Проблемы социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Социальные  роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описала с помощью пяти основных характеристик:

    1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее  сдержанное  выражение  чувств.

    2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая

достигается  не автоматически, а в результате усилий личности.

    3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют  многие  стороны  жизни  малыша.

    4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении  других  ролей  допускается особое обращение с теми, с кем у вас  сложились  личные  отношения. Например, мы  не  ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату  у  незнакомого  человека.

    5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

 

4. Ролевые   и   внутриличностные   конфликты

Человек  выполняет  много разных ролей, и каждый раз  ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность — либо человек выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя  все  другие  требования и роли, другие группы людей; при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится  сблизиться  с  теми, кто  его  ценит.

В разных ситуациях  человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно  остается самим  собой, т.е. ролевое поведение (П) —  своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток  на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы  своего организма и психики для  исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутри-личностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе,  его индивидуальному  «Я».

Возможны  следующие  виды  внутри-личностных  конфликтов:

    1) если  «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление  неуверенности  в  себе;

    2) если  «роль» ниже возможностей «Я»,  является недостойной, унизительной  для  человека, то  разрешение  этого  конфликта может принять   разные  формы: 

    а)  объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворенный своей профессией начинает учиться и своими практическими  делами  доказывает  то, что  ему  по  плечу  более  трудные  и  интересные  дела);

    б)  не  имея  возможности  изменить  ситуацию, человек изменяет ее «только для себя», отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли;

    в)  конфликт  между  ролью  и   «Я» не  разрешается, а  устраняется  из сферы  сознания, подавляется;  в  результате  в  поступках,  чувствах, сознании человека  явно  не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и «прорывается» на «козлах отпущения» (человек «срывает  зло»  на  своих подчиненных и близких);

    г)  «рационализацией» называется случай, когда человек, вынужденный выполнять  не  соответствующую  его «Я» роль, уверяет себя и других, что он  это  делает  исключительно  по  собственному  желанию;

    д)  «неадекватное  поведение» проявляется  в замене влечения к недоступной   человеку  роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо  и  нахально;

    е)  человек, оказавшийся  в   несоответствующей для его «Я»  роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

Что   побуждает  человека  освоить  ту  или  иную  социальную  роль?    Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей, но все-таки более  существенно влияют внутренние  мотивы:

    1) если  выполнение каких-либо желаний  человека возможно через овладение   им  определенной роли и для  него заманчивы те права, те  льготы, которые  доступны  исполнению  определенной  роли;

    2) если  овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные  отношения  с  другими  людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, действия человека, его активность обусловлены, прежде всего, внутренними побудительными  силами, его  мотивами, потребностями, желаниями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социализация  – это  трудный  и  долгий  процесс  становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов  поведения, необходимых  для успешного  функционирования  личности  в  данном  обществе.

Механизм  социализации  человека  состоит  из  принятия  решений, целеобразования, мобилизации  внутренних  ресурсов, построения  различных  стратегий  поведения.

Институты  социализации, воздействуя  на  личность, как  бы  сталкиваются  с  системой воздействия, которая задается большой  социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та  равнодействующая, которая сложится  из  систем таких воздействий, зависит конкретный  результат социализации.

Процесс  социализации  достигает  определенной  степени  завершенности  при  достижении  личностью  социальной  зрелости, т.е. обретении ею  интегрального  социального  статуса.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995. С.157–162.
  2. Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. − 1996. − № 2. − С. 17−23.
  3. Кузнецова А.Я. Личность как результат процесса социализации // Биологическое и социальное в формировании целостной личности. − Рига, 1997. − 212 с.
  4. Кули Ч. Социальная самость; под ред. В.И. Добренькова. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. − 358 с.
  5. В. Н. Лавриненко. - М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998. - 349 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. − СПб.: Евразия, 1999. – 408 с.
  7. Мид, Дж. Аз и Я / Дж.Мид; под ред. В.И. Добренькова. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. − 541 с.
  8. Парсонс Т. Очерк социальной системы // О социальных системах. − М.: Академический проект, 2002. − 691 с.
  9. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Философский смысл понятия «социальная адаптация» // Вестник КРАСГАУ. − 2012. – № 6. – С. 288−293.
  10. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестник КРАСГАУ. − 2012. – № 7. – С. 191−196.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. «Феникс», 2003 г. – 736 с. 
  12. Суслова Т.И. Проблема социализации молодежи // Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. тр.; под ред. проф. Н.А. Грика. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009. – С. 182−184.

 


Информация о работе Проблемы социализации личности