Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 09:10, творческая работа
Переход от бюджетной системы финансирования к системе ОМС является стержнем реформирования здравоохранение в России в 90-е годы.
Состояние российского здравоохранение в конце 90-х годов характеризуется с экономической точки зрения двумя ключевыми проблемами:
- несбалансированностью государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения;
- незавершенностью введения страховой системы финансирования здравоохранения; эклектичностью сочетания элементов старой и новой систем финансирования.
Петрушина Ю
26С112
Переход от бюджетной системы финансирования к системе ОМС является стержнем реформирования здравоохранение в России в 90-е годы.
Состояние российского
здравоохранение в конце 90-х годов
характеризуется с
- несбалансированностью
государственных гарантий
- незавершенностью
введения страховой системы
Введение медицинского
страхования рассматривалось
Введение медицинского страхования преследовало вторую важную цель: - повышение эффективности системы здравоохранения. Достичь этого предполагалось руководствуясь следующими принципами:
- организационное
разделение тех, кто
- стимулирование
конкуренции между
- стимулирование
конкуренции между
- обеспечение права
пациентов на выбор врача,
Первоначальная
концепция реформирования здравоохранения
предполагала введение модели ОМС с
конкуренцией частных страховщиков
в роли покупателей медицинских
услуг. Принятый в 1991 г. Закон РФ "О
медицинском страховании
Территориальные фонды
ОМС должны аккумулировать обязательные
взносы работодателей на медицинское
страхование работающих и платежи
из местных бюджетов на медицинское
страхование неработающих. В реальности
платежи производятся в объемах,
недостаточных для
Уровень финансовой обеспеченности государственных гарантий в 1997-1998 гг.
Требуемые затраты на оказание медицинских
услуг в объемах, достаточных
для обеспечения
При этом идет процесс фактического замещения бесплатных медицинских услуг платными и развитие системы теневой оплаты. Причем большая часть расходов населения на медицинскую помощь имеет характер полуофициальных со-платежей за помощь, которая должна предоставляться бесплатно.
В 1998 правительство приняло
Возможные
варианты нахождения баланса между
государственными гарантиями по обеспечению
граждан бесплатной медицинской
помощью и финансовыми
Были рассмотрены два сценария возможных поступлений средств в 1999 г. В обоих предполагалось, что ставка взносов работодателей остается неизменной (3,6% от фонда оплаты труда). Расчеты проводились исходя из величины номинального ВВП в 1998 г. и предполагаемого снижения реального ВВП за 1998-1999 гг. на 10%.
Сценарий 1. Оптимистический: сохранение в 1999 собираемости страховых взносов и налогов в территориальные бюджеты на уровне 1997 г.;
Сценарий 2. Пессимистический: падение страховых взносов в 1999 по сравнению с 1997 на 7% и снижение собираемости налоговых поступлений (в денежном выражении) в территориальные бюджеты на 25% при годовых темпах инфляции свыше 100%.
Существующая программа |
Сокращенная программа** | |||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 | |
Стоимость выполнения
программы государственных |
77,66 |
77,66 |
69,90 |
69,90 |
Доходы |
75,70 |
57,30 |
75,70 |
57,30 |
Средства бюджетов субъектов Федерации |
53,80 |
38,00 |
53,80 |
38,00 |
Взносы работодателей (тариф 3,6%) |
21,90 |
19,30 |
21,90 |
19,30 |
Дефицит средств |
-1,96 |
-20,36 |
5,8 |
-12,60 |
% к доходам |
-2,59 |
-35,53 |
7,66 |
-21,99 |
Дефицит в расчете на человека, руб. |
13,42 |
139,36 |
-36,70 |
86,24 |
*Варианты 1 и 3 соответствуют оптимистическому сценарию, 2 и 4 - пессимистическому.
** Сокращение
стоимости программы
В обоих сценариях
возможные поступления средств
в систему здравоохранения не
позволяют выполнить принятую Правительством
программу государственных
При сохранении неблагоприятных
обстоятельств дефицит
- сокращения стоимостных
объемов предоставления
- пересмотра обязательств государства:
1) введения со-платежей граждан или
2) создания единой
системы обязательного медико-
Роль страховщиков
в системе обязательного
Деятельность страховых
медицинских компаний в системе
ОМС подвергается сильной критике.
По оценке Федерального фонда ОМС, не
более трети страховых компаний
в системе ОМС действуют
С 1997 г. началось сокращение
числа страховых компаний, действующих
в системе ОМС, как вследствие
административных решений в 1997 г., так
и в результате финансового кризиса
в 1998 г. В Государственной Думе уже
более двух лет лежит законопроект,
внесенный Правительством еще в
1996 г., исключающий негосударственные
страховые организации из числа
субъектов ОМС. Вопрос об оправданности
сохранения негосударственных страховых
медицинских организаций в
Наличие конкуренции
между покупателями медицинских
услуг создает более
- наличие хорошо
специфицированных требований
- соблюдение государством
условий финансирования
- наличие требований
к эффективности использования
государственных средств,
- невысокие издержки
контроля за соблюдением
- наличие ощутимых
санкций за невыполнение
- достаточная информированность
и квалификация покупателя для
принятия обоснованных решений
по выбору более рациональных
вариантов организации
Реальные условия деятельности страховых организаций и фондов ОМС в России не соответствуют теоретическим предпосылкам их эффективной деятельности.
В России нет единой
государственной системы
Требования государства к рациональности использования средств декларативны, плохо специфицированы. Должным образом не обеспечивается контроль за использованием бюджетных ассигнований. Главная проблема заключается в несбалансированности программ ОМС и их финансового обеспечения. В результате средства, перечисляемые страховщикам, не обеспечивают полного покрытия расходов по предоставлению застрахованным гарантируемой медицинской помощи. Нередко значения подушевых нормативов, по которым фонды ОМС перечисляют средства страховым медицинским организациям, меняются несколько раз в году, что лишает смысла усилия по экономии средств.
Поэтому и нельзя рассчитывать, что условия деятельности страховщиков будут заставлять их действовать эффективно.
Неочевидность позитивных эффектов от деятельности страховщиков порождает стремление органов власти сократить их число и снизить расходы на их содержание. На это направлены процедуры аккредитации - административного отбора "наиболее эффективных" организаций, введенные в некоторых регионах. Подобная аккредитация предстает как средство формального институционального закрепления сложившихся социальных сетей и повышения их устойчивости за счет сужения круга участников.
Вместе с тем
в деятельности российских страховщиков
есть примеры инноваций, создающих
условия для более эффективного
использования ресурсов в системе
ОМС. К числу таких эффективных
институциональных нововведений можно
отнести создание автоматизированных
систем учета объемов медицинских
услуг и автоматизированных систем
лекарственного обеспечения, введение
вексельного обращения, внедрение
пластиковых магнитных карт для
автоматизированного учета
Но эти примеры являются исключениями. Если не стимулировать конкуренцию и не усиливать давление государства, то страховщики оказываются лишними посредниками в системе общественного финансирования здравоохранения. Для внедрения и соблюдения соответствующих требований нужны усилия государства. Желания прикладывать такие усилия не просматривается. Наоборот, региональные органы власти проводят политику вытеснения страховых компаний из системы ОМС.
По материалам Public.ru. Техническое
сопровождение – система АТИС
Аналитического Центра при
Факты мошенничества и обогащения
за счет государственных средств
в области здравоохранения, несомненно,
самым серьезным образом влияют
на качество медицинских услуг, но есть
и более страшные вещи. Препараты,
содержащие наркотические вещества.
В небольших дозах они
Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.
Информация о работе Проблемы реформирования здравоохранения в РФ