Проблемы обеспечения социальных гарантий в Российской Федерации и варианты их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения финансового механизма социальных гарантий в России. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- определить сущность финансового механизма;
- определить понятие социальных гарантий;
- проанализировать финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России на примере бюджетного финансирования, а также выявить проблемы социальных гарантий и вариантов их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………......3
1.Теоретические основы организации финансового механизма обеспечения социальных гарантий……………………………….……….……………….…...5
1.1 Сущность, место и роль финансового механизма обеспечения социальных гарантий……………………………….………………………………………......5
1.2 Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий………….……8
2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения социальных гарантий Российской Федерации……………………………………………....13
2.1 Финансовый механизм бюджетного обеспечения социальных гарантий………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ бюджетного финансирования социальной сферы……………….16
2.3 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы обеспечения социальных гарантий в Российской Федерации и варианты их решения…………………………………………………………...24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………….………………………………......3

1.Теоретические основы организации финансового механизма обеспечения социальных гарантий……………………………….……….……………….…...5

1.1 Сущность, место и роль финансового механизма обеспечения социальных гарантий……………………………….………………………………………......5

1.2 Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий………….……8

2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения социальных гарантий Российской Федерации……………………………………………....13

2.1 Финансовый механизм бюджетного обеспечения социальных гарантий………………………………………………………………………….13

2.2 Анализ бюджетного финансирования социальной сферы……………….16

2.3 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы…………………………………………………………………………….21

3. Проблемы обеспечения социальных гарантий в Российской Федерации и варианты их решения…………………………………………………………...24

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильём и т.д.

Негативным социальным последствием российских экономических реформ стало увеличение доли бедного населения. Бедность (так же как и дифференциация доходов) существовала в России и в дореформенный период. В то время бедные образовывали группу, характеризующуюся низким материальным достатком, но при этом не отличавшуюся от большинства населения особым режимом жизнедеятельности и отсутствием доступа к социальным услугам. Однако за годы реформ явление бедности приобрело большие масштабы, а доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в середине 90-х годов прошлого века – начале этого века составляла в среднем более четверти населения страны. Текущая ситуация характеризуется тем обстоятельством, что при росте числа бедных снизился доступ населения к социальным  услугам.

Экономические основы обеспечения минимальных социальных стандартов связаны с порядком формирования государственного бюджета и действием налогового механизма, составными частями которого являются налоговая система государства и соответствующая налоговая политика, проводимая органами государственной власти. Проблема заключается в несбалансированности доходных полномочий и расходных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетно-налоговой системы РФ. В настоящий момент основные доходные полномочия, во многом реализуемые за счет налогов, сосредоточены на федеральном уровне.

Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения финансового механизма социальных гарантий в России. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

     - определить сущность  финансового механизма;

     - определить понятие  социальных гарантий;

     - проанализировать финансовый  механизм обеспечения социальных  гарантий в России на примере бюджетного финансирования, а также выявить проблемы социальных гарантий и вариантов их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы  организации финансового механизма  обеспечения социальных гарантий

 

1.1 Сущность, место и роль  финансового механизма обеспечения  социальных гарантий

 

Финансовый  механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений            ( дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.

     Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, то есть установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

     В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

     Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих  мерные характеристики, являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

      

Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

     В зависимости от состава сфер и  звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования ( в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

     Таким образом, финансовый механизм является инструментом осуществления не только финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой, социальной, экономической политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

 

 

 

 

1.2 Финансовый механизм  обеспечения социальных гарантий

 

     В рыночной социально – ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

     Необходимость социальных гарантий вытекает из наличия  общественной потребности иметь  в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни.

     Социальные  гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

     Социальное  обеспечение является комбинацией  программы пенсионных сбережений, программы  страхования и программы перераспределения Национального дохода.

     Государственные социальные стандарты и нормативы  формируются, устанавливаются и  утверждаются в порядке, определенном Государственной Думой.

     Социально – экономические гарантии – это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.

      Классификация социальных гарантий (нормативов) представлена в схеме1. Классификация социальных нормативов.

Схема 1. Классификация социальных нормативов

     Нормативы потребления – размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

     Нормативы обеспечения – определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.

     Нормативы дохода -   размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

     Нормативы рационального потребления -  уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

     Нормативы минимального потребления – социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.

     Статистические  нормативы -  нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

     Государственные нормативы в сфере жилищно - коммунального хозяйства включают:

а) предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно - коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;

 б) показатели качества предоставления  коммунальных услуг.

     К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

а) нормы обеспечения транспортом общего пользования;

б) показатели качества транспортного обслуживания;

в) нормы обеспечения населения услугами связи.

     Государственные социальные нормативы в сфере  охраны здоровья  включают:

а) список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;

б) показатели качества оказания медицинской помощи;

в) нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;

г) нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

     К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

а) перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;

б) нормативы максимальной наполняемости классов, групп;

в) нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;

г) нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

     Объем  и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем  цивилизованности  страны.

     Основные  направления осуществления социальных гарантий:

     1) Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:

а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и ее индексацию;

б)  умеренные налоги;

в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.

     2) Государство должно гарантировать  удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое оно не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:

а) приобретение общего образования;

б) воспитание детей и подростков;

в) подготовка кадров;

г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.

     3) Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи, на уровне минимальных социальных стандартов, независимо от их участия в процессе производства в таких формах:

а) пенсии;

б) различные виды помощи;

в) стипендии;

г) денежные выплаты и их индексация;

д) льготы в налогообложении.

     Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета  в минимально достаточных размерах.

Информация о работе Проблемы обеспечения социальных гарантий в Российской Федерации и варианты их решения