Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:31, реферат
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные»; неблагополучные, нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи;
Введение 3
Семья как социальный институт 4
Функции современной семьи 5
Проблемы развития современной семьи в белорусском обществе 7
Политика государства по поддержке семей 11
Заключение 12
Список литературы 13
Реферат на тему: «Проблемы
развития современной семьи в
Беларуси»
Минск, 2013
Содержание
Актуальность
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что белорусская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает.
Цель
Задачи
Наряду с системой образования
семья является одним из важнейших
социальных институтов современного общества.
Важность проблематики, связанной с
семейными отношениями в
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора[4].
Семья - это основанное на
браке или кровном родстве
объединение людей, связанных общностью
быта и взаимной ответственностью.
Являясь необходимым
Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия[2].
Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.
Каждый современный человек осмысливает свою роль в жизнедеятельности общества, так или иначе определяя личный статус. Его формирование начинается уже в раннем возрасте, когда начинают строиться очертания «картины мира». Именно семье принадлежит первостепенная и решающая роль в определении качества ее результатов.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания детей, в формирование у них таких качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становлении характера растущего человека, в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являясь транслятором духовного и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи информации, позволяющая ребенку воспринимать и осваивать ее с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовали родительская любовь, доверие ребенка родителям, стремление подрожать им, общий психологический климат семьи.
Величие семьи начинается с благополучия каждой семьи. Здоровая, полная, обеспеченная семья есть опора общества и государства. В семье формируются настроения людей, их надежды, понимание настоящего, уверенность в грядущем, память о минувшем. Общественное воспитание человека основывается на ценностях, привитых в семье. Ныне важнейшей задачей общества является укрепление института семьи, повышение ее статуса[6].
Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись как содержание, так и ее социальные функции. Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение[8].
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализовываться в детях». В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.[7]
Выполняя хозяйственно-
Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары.[8]
Коммуникативная функция
семьи заключается в
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Проблемы современной
семьи относятся к числу
В последние 20 лет в белорусских семьях стали заметны существенные изменения. К наиболее характерным из них относятся:
Демографическое возрождение белорусского народа в настоящее время становится одной из острейших проблем современности, ибо от ее решения зависят перспективы развития экономики, социальной сферы, безопасность страны и роль в международном обществе. Успехи в преодолении демографического кризиса напрямую связаны с состоянием семейно-брачных отношений, адаптированностью семьи к изменяющимся социально-экономическим отношениям, качеством исполнения родителями основной функции по рождению детей.
Молодые люди сегодня активно дискутируют об устаревании института семьи, предлагая новые модели отношений между мужчиной и женщиной. Причем новые интерпретации этих моделей не всегда отличаются нравственностью и добропорядочностью. Если предлагаемые варианты начнут усиленно внедряться в жизнь, то есть угроза потери не только нравственности последующих поколений, но и ценностных основ национальной идеи, которая вот уже на протяжении длительного времени подвергается серьезным духовным испытаниям.
Человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, осознание им самим смысла жизни, формирование им духовных и нравственных ценностей. Речь идет об изменении способа мышления и жизнесуществования народов. И сделать это предстоит не в силу обычных прагматических соображений или неких утопических идей, а вследствие осознания глобальных опасностей, грозящих положить конец человеческой цивилизации[6, с. 10].
Информация о работе Проблемы развития современной семьи в Беларуси