Проблемы измерения бедности и особенности бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является категория населения, живущие за чертой бедности.
Предметом курсовой работы является особенности социального положения населения, относящегося к бедному классу.
В качестве цели курсовой работы мы поставили изучение проблемы бедности в РФ, выявление различных вариантов касательно того, как можно измерить уровень бедности в стране.
Исходя из цели определим следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать накопленные знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть основные показатели уровня жизни.
3. Описать социально-демографический портрет бедного населения в России.
4. Описать подходы к изучению и измерению бедности.

Содержание работы

Введение
Глава1 Понятие и сущность бедности. История изучения бедности
1.1Различные подходы к определению бедности
1.2Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом
1.3Типология бедности
Глава2 Основные показатели уровня жизни населения
Глава3 Бедность в России
3.1Социально-демографический портрет бедных
3.2Причины бедности
3.3Восприятие бедности в сознании людей
3.4Межрегиональная дифференциация бедности
3.5Измерения бедности
3.5.1Концепции бедности в соответствии с уровнем удовлетворения потребностей
3.5.2Депривационный подход. Ступени депривации
3.5.3Зарубежный подход к измерению уровня бедности: оценка для России
Глава4 Стратегии борьбы с бедностью
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бедность.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которые возглавляют наемные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.

Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.

Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижения уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.

Огромные межрегиональные различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также в численности бедного населения, подсказывают возможную последовательность снижения уровня бедности. На наш взгляд, было бы целесообразно выделить следующие приоритеты в решении этой задачи.

Для более быстрого сокращения бедного населения в целом по стране федеральному центру надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.

Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее чем 50% всего бедного населения страны. В качестве таких регионов могли бы быть определены и поддержаны федеральным центром те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее количество бедного населения.

В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.

Надо ли помогать более сильным? Некоторые считают, что помогать нужно слабым, а сильные сами решат свои проблемы. У нас иная логика.

Если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объемах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности. [5, с. 71-78]

В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать террор против тех, кто ворует. Это тоже не панацея, но можно и нужно срочно выправить ситуацию! Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда. [1, с. 19-21]

Из всего вышесказанного напрашивается вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности являются правильными. Но между ними имеются некоторые расхождения. Допустим, в одной точке зрения говорится, что первоочередная задача – это поддержка наиболее бедных и уязвимых слоев населения. А вот Бобков В. считает иначе. Он ориентирует прежде всего на решение проблем сильных, а уже потом – слабых. Здесь имеется в виду, как нам кажется, тот факт, что, помогая тем лицам, которые потенциально могут выйти из положения бедности, нам уже проще будет решать проблемы тех, кому реально сложнее в этом плане. И по нашему мнению Бобков В. прав, предлагая МРОТ устанавливать именно на региональном уровне, учитывая неравномерность распределения доходов в целом по стране.

 

Заключение

Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. В данном случае огромные усилия возложены на само государство и благодаря правильно, разумно проведенной социальной политики снизить степень ее остроты вполне реально.

При этом, нет единого метода как к определению бедности, так и к ее измерению. Необходимо использовать комплексный подход, чтобы наиболее полно отразить состояние общества на данный момент.

В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). При этом нельзя исключать и другие способы измерения бедности.

Но само внутреннее состояние русского человека говорит нам о том, что бедность в нашей стране не является пороком и в этом нет ничего постыдного (в отличие от восприятия бедности европейцами, для которых быть бедным приравнивается к позору и отчуждению от общества). Скорее наоборот считается, что нищенство – «это особый христианский подвиг», который необходимо уважать и почитать.

Главной особенностью бедности в России является то, что большинство лиц из данной категории – это семьи трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).

И поэтому, необходим пересмотр трудового законодательства. И будет лучше и эффективнее, если МРОТ будут устанавливать на региональном уровне, в зависимости от конкретного его социального и экономического положения, сопоставляя его с прожиточным минимумом.

А в целом, необходима координация совместных усилий как государства в целом, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).

 

Список литературы

1. Васильев Ю.Г., Бедные  о бедных // Социальная работа, - №3, - 2007г., с. 19-21.

2. Давыдова Н.М., Седова  Н.Н., Богатые и бедные в современной  России // СОЦИС, - №3 – 2004г., с.23-44.

3. Тихонова Н.Е., Особенности  дифференциации и самооценки  статуса в полярных слоях населения // СОЦИС, - №3, - 2004г., с.22-23.

4. Чинакова Л.И., Об отличительных признаках бедности и нищеты //СОЦИС, - №1, - 2005г., с.139-141.

5. Бобков В., Российская  бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2005г., с.71-78.

6. Николаев Л.Е., Бедность  в России: экономический анализ //Общество  и экономика, - №7-8, - 2005г., с.262-305.

7. Белоусова С., Анализ  уровня бедности // Экономист, - №10, - 2006г., с.65-71.

8. Максимова Т.Н., Социальное  развитие и уровень жизни // Вестник  экономики, - №6, - 1999г., с.53-58.

9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. М: Инфра-М, 1999г., с.173-175.

10. Социологический энциклопедический  словарь, под. ред. Осипова Г.В., - М. – 1998г., с.17.

11. Литвинов В.А., Бедность  населения: показатели и измерители // Преподавание истории и обществознания  в школе, - №5, - 2006г., с.3-10.

12. Ржаницына Л., Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения //Экономист, - №4, - 2001г., с.71-73.

13. Разумов А., Классификация  основных подходов к определению  и измерению бедности // Человек  и труд, - №9, - 2002г., с.27-28.

14. Словарь гендерных терминов, Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной

15. Иванова С. Т., Россия  в состоянии кризиса //СОЦИС, - №6, - 2003г., с. 88-95.

16. Зубкова Л., Бедность  – не порок! // Социальная защита, - №5, - 1997г., с.10.

17. Римашевская Н.М., Бедность и маргинализация населения // СОЦИС, - №4, - 2000г., с. 43-50.

18. Гуленкова А., Кринко Е., Как измерить бедность? // Социальная работа, - №2, - 2006г., с.37-39.

19. Шишков Ю., Уровень бедности  в современном мире // МЭМО, - №1, - 2006г., с.3-14.

20. Фролов С.С., Основы социологии, М., Юристъ, 1997г., с.74-89.

21. Румянцева О., Опыт борьбы  с бедностью в других странах // Экономист, - №3, - 2002г., с.71-77.

22. Шанин В., Подходы к решению проблемы бедности, // Человек и труд, - №5, - 2007г., с.12-17.

 


Информация о работе Проблемы измерения бедности и особенности бедности в России