Проблемы реализации права инвалидов на доступную среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:49, научная работа

Описание работы

Рассмотрим проблему образования для инвалидов. Основные права граждан в этой области закреплены в ст. 43 Конституции РФ: «Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.

Файлы: 1 файл

Научная работа.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

Научная статья на тему: Проблемы реализации права инвалидов на доступную среду.

Прохорова Вера

В настоящее время в  России гражданам, особенно имеющим  инвалидность, не просто добиться осуществления  своих прав в различных сферах, в частности, в области свободы труда, образования, хотя именно образование провозглашено в России одним из приоритетов внутренней политики государства.

Рассмотрим проблему образования для инвалидов. Основные права граждан в этой области закреплены в ст. 43 Конституции РФ: «Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Если проанализировать приведенный выше текст, то можно увидеть, что закон содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме. К сожалению, практика такова, что дети-инвалиды, далеко не всегда могут в полной мере реализовать гарантированное Конституцией право на образование. Специфика их лечения и реабилитации, зачастую ограничивает возможность получения ими полноценного образования. Родителям важно знать, что в этих случаях предусмотрено действующим законодательством для реализации права детей на получение полноценного образования. Известно, что лица, в детстве излеченные от онкологических заболеваний, нередко встречаются с дискриминацией при приеме в средние и высшие специальные учебные заведения. Им либо прямо отказывают в приеме документов, либо требуют представить целый ряд дополнительных справок о состоянии здоровья. Образовательные учреждения должны выполнять ряд условий для обеспечения индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов:

  1. Приспособление зданий и помещений к возможностям инвалидов беспрепятственно передвигаться;
  2. Адаптация программ обучения с учетом психофизиологических особенностей инвалидов;
  3. Педагогическая коррекция учебного процесса.

Хочется сказать, что Конституция и законы нашей страны содержат достаточно хорошо разработанную правовую базу для реализации инвалидами своего права на образование. Однако жизнь показывает, что человеку необходимо уметь отстаивать свои права и интересы. Знание законов помогает в этой борьбе.

Рассмотрим вторую проблему, с которой сталкиваются инвалиды это права свободы труда.

В условиях, когда жизнь  ограничена пределами дома или квартиры, неработающему инвалиду сложно сохранить  желание самореализоваться в профессиональной деятельности. Но своевременно оказанная поддержка со стороны окружающих людей позволяет человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя нужным.

Общеизвестно, что люди с  инвалидностью испытывают сравнительно больше проблем с трудоустройством, особенно, если их инвалидность «бросается в глаза» или требует дополнительных приспособлений рабочего места и  условий труда.

Статья 37 п.п. 1–3 Конституции Российской Федерации утверждает:

1. Труд свободен. Каждый  имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право  на труд в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены,  на вознаграждение за труд  без какой-либо дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Статья 3 ТК РФ содержит запрещение дискриминации в целом: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».

В этой норме, однако, не содержится такой признак как «инвалидность», хотя перечень является открытым и  допускает его дополнение. Тем  более, что основные признаки дискриминации указаны (всякое различие или предпочтение по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами). Тем не менее, для обеспечения применения этого запрета на практике и защиты инвалидов от дискриминации следовало бы включить этот признак в перечень запрещенных оснований дискриминации.

Вопросы трудоустройства, получения  профессионального образования  важны для граждан всех возрастов, так как большинству людей  понятно, что только труд должен давать средства к достойной жизни, доставлять удовлетворенность от занятости  им, обеспечивать социальную защищенность. Для трудоустройства инвалида, чтобы не было дискриминации в реализации права на труд, ключевую роль играет индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая должна составляться в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и, в соответствии с действующим законодательством, выдаваться на руки вместе со справкой об установлении инвалидности. ИПР – это документ, без которого фактически инвалид не может реализовать свое право ни на образование, ни на специализацию и труд. Практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев человек при потере здоровья хочет и может трудиться. Важно определить, какую работу он может выполнять, и создать условия для реализации им своих трудовых возможностей. МСЭ определяет степень утраты здоровья, возможности и пути реабилитации, в том числе условия и возможность трудовой деятельности.

В ИПР в четкой форме  оговариваются условия трудовой деятельности, которые не приведут к ухудшению состояния здоровья человека. На практике же МСЭ зачастую выдает справку об инвалидности с  пометкой «не трудоспособен», что фактически зачеркивает для инвалида возможность трудоустройства.

Заключение

Проблема трудоустройства  инвалидов не проста. Хотелось бы, чтобы  наше общество осознало то, что человек, по каким-либо причинам попавший в тяжёлую  ситуацию, имеет право полноценно участвовать в жизни общества, заниматься любимым делом, общаться с людьми, не сталкиваясь с искусственными трудностями. И наш долг - ему в  этом помочь.

На мой взгляд, данные проблемы можно решить, но для этого  следует:

принять единый кодифицированный документ, составляющего основу права социального обеспечения; принять новый Федерального закона «О социальной защите инвалидов», который усиливал правовые механизмы обеспечения инвалидам достойной жизни, и соответствовал бы современным условиям жизни; законодательно закрепить круг государственных органов, ответственных за реализацию элементов социальной защиты инвалидов.


Информация о работе Проблемы реализации права инвалидов на доступную среду