Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования — общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь — личная жизнь.
Цель данной работы - изучение проблем семьи в современном обществе, их причины и пути решения.
Глава 1 Роль социального института семьи в современном мире.
Понятия «брак» и «семья».
Определение и структура «молодой семьи».
Три ступени возраста «молодой семьи».
Глава 2 Проблемы современной семьи в Р.Ф
2.1 Социально-экономические проблемы.
2.2 Социально-психологические проблемы.
Глава 3 Современная семья: разнообразие подходов к изучению.
3.1 Традиционный анализ семьи.
3.2 Инновационный подход к исследованию семьи.
Заключение.
Список используемой литературы.
Важно также отметить тот факт, что в нашем обществе произошла смена позиций во взаимодействии трех разноуровневых субъектов: общества, семьи как малой группы и индивида. Если в дореформенный период иерархия их взаимоотношений напоминала пирамиду, в основе которой находился индивид, а на вершине – общество, то сегодня позиции кардинально поменялись: индивид занял верхнюю, лидирующую позицию, тогда как общество оказалось в нижней, подчиненной. Семья сохранила свое центральное в иерархии место, по-прежнему являясь каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом.
Внутренней, субъективной причиной данного положения вещей является то обстоятельство, что семья есть единство трех типов отношений – супружеских, родительских и детских. Дети являются самостоятельной ценностью. Экономический кризис может лишь уменьшить количество их рождений, но не уничтожить саму потребность в них как таковую. Этот факт - серьезный аргумент в защиту незыблемости позиций семьи как малой группы (формальной или неформальной) в массовом сознании и поведении.Сужение структуры семьи, как и ограничение спектра и объема выполняемых ею функций, необходимо рассматривать как стратегии негативной адаптации к условиям социальных реформ. Более того, в настоящих условиях действует закон центробежной силы: чем выше уровень дестабилизации общества, чем активнее идет процесс дезинтеграции социальных институтов, взаимосвязанных с институтом семьи, тем сильнее семья как социальная группа стремится освободиться от социального контроля и обрести неформальный статус либо в формальных рамках, либо вне их.
Инновационный теоретико-методологический
подход к семье, предлагаемый и обозначенный
как субъектно-центрический, ставит
во главу угла интересы самой семьи,
оценивая как естественные и исторически
обусловленные все те процессы, которые
в ней происходят. Престиж семьи
как малой группы был и будет
неизменно высоким уже по той
причине, что семья представляет
собой центр удовлетворения многих
потребностей - естественно-биологических,
социально-психологических, индивидуально-психологических,
присущих индивиду как потенциальному
или реальному ее члену. Такие
наиболее специфические потребности,
как потребность в сексуальном
партнерстве и продолжении
До настоящего времени в социологии семьи главенствующую позицию занимал социоцентрический подход, ставящий во главу угла интересы общества, предполагающий исследование социальных функций семьи. В настоящее время особую популярность приобрел эгоцентрический подход, появившийся в процессе гуманизации и гуманитаризации общественного сознания в пореформенную эпоху. Утверждаемый семьецентрический подход к исследованию семьи как социальной общности является, по сути дела, той доминантой, которая позволяет определить наиболее адекватные теоретические и практические способы решения проблем функционирования семьи. Его осуществление будет означать ряд явлений: смену акцентов в оценке всех сторон жизнедеятельности института семьи, и в первую очередь - репродуктивной и социализационной; переоценку значимости тех моделей семьи, которые в настоящий момент классифицируются как инновационные, альтернативные, следовательно, как «второсортные»; признание за семьей права выступать в качестве субъекта социально-политической деятельности; расширение сферы полномочий семьи в осуществлении социального контроля за своими членами; ограничение индивидуальной свободы отдельных членов семьи в выборе приоритетов деятельности в интересах семейной группы; возвращение семье полностью или частично утраченных ею функций – накопления частной собственности и ее передачи по наследству, деторождения, социализации, социального контроля и т.д.; провозглашение внесемейных ценностей ценностями второго порядка, зависимыми от ценностей семейных и подчиняющимися им; формирование в общественном сознании престижа семьи как социального института, а членства в семье как одной из первостепенных ценностей, превосходящей ценности сугубо индивидуалистические; определение за семьей и другими социальными институтами сферы компетентности в решении проблем брачно-семейных отношений и характера взаимодействия между ними на данной основе.
