укрепление семьи, поскольку в ней начинается воспитательная и образовательная работа, которая затем продолжается и завершается в школе.  
По мнению большинства современных социологов и философов, занимающихся проблемой культуры, можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. Если первый класс элементов характеризует культуру как систему эталонов общественного поведения людей, то второй - как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся системы просвещения и образования, средств массовой информации и коммуникации, различные виды культурного сервиса. 
Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и две обозначенные выше области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке, социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время, чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция культуры называется ценностно-ориентационной. 
Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и источник культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты имеют смысл не только для данного индивида, но и для других людей. Таким образом, культура является продуктом общественной деятельности, независимо от того в какой форме - коллективной или индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития. Под этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий характер. 
Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.


Информация о работе Проблемы духовной культуры современной молодёжи