Проблемы формирования и реализации жизненных стратегий студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Исследование жизненных стратегий современного российского студенчества является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества. Это связано как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества, связанной с кардинальным изменением социальных представлений и стереотипов, является одной из основ самоопределения личности.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы  формирования и реализации жизненных  стратегий студенческой молодежи

Исследование жизненных стратегий  современного российского студенчества является актуальным как для анализа  социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества. Это связано как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества, связанной с кардинальным изменением социальных представлений и стереотипов, является одной из основ самоопределения личности.

Жизненные стратегии представляют собой сложное и динамичное явление  человеческой жизни, они отражают будущий  жизненный путь личности и способы  его реализации, способность планировать  и изменять собственную жизнь, направляют поведение личности в течение некоторого периода времени. Жизненные стратегии могут быть описаны исходя из ценностей личности, целей, планов, направленных на их осуществление.

Основой конструирования жизненных  стратегий студентов являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации - это широкая система отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те, или иные виды социальных ценностей.

По результатам исследования, проводимого Новосибирским Государственным медицинским университетом г. Новосибирска в 2010 году среди студентов 1-5 курса в возрасте от 18 до 22 лет, можно сказать, что для 70% опрошенных респондентов характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность на временную перспективу. Так же было выявлено, что по шкале «Цели в жизни» у 30% опрошенных респондентов показатели ниже нормы, что характеризует их как живущих сегодняшним или вчерашним днем, это говорит о том, что у студентов недостаточно чётко сформирована определенность будущего.

Для 80% опрошенных студентов свойственна  высокая эмоциональная насыщенность, т.е. респонденты воспринимают свою жизнь как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Также было выявлено, что у 2% респондентов высокие баллы только по этой шкале, тогда как по остальным шкалам показатели низкие, что характеризует студентов как гедонистических, живущих сегодняшним днём личностей. Низкие баллы по этой шкале у 12% опрошенных респондентов, что свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

По шкале «Результативность жизни» 58% опрошенных студентов попадают в высокий диапазон значений, что говорит о сформированном рефлексивном потенциале, социальной компетентности о стремлении респондентов проявить и реализовывать свои личностные потенциалы.

Однако следует отметить, что у 42% опрошенных, преимущественно это студенты 4 курса, результаты низкие, это может также объясняться тем, что студенты перед окончанием вуза находятся на новом этапе жизни, студенты не верят в управляемость жизни и в свою способность управлять ею. Об этом также свидетельствует корреляция со шкалой «Локус контроля» 44% респондентов 1-5 курсов не верят в свои силы контролировать события собственной жизни и всю ответ

По результатам различных исследований можно сказать, что происходит смена ценностных ориентаций, которые уже рассматриваются через призму рыночных отношений (стремление к личной выгоде, обогащение, индивидуализация, более прагматичный подход к жизни), что в принципе противоречит русской ментальности и присущей ей коллективизму, общности и взаимопомощи. Девушки в своих амбициях не уступают юношам и стремятся достичь типично мужских целей (высокий социальный статус, экономическая власть). Но, тем не менее, в числе приоритетных остаются неизменные ценностные ориентации на любовь, семью, здоровье.

В заключение можно  сказать, что в молодежи 90-х годов  заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических  реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. И, как показывают результаты проводящихся исследований, в большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества.

 


Информация о работе Проблемы формирования и реализации жизненных стратегий студенческой молодежи