На основе системного анализа, структурно-функционального, институционального, деятельностного и комплексного подходов может быть сформирована модель семьи, отвечающая современным представлениям о ее состоянии и функционировании.
С одной стороны, сохраняется традиционный (патриархальный) вариант при наличии социального контроля и сохранении формальных признаков. С другой стороны, остается популярным вариант эгалитарной семьи, демонстрирующей отход от социоцентрического начала в семье в сторону индивидуально-личностного. По мере увеличения разрыва между формальным и неформальным началами возрождаются модели, известные с древних времен, - варианты полигамной семьи, внебрачной кровно-родственной неполной (материнской), внебрачной неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи.
Трансформация института семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения, отразившись на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Специалисты обращают внимание на то, что в условиях трансформации семейных отношений, дальнейшего разделения институтов брака и родительства возникают новые институты. Социальные статусы и нормы поведения родителей. В ходе этих процессов наблюдаются явления такого характера, как: снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни. Перечисленные явления не имеют однозначной оценки в социологической литературе, и трактуются они, как правило, с позиций кризисной или эволюционной концепции функционирования семьи в российском обществе.
Вместе с тем между данными процессами - кризисом и эволюцией, представленными в отечественной фамилистике как противоположные, существуют тесная связь и зависимость, которые и обусловливает современное состояние семейно-демографической сферы российского общества, а также низкую эффективность ее социальных институтов. Очевидно, наступила необходимость пересмотра сложившихся методологических и теоретических подходов к исследованию семьи и семейных отношений в отечественной социологии семьи, базирующихся на классической парадигме исследования, поскольку трансформационный характер развития российского социума предполагает создание соответствующего ему методологического конструкта исследования семьи, в чем и заключается научная актуальность. Целью исследования является получение нового социологического знания о трансформации института семьи и ее влиянии на семейное демографическое поведение и демографические процессы в российском обществе.
Заключение:
В сложных условиях социально-экономического кризиса, переживаемого нашим обществом, семья как социальный институт оказывается своеобразным « островом устойчивости». Есть основания полагать, что несмотря на глобальное ухудшение материального положения людей вырисовывается тенденция укрепления ориентации людей на семейную жизнь. При этом в функциях семьи на первый план выходит ее роль в развитии личности. Одновременно семья несет в себе и достаточно четкие « следы прошлого»: жесткое и традиционное распределение ролей, авторитарность и т.д.
К « факторам риска» современной семьи следует отнести: алкоголизм членов семьи, сексуальную несовместимость, отсутствие социального мышления, позволяющего успешно решать возникающие проблемы;
- межпоколенческие конфликты;- недостаточный уровень развития чувства ответственности, способности членов семьи к компромиссам;
- безработица или недостаточная возможность обеспечить семью;
- пассивная
позиция, которая отводится
- нарастание
идеологии значимости денег, а
не духовных нравственных
Часть факторов относится к объективным, часть к субъективным. Сочетание этих двух групп и создает серьезные предпосылки к распаду семей, сокращению рождаемости, безотцовщине.
Все проблемы
современной семьи требует
Список используемой литературы:
1. Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. СПб.: Питер, 2000.
2.
Антонов А.И. Социология семьи.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001
4. Здравомыслова О. М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского: Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002.
5. Зритнева Е.И. Семьеведение. М., 2002.
6. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М.: Мысль, 1987.
7. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005.
8. Неудачина И. Г. Современная российская семья: гендерный анализ: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003.
9. Савельева О.О. Семья в современном обществе // История и обществознание в школе. 2001.
10. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Информация о работе Проблемы молодой семьи в современном российском обществе