Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ социальных проблем молодежи.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из них:
– изучение основных направлений социальной работы с молодежью;
– анализ социальных проблем молодежи.
Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.
Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.
Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. Как правило, правонарушения совершают молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностной ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.
Обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» – в самозамкнутом, безвыходном пространстве.
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Молодежь занимает
важное место в общественных
отношениях, производстве материальных
и духовных благ. Однако ее
положение в обществе и
2. Задача общества
и государства сегодня –
3. Для координации
и выработки основных
4. Ситуация на молодежном
рынке труда является
И в заключение: в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России – это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.: Инфра-М, 2007
2. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.: Инфра-М, 2009.
3. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.: Инфра-М, 2006
4. Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.: Инфра-М, 2008
5. Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.: Инфра-М, 2008.
1 Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.: Инфра-М, 2007