Проблемы развития современной семьи в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:31, реферат

Описание работы

Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные»; неблагополучные, нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи;

Содержание работы

Введение 3
Семья как социальный институт 4
Функции современной семьи 5
Проблемы развития современной семьи в белорусском обществе 7
Политика государства по поддержке семей 11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат на тему: «Проблемы  развития современной семьи в  Беларуси» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

Содержание

 

  1. Введение 3
  2. Семья как социальный институт 4
  3. Функции современной семьи 5
  4. Проблемы развития современной семьи в белорусском обществе 7
  5. Политика государства по поддержке семей 11
  6. Заключение 12
  7. Список литературы 13

 

 

 

Введение

 

Актуальность

Брак и семья относятся  к числу таких явлений, интерес  к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет  первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что белорусская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает.

Цель

  • изучить проблемы современной семьи

 

Задачи

  • проанализировать роль семьи в жизни общества
  • изучить функции современной семьи
  • выявить проблемы с которыми сталкивается современная семья
  • ознакомиться с политикой государства по поддержке семей

 

 

 

 

Семья как социальный институт

 

Наряду с системой образования  семья является одним из важнейших  социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с  семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной.

Семья занимает важнейшее  место в социальных связях человека. История развития общества - это  история развития семьи и как  социального института, который  эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня  семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным  инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора[4].

Семья - это основанное на браке или кровном родстве  объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом  социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в  общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей[5].

Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

Активнейшее воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия[2].

Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

Каждый современный человек  осмысливает свою роль в жизнедеятельности  общества, так или иначе определяя личный статус. Его формирование начинается уже в раннем возрасте, когда начинают строиться очертания «картины мира». Именно семье принадлежит первостепенная и решающая роль в определении качества ее результатов.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально-исторического опыта, и  прежде всего опыта эмоциональных  взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет  важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. На протяжении веков семья  вносила решающий вклад в дело воспитания детей, в формирование у  них таких качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становлении характера растущего человека, в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являясь транслятором духовного и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи информации, позволяющая ребенку воспринимать и осваивать ее с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовали родительская любовь, доверие ребенка родителям, стремление подрожать им, общий психологический климат семьи.

Величие семьи начинается с благополучия каждой семьи. Здоровая, полная, обеспеченная семья есть опора  общества и государства. В семье  формируются настроения людей, их надежды, понимание настоящего, уверенность  в грядущем, память о минувшем. Общественное воспитание человека основывается на ценностях, привитых в семье. Ныне важнейшей  задачей общества является укрепление института семьи, повышение ее статуса[6].

Функции современной семьи

 

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись как содержание, так и ее социальные функции. Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная
  • воспитательная
  • хозяйственно-экономическая,
  • рекреациооная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха)
  • коммуникативная
  • регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в семье)[5]

Репродуктивная функция  выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство  населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение[8].

В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализовываться в детях». В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.[7]

Выполняя хозяйственно-экономическую  функцию, семья обеспечивает прочные  экономические связи между своими членами, поддерживает материально  несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности. Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. [8]

Рекреационная функция. Эта  функция семьи приобретает все  большее значение в наше время. В  условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и  психологических нагрузок, увеличения количества  стрессовых ситуаций семья  принимает на себя особую терапевтическую  роль. Она должна стать «оазисом»  спокойствия, уверенности, создавать  столь важное для человека  чувство  безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку  и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические  моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары.[8]

Коммуникативная функция  семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных  явлениях — общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе и т. д.) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где, как правило, мы общаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении, в общении с родными, близкими людьми, т. е. потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимоподдержке. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха[9].

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы  регулировать и упорядочивать отношения  между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Проблемы развития современной  семьи в белорусском обществе

 

Проблемы современной  семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья – один из основных социальных институтов общества, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. 

В последние 20 лет в белорусских  семьях стали заметны существенные изменения. К наиболее характерным  из них относятся:

  • вступление мужчин и женщин в брак в более поздний возрастной период
  • увеличение числа женщин, занятых трудовой деятельностью
  • увеличение количества разводов
  • большое количество неполных семей
  • большое количество детей, которые отобраны у родителей
  • наличие детей, от которых родители отказались
  • изменение важнейших функций семьи под влиянием социально-экономических и морально-психологических факторов[11, с.4]

Демографическое возрождение  белорусского народа в настоящее  время становится одной из острейших  проблем современности, ибо от ее решения зависят перспективы  развития экономики, социальной сферы, безопасность страны и роль в международном  обществе. Успехи в преодолении демографического кризиса напрямую связаны с состоянием семейно-брачных отношений, адаптированностью семьи к изменяющимся социально-экономическим отношениям, качеством исполнения родителями основной функции по рождению детей.

Молодые люди сегодня активно  дискутируют об устаревании института  семьи, предлагая новые модели отношений  между мужчиной и женщиной. Причем новые интерпретации этих моделей  не всегда отличаются нравственностью  и добропорядочностью. Если предлагаемые варианты начнут усиленно внедряться в жизнь, то есть угроза потери не только нравственности последующих поколений, но и ценностных основ национальной идеи, которая вот уже на протяжении длительного времени подвергается серьезным духовным испытаниям.

Человечество реально  вступило в исторически новое  состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, осознание им самим смысла жизни, формирование им духовных и нравственных ценностей. Речь идет об изменении способа мышления и жизнесуществования народов. И сделать это предстоит не в силу обычных прагматических соображений или неких утопических идей, а вследствие осознания глобальных опасностей, грозящих положить конец человеческой цивилизации[6, с. 10].

Информация о работе Проблемы развития современной семьи в Беларуси